Математика – один из наиболее сложных предметов в школьной программе, поэтому для успешного обучения ребенка в школе уже в детском саду необходимо способствовать математическому развитию дошкольника, расширять математический кругозор, повышать качество математической подготовки к школе. Это позволить детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активно использовать математические знания в повседневной жизни. Одним из инновационных средств математического развития является дидактическое пособие «Круги Луллия». Круги Луллия позволяют решать задачи по формированию элементарных математических представлений у детей: решать и составлять простые арифметические задачи на сложение и на вычитание на наглядной основе; распознавать геометрические фигуры независимо от их пространственного положения; закреплять состав числа из двух меньших чисел и т.д. Основная идея работы с дидактическим пособием "Круги Луллия"- создание педагогических условий для освоения детьми мыслительных операций преобразования признаков и их значений, познании окружающего мира, для решения проблемных ситуаций, повышению уровня речевого развития воспитанников. Методы современной инновационной педагогической технологии ТРИЗ (Круги Луллия) формируют успешность в ребенке.
«Круги Луллия» - это уникальная и очень интересная игра, которая была придумана довольно давно, но активно используется по сей день. Можно сказать, что «Круги Луллия» представляют собой некую «логическую машину» или некое подобие компьютера для дошкольников. Использование Кругов Луллия создает для ребенка условия, где он может побыть в роли создателя, который умеет сочинять, объяснять и решать разнообразные проблемы и задачи. Круги Луллия позволяют решать различные задачи по формированию элементарных математических представлений у дошкольников, в том числе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и на вычитание на наглядной основе; распознавать геометрические фигуры независимо от их пространственного положения; развивать у детей геометрическую зоркость: умение анализировать и сравнивать предметы по форме, находить предметы одинаковой и разной формы, соотносить цифру и количество предметов и т.д.
Это пособие вносит элемент игры в образовательную деятельность, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу. Данный игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринуждённой обстановки, снимает психологическое и физическое напряжение, обеспечивает восприятие нового материала, способствует повышению уровня речевого развития воспитанников.
Таким образом, данная методическая разработка позволяет обеспечить высокую эффективность непосредственной образовательной деятельности с детьми 6-7 лет как по формированию элементарных математических представлений, так и по совершенствованию речи.
Этап занятия Структурные компоненты деятельности | Содержание деятельности | Время | Содержание деятельности | Планируемый результат |
| | Деятельность педагога. Приемы работы | Деятельность детей | |
1.Вводная часть |
Приветствие «Доброе утро» | Чтение стихотворения, приветствие. | 1 мин | Воспитатель предлагает поприветствовать друг друга. Читает стихотворение: «Станем рядышком по кругу, Скажем «Здравствуйте!» друг другу. Нам здороваться не лень! Всем привет и добрый день! Если каждый улыбнется- Утро доброе начнется!» Ребята, давайте скажем «Доброе утро!» | Дети образуют круг, стоя на ковре. Слушают стихотворение, затем приветствуют друг друга, говоря: «Доброе утро»! | Создание положительного эмоционального фона занятия. Психологическая готовность к совместной деятельности. |
Организационный момент | Создание мотивации к дальнейшей деятельности. | 2 мин | Воспитатель: «Ребята! Посмотрите, что у меня в руках? Правильно, черный ящик. Интересно, что там лежит? Давайте откроем и посмотрим, что там внутри. (Открывает, достаёт «Круги Луллия»). Воспитатель: Ребята посмотрите, какие интересные круги, с картинками, ничего не пойму, может в коробке есть еще что- то? (Достаёт письмо, читает) Письмо: «Дорогие ребята! Отправляю вам волшебные круги с играми - заданиями. Если вы выполните все задания, то получите интересный сюрприз (волшебные карандаши). Удачи вам! Королева цифр и геометрических фигур». | Дети отвечают - черный ящик; проявляют интерес и желание узнать, что там лежит, высказывают предположения. Дети слушают. | Интерес и желание участвовать в деятельности |
2.Основная часть |
Игра «Найди фигуры» | Цель: развивать у детей геометрическую зоркость, закрепить умение определять из каких фигур состоит предмет. На нижнее кольцо разложены изображения, состоящие их геометрических фигур, на среднее и верхнее – отдельные геометрические фигуры. | 12 мин | Воспитатель: Первое задание Королевы цифр и геометрических фигур - игра «Найди фигуры». Надо с помощью стрелки выбрать изображение, затем найти и совместить с ним геометрические фигуры, из которых оно состоит, на среднем и верхнем кольце (Приложение 2). Например… (показывает пример выполнения). Теперь вы по очереди крутите стрелку и выполняете задание. Вопросы детям: Какую фигуру ты выбрала? Из каких геометрических фигур она состоит? Воспитатель: Берите свои рисунки-таблички с изображением геометрических фигур, садитесь на свои места и составляйте из геометрических фигур изображение с вашей картинки. Какие вы молодцы! Справились с первым заданием. | Дети переходят за столы, садятся на стульчики. Дети по очереди с помощью стрелки выбирают изображение, затем совмещают с ним геометрические фигуры на среднем и верхнем кольце, из которых оно состоит. Отвечают на вопросы. Выполняют задание. | Распознавание геометрических фигур независимо от их пространственного положения Составление фигур из геометрических форм по образцу |
Игра «Подбери цифру». | Цель: закрепить умения соотносить цифру и количество предметов. Используются два кольца: большое и среднее. На среднее кольцо раскладываем цифры, на нижнее – картинки с предметами. | 5 мин | Воспитатель: Следующее задание, которое подготовила нам Королева цифр и геометрических фигур, называется «Подбери цифру» (Приложение 3). Воспитатель: С помощью стрелки выбираем цифру. Нужно рассмотреть цифру, правильно её назвать, затем подобрать картинку на нижнем круге, количество предметов на которой соответствует этой цифре. Какие вы молодцы! Справились со вторым заданием. | Дети по очереди выполняют задание, проговаривают свои действия, согласуя числительные с существительными | Соотнесение количества предметов с цифрой, согласование в речи числительных с существительными |
Динамическая пауза | Выполнение движений под стихотворный текст | 2 мин | Воспитатель читает стихотворение и выполняет движения: «Мы считали и устали, Дружно все мы тихо встали. Ручками похлопали, раз, два, три. Ножками потопали, раз, два, три. Сели, встали, встали, сели И друг друга не задели. Мы немножко отдохнем И опять считать начнем. Выше руки! Шире плечи! Раз, два, три! Дыши ровней! От зарядки станешь крепче, Станешь крепче и сильней.» | Выполняют действия по тексту вместе с воспитателем. | Координация речи с движением, отдых от умственной нагрузки |
Дидактическая игра «Сочиняем задачи» | Цель: закрепить умение составлять и решать арифметические задачи. На нижнее кольцо разложены предметные картинки, на среднее – цифры 1 или 2 со знаком на сложение или на вычитание, на верхнее – цифры от 1 до 9. Кольца раскрутить и с помощью стрелки определить, какую задачу будут составлять. | 8 мин | Воспитатель: Продолжаем дальше выполнять задания Королевы цифр и геометрических фигур. Теперь самое сложное задание. Составить задачу и решить её. (Приложение 4). Вы готовы? Воспитатель: Например, стрелка показала: конфеты, +1, 6. Воспитатель: Давайте, ребята, ещё решим задачку, на вычитание, - 2, 8. Воспитатель исправляет речевые ошибки, показывает образец правильного согласования числительных с существительными, составления предложений. Воспитатель: Молодцы! Хорошо решили задачки, выполнили все задания и получили сюрприз - «Волшебные карандаши» от Королевы цифр и геометрических фигур (вручает сюрприз детям). | Дети составляют задачу на сложение о конфетах. Например: «У Кати было 6 конфет. Папа угостил Катю ещё одной конфетой. Сколько конфет стало у Кати? » Дети решают задачу. Ответы детей. Дети составляют задачу на вычитание, решают задачу. Ответы детей. | Развитие умений составлять и решать простейшие арифметические задачи. Формирование умения формулировать в речи условия задачи, согласовывать числительные с существительными, согласовывание слов в предложениях в роде, числе и падеже |
3.Заключительная часть |
Завершение непосредственной образовательной деятельности. | Рефлексия. | 2 мин | Воспитатель: - Скажите, пожалуйста, понравились ли вам задания и почему? -Что нового и интересного вы узнали? Что у вас получилось и что не совсем правильно получилось? Воспитатель подводит детей к пониманию того, что дети справились, потому что работали вместе, помогали друг другу, смогли договариваться. | Дети рассказывают о том, что нового и интересного они узнали на занятии, что получилось и что не получилось. | Положительный эмоциональный настрой. Удовлетворение от успехов. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Круги Луллия.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Игра «Найди фигуры»
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Игра «Подбери цифру».
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Дидактическая игра «Сочиняем задачи»