Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия КВЕСТ по теме: Звуки К – КЬ. Буква К.»
ТЕМА: Звуки К – КЬ. Буква К.
ЦЕЛИ:
Коррекционно-образовательные:
- закреплять навыки чёткого произношения звука в слогах, словах, предложениях;
-уточнять понятие звук, слово;
- познакомить с характеристикой звука;
- активизировать и обогащать словарь по теме;
-закрепить понятие зимующие и перелётные птицы;
Коррекционно-развивающие:
-развивать общую и артикуляционную моторику;
- развивать фонематический слух и навыки фонематического анализа;
-развивать зрительное и слуховое внимание;
- развивать память, мышление;
Коррекционно-воспитательные:
-воспитывать умение слушать своих товарищей;
-воспитывать желание поднимать руку, чтобы ответить;
- воспитывать умение работать в парах:
Оборудование: фонограмма записи «Пение птиц»; карточки с картинками; символы звука;
Ход занятия
Логопед: Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам пришли гости, что нужно сделать?
Логопед: Ребята, вы слышите какие- то звуки? (Звучит фонограмма «Пение птиц»)
Дети: Да, это птицы.
Логопед:А, вы хотите узнать, какие птицы нас зовут к себе в гости?
Дети: Да!
Логопед: Посмотрите, ребята, вот эти птички. А у меня для вас есть игра.
Есть одна игра для вас.
Я прочту стихи сейчас.
Я начну, а вы кончайте.
Дружно хором отвечайте.
Где отгадка – там конец.
Кто подскажет – молодец!
Логопед: Ребята, прежде чем мы начнем нашу игру,давайте вспомним правило.
Наши ушки внимательно слушают,
Наши глазки внимательно смотрят.
Наши ручки не мешают, а помогают.
Логопед: Ребята, вы должны закончить моё стихотворение. Сказать, что это за птица и найти соответствующую картинку.
1.Эта птица так болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья- белобока
А зовут её (сорока).
2.Раскачала ветку птичка
Желтогрудая(синичка).
3.За деревней, у опушки
Раздаётся крик (кукушки).
4. Во дворе стоит дворец
Во дворце живёт певец
Кто же это?(скворец)
5.Прилетает к нам с теплом,
Путь, проделав длинный
Лепит домик под окном
Из травы и глины(ласточка)
Логопед:Посмотрите, ребята! Нам птицы письмо принесли? Что же там такое?Давайте прочитаем письмо.
Дорогие, ребята, нам нужна ваша помощь. В городе звуков и букв потерялись звуки и буква. Чтобы их вернуть в наш город, надо будет пройти «Тропу испытаний» и выполнить задания.Поможете, нам? (Да) Мы надеемся на вашу помощь жители города звуков и букв. А вот какие звуки и буква потерялись, вы узнаете, когда ответите на вопросы.
Логопед: Ну, что, ребята поможем жителям города звуков и букв? (Да) Чтобы помочь жителям города, сначала выполним массаж и разомнём наши пальчики, ушки.
Самомассаж лица: «Сорока»
Ока-ока-ока- где живёт сорока? (потереть ладони друг о друга)
Оки-оки-оки – не найти гнездо сороки (ладони козырьком и энергично растирать лоб движениями в стороны)
Ок-ок-ок-на,поклюй-ка,колосок!(кулачками провести по крыльям носа)
Ку-ку-ку- попить лети ты на реку (пальцы «вилочкой» и растирать точки перед и за ушами)
Ко-ко-ко- а река- то далеко! (погладить шею сверху вниз)
Ну, что ж ребята в путь! Нас ждёт «Тропа испытаний» и задания, чтобы помочь жителям города.
Какие ещё птицы остались? (ласточка,скворец) А, это какие птицы? (перелётные).
Ребята, скажите, что общего в названиях этих птиц?
(Сорока,синичка,кукушка,ласточка,скворец)
Дети: В названиях птиц есть одинаковый звук (К)
Логопед: Правильно. Давайте произнесём этот звук все вместе (потом спрашивает индивидуально несколько ребят)
- что делают губы, когда мы произносим этот звук? (В улыбке, свободны)
- что делает кончик языка? (Опущен вниз)
- спинка языка прикасается к нёбу – не даёт петь это звук. А если мы его не можем петь, значит мы называем его…
Дети: согласным звуком.
Логопед:
- а теперь поставьте ладошку к горлышку и произнесите звук К, что делает горлышко? (Молчит)
- если горлышко молчит, тогда мы называем этот звук -…(глухим)
- а теперь дайте полную характеристику звука К (спрашивает несколько детей)
Дети: Звук К – согласный, твёрдый, глухой.
Логопед: Значит, обозначать его мы будем …
Дети: Синим кружком без колокольчика. (Логопед выставляет фишку)
Логопед: У согласного, твёрдого, глухого звука К, есть младший братец звук Кь.
- Скажите, чем похожи звуки К и Кь? (Они согласные, твёрдые, глухие)
- Чем отличаются звуки К и Кь? (Звук К- твёрдый, а звук Кь мягкий)
- Значит звук Кь будем обозначать зеленой фишкой без колокольчика (выставляет фишку).
Логопед: Каким звукам мы с вами будем помогать? (к-кь)
Логопед: Молодцы, ребята справились с первым заданием.
Логопед: Давайте посмотрим, что же нас ждёт дальше на нашей «Тропе испытаний»? (карточки с картинками). Игра «Четвёртый лишний». Ребята, вы должны найти лишний предмет и сказать чем он отличается от других предметов, выполнять задание мы будем в паре с товарищем, который сидит с вами за одним столом.
капуста, морковь, лук, киви;
кисточка, карандаш, ручка, книга;
кегли ,машинка, кукла, пирамидка;
чайник, кастрюля, стакан, вилки;
ракета, корабль, лодка, мотоцикл;
Логопед: Молодцы, ребята! С этим заданием тоже справились. Надо двигаться дальше, чтобы спасти наши звуки и вернуть в город звуков и букв. Двигаемся дальше по нашей тропе испытаний , и на пути у нас посмотрите, карандаши.
Дидактическая игра «Художники»
Логопед: Посмотрите здесь два карандаша (синий и зелёный) вы должны раскрасить картинки и определить место звука в слове. Если звук твёрдый, каким цветом раскрасим?(синим). Если звук мягкий, каким цветом раскрасим? (зелёным). (На листах бумаги распечатаны картинки: круг ,треугольник, кирпич). Справились с заданием? (Да). Проверка задания(дети по желанию объясняют слово).
Логопед: Нам пора двигаться дальше по нашей тропе испытаний . Посмотрите, что это?(скрипичный ключ). Мы с вами должны выполнить разминку, вы готовы? Тогда дружно встали и разминку показали:
Ка-ка-ка- эта стенка высока (дети встают на носочки и тянутся вверх)
Ка-ка-ка- кто пришёл издалека? (ставим правую руку на лоб «козырьком»)
Ко-ко-ко- звук услышим мы легко (ставим руки к ушам)
Ку-ку-ку- вот кукушка на суку, пирожки для всех пеку(ладошками пекут пирожки)
Ки-ки-ки- мы гуляли у реки
Ок-ок-ок – мы по кочкам прыг да скок (перепрыгивают с одной ноги на другую)
Ук-ук-ук- это что ещё за стук?(стучат кулачками)
Ык-ык-ык- на ковёр наш котик прыг!Садимся на свои места.
Итак, вопрос, среди животных есть учёный кто?
Дети: (кот).
Логопед: Правильно, он нам тоже приготовил задание?
Логопед:Скажите, ребята, чем звуки обозначаются на письме? (Буквами)
Правильно, значит наши звуки к-кь, на письме обозначаются буквой К.
Сейчас я прочитаю,стихотворение про букву:
Два столба стояли рядом. Вдруг один переломился, И к другому прислонился.
Посмотрите и скажите из каких элементов состоит буква К? (из трёх палочек). Выставляется карточка с буквой К.
Логопед: Хорошо, справились с заданием учёного кота. Пора дальше в путь по нашей тропе испытаний.
Игра «Сложи букву» .Детям предлагаются палочки, ниточки, чтобы они выложили букву К.
Игра «Вылечи букву». Ребёнок дописывает недостающий элемент у буквы.
Логопед: Правильно выполнили задание, молодцы! Отправляемся дальше, что же нас ждёт? (кроссворд)
Логопед: Разгадывание кроссворда слова кит ,кот. Записываем в тетрадь и выполняем звуковой анализ слова.
Логопед: Молодцы, все задания выполнили! Каким звукам и букве,мы сегодня помогли?
Логопед:. Звуки к,кь и буква К теперь будут жить в городе звуков и букв. Ребята звуки и буква благодарны и приготовили вам подарки. Скажите, что любят дети ,где есть звук к это сладкое? (конфеты). В магазине конфеты продают в чём? (в коробке) .Правильно, а вот и сладкий приз. Молодцы, ребята!
Дорогие, ребята, нам нужна ваша помощь. В городе звуков и букв потерялись звуки и буква. Чтобы их вернуть в наш город, надо будет пройти «Тропу испытаний» и выполнить задания. Поможете, нам? (Да) Мы надеемся на вашу помощь жители города звуков и букв. А вот какие звуки и буква потерялись, вы узнаете, когда ответите на вопросы.