Предшествующая работа (с детьми): знакомство с семейным кодексом.
Предварительная работа (воспитателя): Программа «От рождения до школы» Н.Е Вераксы.
Организация детей на ООД:
Ход занятия:
I.Организационная часть.
- Ребята, сейчас мы с вами берем стульчики и садимся полукругом, спинки ровные, ножки подружились, ручки лежат на коленях.
- Сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, слушайте внимательно.
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная.(семья)
- Вы, наверное, догадались у нас сегодня пойдёт речь о семье.
II.Основная часть.
- Сегодня, я вам расскажу интересную сказку, называется она «Добрый волшебник».
Если вы думаете, что на белом свете не осталось больше добрых волшебников, то вы ошибаетесь. Они есть. Живут незаметно среди нас и помогают в трудную минуту.
На окраине небольшого городка, в старом деревянном доме с резными наличниками и петушком над трубой и сейчас живет-поживает сухонький седой старик по фамилии Кинбешлов. Ничего в нем необыкновенного нет. Старичок как старичок. Только фамилия немного странная. Но мало ли каких фамилий не бывает! Если вы эту фамилию с конца прочитаете, может, тогда вам кое-что ясней станет.
Прочитали? Вот и молодцы! Теперь-то вы поняли, что речь идет о волшебнике.
Как у всякого волшебника, у Кинбешлова есть книга, которую он, надев очки, читает по вечерам. Есть и помощники-зверюшки. Как и полагается волшебникам, старичок понимает их язык и ведет с ними долгие интересные беседы.
Каждый вечер к дому Кинбешлова слетаются стайки воробьев, голубей и дружные парочки синиц. Старик садится на скамейку перед домом, кормит птиц зернышками и крошками хлеба и слушает их рассказы о том, что случилось в городе и его окрестностях.
— Ну, рассказывайте, где бывали, что видали? — как-то вечером стал расспрашивать Кинбешлов пичуг.
— Я сегодня одной первоклашке помог! — похвастался бойкий воробьишка Тишка, — Она возле школы с подружками в классики играла, да из кармана ключи и выронила.
От квартиры. Я это заметил, поднял ключи клювиком и на Скамейку положил рядом с ее рюкзаком. Девочка ключи заметила и очень обрадовалась!
— А мы старушке помогли! — хором пропищали синички. — На ее огород вредная тля напала, чуть всю рассаду не погубила, а мы тлю склевали. Будут у старушки и лучок, и помидоры, и огурчики!
— И вы, синички-невелички, молодцы!
— А я видела одного мальчика, и мне стало его очень жаль! — грустно сказала красивая белая голубка.
—Что за мальчик? – поинтересовался Кинбешлов.
— Сирота! Ваней его зовут. Родители у него умерли. Он в детском доме живет! — объяснила голубка.
— Ну раз в детском доме, то это еще ничего! Там его и накормят, напоят, о нем и позаботятся, – успокоил голубку старичок.
— Так-то оно так! — согласилась с волшебником голубка. — Только я заметила —тоскует очень Ванюша. Не хватает ему материнской любви. Ведь ребятишек в детском доме много, некогда воспитательницам с каждым-то возиться. Успеть бы всех накормить да одеть, когда уж тут приласкать малыша, на руки взять, к сердцу прижать. Другие-то дети бегают, играют, а у Ванюши ножки больные, ходить он не может. Вот ведь беда какая! – закончила свой рассказ голубка.
— Да, жаль мальчика! — согласились все.
— Вот было бы хорошо, если бы мальчик обрел добрую семью… Но как это сделать? – задумался старик-волшебник. – Пойду-ка я в свою заветную книгу загляну, может, там что написано. А вы пока меня здесь подождите! — попросил он своих верных помощников и пошел в дом.
Прошло немного времени, и Кинбешлов снова появился на пороге.
— Вот что я вам скажу! — начал он. – Вы, воробышки летите, завтра с утра на рынок, вы, голуби, на городскую площадь, а вы, синички, все парки и скверы облетите. Всюду прислушивайтесь, о чем люди говорят. Может, и найдете для Вани приемных родителей.
На другой день все птицы разлетелись, кто куда. Воробьи полетели на рынок, стали между рядами скакать, зернышки клевать, да к разговорам прислушиваться. Голуби, воркуя, стали важно разгуливать по главной городской площади, а шустрые синички рассыпались по кустам в скверах и парках. В это время встретились на рынке две женщины — старая и молодая. Разговорились о житье-бытье.
Молодая стала на свою беду старушке жаловаться:
— Все бы ничего, и в доме достаток, и муж хороший, вот только деток у нас нет! А так хочется сыночка!
— А ты сходи в детский дом, там детки-сироты живут. Нет у них родных-близких. Может, и полюбится тебе какой-нибудь малыш! — посоветовала старушка Лизе — так молодую женщину звали.
Тишка услыхал, о чем женщины между собой говорили, полетел следом за Лизой и запомнил ее дом. А белая голубка тем временем Ваню навестила. Сорвала полевой цветок и принесла его мальчику в клюве. Цветочек ему понравился, и он перестал плакать.
Вечером птицы собрались возле дома волшебника и рассказали ему о том, что видели и слышали.
—Замечательно! — обрадовался старик. — Пошлю к Лизе Фею Сновидения. Пусть навеет ей сон о мальчике Ване!
Ночью Фея Сновидений невидимкой влетела в раскрытое окно Лизиной спальни, покружила над ее кроватью и прошептала ей на ухо волшебные слова. И приснился женщине прехорошенький мальчик. Глазки синие, как васильки, волосики светлые, вьющиеся.
— Как зовут тебя? — спросила Лиза.
— Ваня!
— А где ты живешь?
— В детском доме.
Утром Лиза рассказала мужу о странном сне, и супруги решили поехать в детский дом. Вдруг и вправду ждет их там малыш с пшеничными волосами, васильковыми глазами.
И все было бы хорошо, но жила в этом городе другая волшебница — злая. Обернулась она вороной, полетела к дому Кинбешлова, смешалась с другими птицами и стала слушать, о чем те говорят со стариком.
— Ага! Хотят помочь какому-то мальчишке! Так не бывать этому! Кар-кар-кар!
Полетела ворона к детскому дому, обернулась нянечкой и вошла в комнату, где спали малыши после обеда, нашла злодейка Ванину кроватку, схватила мальчика и была такова… Никто и не заметил, как она скрылась. Отнесла колдунья Ваню в лес и спрятала в дупле старого дерева.
А Лиза тем временем приехала в детский дом и рассказала заведующей о своем сне. Догадалась та, о ком речь идет.
— Так это ж наш Ванюша! – Глаза у него и вправду синие, а волосы золотые! Вот только – заведующая детским домом замялась. — Ножки у него больные, ходить он не может.
Не смутило Лизу это известие и попросила она показать малыша. Но не тут-то было! Мальчика нигде не было. Напрасно нянечки и воспитательницы искали его повсюду-как в воду канул!
И опять помогли вездесущие птицы. Белая голубка сидела на карнизе и все видела: и как Ваню украли, и как Лиза за ним пришла… Полетела она к дому Кинбешлова, постучала клювиком в стекло, вышел старик вышел на крылечко и голубка все ему рассказала.
Посмотрел Кинбешлов в волшебное зеркало и увидел, где колдунья спрятала малыша. Вместе с голубкой он отправился в лес и нашел старый дуб, в дупле которого спокойно спал Ваня. Старик взял мальчика на руки и понес в детский дом.
Опечаленная Лиза уже собиралась уходить, когда добрый волшебник появился на пороге со спящим ребенком на руках.
— А вот и Ванюша! — сказал он, передавая женщине малыша. Та прижала его к груди. Ваня открыл глаза и прошептал: «Мама!»
- Я думаю, вы догадались, чем закончилась эта история. Лиза и ее муж усыновили мальчика, а добрая голубка принесла в клювике волшебное снадобье. Им и вылечили Ванечку. Стал он бегать, резвиться да своих приемных родителей радовать!
Вопросы к сказке:
- Как звали доброго волшебника? (Кинбешлов)
- Кто помогал ему делать добрые дела? (помощники-зверюшки)
- Как воробей Тишка помог девочке? (он поднял ключи клювиком и положил на скамейку рядом с ее рюкзаком)
- Как синички помогли старушке? (они расклевали тлей)
- О чем рассказала волшебнику белая голубка? (она увидела мальчика, у которого были больны ножки и он не мог ходить)
- Какой сон навеяла Лизе Фея Сновидения? (про мальчика Вани)
- Куда отправилась Лиза? (в детский дом)
- Кто похитил Ваню? (злая волшебница)
- Чем закончилась сказка? (Ваня приобрел новую семью)
- Как вы думаете, почему говорят: «Добро не умрет, а зло пропадет»?
Определение понятию семья.
- Что такое семья? (близкие люди- мама и папа)
- Семья – это близкие люди, родной дом, самое дорогое, что есть у человека. Произнесите вслух слово «семья». Это значит, что что вы как бы повторяетесь в этом слове 7 раз. 7 Я.
- Как вы думаете, зачем люди создают семью? (чтобы растить детей)
- Чтобы жить вместе, помогать друг другу, растить и учить детей. В хорошей и дружной семье у каждого человека свои обязанности, все живут дружно, любят друг друга и помогают. В народе говорят: «Не нужен и клад, коли в семье лад», «Согласная семья – самая счастливая».
-Ребята, а как вы понимаете словосочетание «согласная семья»? (они живут в согласии)
- Это семья, где живут в согласии. Каждый – и старый и малый – ощущает любовь и поддержку со стороны всех членов семьи. Каждый ребёнок в такой семье испытывает чувство защищённости, не стесняется открыто проявлять свои чувства, высказывать желания. Уверен, что его обязательно поймут и поддержат в любой ситуации.
- Ребята, а кто самый близкий для ребёнка человек в семье? (мама, папа)
- Конечно же для детей в семье самые близкие люди – это родители (папа и мама). Вот, что об этом говорят мудрые народные пословицы: «Родительское сердце в детках», «Дети не тягость, а радость», «Дитя плачет, а у матери сердце болит», «Нет ближе дружка, чем родная матушка», «Отец сына худому не научит».
-Поэтому детям надо слушать и уважать своих родителей. Самые старшие и уважаемые члены вашей семьи – это бабушки и дедушки. Они помогают вашим родителям заботиться о вас, если проживают рядом с вами.
Знакомствос СК РФ Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье.
Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).
Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.
- Проживающие в одной семье и имеющие общее место жительства дети имеют право преимущественного приема на обучение по основным общеобразовательным программам дошкольного образования и начального общего образования в государственные и муниципальные образовательные организации, в которых обучаются их братья и (или) сестры.
- Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, образование, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.
СК РФ Статья 55. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками.
Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка.
-В случае раздельного проживания родителей ребенок имеет право на общение с каждым из них. Ребенок имеет право на общение со своими родителями также в случае их проживания в разных государствах.
- Ребята, в Законе нашей страны написано, что каждый человек имеет право на семью и общение с близкими родными. Государство защищает интересы каждого ребёнка. И это вы должны знать.
- А сейчас я предлагаю вам сделать подделку «Сердце».
Я объясняю детям как сделать сердце из бумаги. Дежурные Кирилл и Саша убирают место.
III.Заключительная часть.
-Вильдан, скажи мне с какую сказку мы сегодня читали? (добрый волшебник)
-Ильшат, скажи мне, чем мы сегодня занимались на занятии? (делали подделку)
-Что вам понравилось на занятии?
-Тигран у нас сегодня ленился, надеюсь ты в следующий раз будешь активнее. А вот Алмаз, у нас сегодня хорошо потрудился.