Просмотр содержимого документа
«Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему: «Азбука настроения».»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему: «Азбука настроения».
Программные задачи.
Продолжать учить детей составлять рассказы по серии сюжетных картин, отрабатывать умение правильно расставлять картинки, не нарушая целостности сюжета рассказа, правильно строить простые и сложные предложения, согласовывать слова в роде, числе, падеже. Упражнять детей в умении по выражению лица определять настроение человека, используя при этом прилагательные: веселый, радостный, жизнерадостный, скучный, грустный, печальный… Продолжать учить детей управлять своими эмоциями при решении конфликтной ситуации, уметь их разрешать. Продолжать учить детей с помощью мимики и жестов изображать настроение людей. Формировать у детей дружеские взаимоотношения. Продолжать работу над формированием у детей навыков общения со взрослыми и сверстниками.
Материал: серия сюжетных картин «Поссорились», пиктограммы, игровой персонаж – «веселый карандаш», фонограмма музыки «Поссорились – помирились».
Ход НОД:
(Дети входят в группу и становятся полукругом к воспитателю).
Воспитатель:(Держит в руках «Веселый карандаш») – Ребята, к нам в гости пришел наш знакомый «Веселый карандаш», он великий мастер на все дела, рисует, что захочет. Посмотрите, что он нарисовал. (Воспитатель выставляет пиктограммы с изображением «веселого» и «грустного» человека).
Воспитатель: - Что вы можете сказать про этот портрет?
Дети: - На нем изображен веселый человечек.
Воспитатель: - Как еще про него можно сказать? (Радостный, счастливый, довольный, жизнерадостный, бодрый…)
Воспитатель: - Как вы думаете, отчего он такой веселый? (Высказывания детей…)
Воспитатель: - Ребята, обычно улыбка бывает от каких-то радостных, приятных для человека событий.
- Посмотрите на этот портрет (показываю на портрет с грустным человеком).
- Что вы можете сказать о настроении этого человека? (он грустный, расстроенный, печальный, хмурый…)
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, что могло с ним случиться?
Дети: - Его мог кто-то обидеть; он мог с кем-то поссориться и т.д.
Воспитатель: - Такое может случиться и с каждым из вас, если вы поссоритесь или кто-то вас обидит. Ребята, «Веселый карандаш» еще принес с собой картинки. А вы хотите узнать историю, которую он рассказал при помощи вот этих картинок?
Дети: - Да.
Воспитатель: - Тогда поудобнее усаживайтесь.
- «Веселый карандаш» так разволновался, что все перепутал и сам не помнит, правильно ли он расставил картинки. А вы как думаете? (обращаю внимание на выставленные картинки).
Воспитатель: - Ребята, расставьте, пожалуйста, картинки так, чтобы получился сюжет (или по порядку). Давайте внимательно рассмотрим картинки и ответим на вопросы.
- Посмотрите, пожалуйста, на первую картинку и ответьте на вопросы.
1) – Кого вы видите на картинке?
2) – Что делают мальчики? Дайте им имена.
3) – Какое настроение у детей?
Воспитатель:(Обращаю внимание детей на 2-ю картинку).
– Как изменилось поведение мальчиков?
– Почему?
– Какое выражение лиц стало у мальчиков?
Воспитатель:(Показ указкой на 3-ю картинку).
- Почему мальчики оказались на полу?
– Что случилось с их корабликом?
- Что чувствуют мальчики в этот момент?
– Как вы думаете: правильно ли поступили мальчики?
Воспитатель: - А сейчас посмотрите на картинки и давайте составим по ним рассказ (указываю на 1-ю картинку).
- Вначале должны рассказать:
- что делают мальчики;
- с каким настроением они это делают.
(указываю на 2-ю картинку).
- Как повели себя дети, когда увидели, что кораблик готов?
(указываю на 3-ю картинку).
- Что произошло с ребятами и с корабликом?
- Какое у ребят настроение?
Воспитатель: - Минуточку подумайте и помните, что у рассказа есть начало, середина и конец и каждый рассказ может начинаться по-разному.
- Ребята, кто хочет рассказать?
(После первого рассказа – оценка. Провести физминутку).
«Вот поссорились ребята,
Грустные стоят,
Только топают ногою
Играть не хотят.
А как только помирились –
Улыбкой лица засветились,
Весело общаются,
Дружно обнимаются».
(Использование музыки).
(Продолжение занятия: рассказ еще одного ребенка. Даю оценку рассказу). (После рассказа вопрос).
- Как можно озаглавить рассказ?
Воспитатель: - А как можно было мальчикам избежать ссоры? (Ответы детей).
- Ребята, теперь вы знаете как избежать ссоры, поступить так, чтобы было хорошо вам и окружающим вас людям. Я хочу, чтобы ссоры пропала навсегда и все лица сияли от улыбок. А вы этого хотите? (Да)?
Воспитатель + дети:(Читают стихотворение).
«Бывают чувства у зверей,
У рыбок, птичек и людей.
Влияет без сомнения
На всех нас настроение.
Кто веселится?
Кто грустит?
Кто испугался?
Кто сердит?
Рассеет все сомнения
Азбука настроения!»
Воспитатель: - Ребята, нашему гостю «Веселому карандашу» понравилось, как вы занимались. Он не прощается с вами, а говорит вам – до свидания, потому что он еще не раз придет к нам в гости.