Конспект итоговой НОД по развитию речи с детьми старшей группы на тему: «Путешествие в весенний лес».
Конспект итоговой НОД по развитию речи с детьми старшей группы на тему: «Путешествие в весенний лес».
Конспект итогового занятия по развитию речи с детьми старшей группы на тему: «Путешествие в весенний лес» Составление описательного рассказа о весне с опорой на мнемоталицу.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Воспитывать умения чётко и грамотно отвечать на поставленные вопросы, бережное отношение к природе.
Материалы: ИКТ, Солнышко с лучами на каждого ребенка, мнемотаблица. Солнечные медальоны.
Предварительная работа:
- словарная работа: объяснение слов «проталинка», «вестники весны», «капель».
- беседы о весне, перелетных и зимующих птицах, о насекомых;, словесные игры «Назови какой? какая? какое?», «Скажи наоборот». «Подскажи словечко». Игровое упражнение «ЭХО», «Четвертый лишний»,
Ход занятия:
(Воспитатель собирает детей в круг)
Воспитатель:
Что за чудо – чудеса?
Вот тебе моя рука,
Вот ладошка правая,
Вот ладошка левая!
И скажу вам не тая:
Это все мои друзья!
Воспитатель: Дети, сегодня я получила письмо, хотите узнать, что в нем написано?
Письмо: «Здравствуйте ребята! Я знаю, что вы любите играть, отгадывать загадки. Приглашаю вас в гости в свой лес, где вас встретят мои друзья, с которыми вы уже знакомы и знаете о них очень много, с ними весело проведете время. Надеюсь, что вам у меня понравится. С уважением… Как зовут меня вы узнаете, отгадав загадку».
Я раскрываю почки,
В зеленые листочки.
Деревья одеваю,
Посевы поливаю.
Движением полна.
Зовут меня……..
Дети: (Весна).
Воспитатель: Как вы догадались?
Дети: Весной на деревьях распускаются зеленые листочки, идет дождик.
Воспитатель:Весна приглашает нас в гости в весенний лес! Вы знаете как вести себя в гостях?
Дети: Не шуметь в лесу, не ломать веточки у деревьев.
Воспитатель: На чем же мы отправимся в путешествие?
Дети: на ковре самолете, на автобусе (разные варианты транспорта)
Воспитатель: Я предлагаю вам совершить путешествие в весенний лес на воздушном шаре. А чтоб наш шар поднялся, нужно произнести волшебные слова:
1-2-3- наш шар лети!
Мы летим под облаками,
А земля плывет под нами.
Роща, поле, сад и речка,
И дома и человечки.
Воспитатель: Чтобы нам было не скучно лететь, мы поговорим о весне. Назовите весенние месяцы?
Дети: Март, апрель, май.
Воспитатель: Какое стало весной небо?
Дети: Небо стало светлое, голубое.
Воспитатель: Как изменились деревья и трава весной?
Дети: На деревьях набухают почки, когда ярче греет солнце, распускаются листики. Травка начинает зеленеть.
Воспитатель: мы пролетаем над лесом«Лес»
Воспитатель: пролетая над лесом мы можем вспомнить его обитателей.
Игра "Загадки-отгадки"
1."Летом бродит без дороги
Между сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос". (Медведь)
2. "Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая - для лета,
Для зимы - другого цвета". (Заяц)
3. "Серый, зубастый,
По угодьям рыщет,
Кого съесть ищет". (Волк)
4. "Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт,
В деревне кур крадёт". (Лиса)
(по мере того как дети отгадывают загадки, воспитатель выставляет картинку с этим животным)
Давайте определим с помощью хлопков, сколько слогов в этих словах .
Молодцы, ребята. А сейчас давайте в этих словах найдем звук «С».(воспитатель называет слова, а дети хлопают в ладоши когда услышат звук «с». Аналогично звук «з»
Скажите где находится звук «с», «з», в начале или в конце слова?
Ребята, придумайте еще слова с этими звуками.
Воспитатель: Наш воздушный шар приземлился красивую лесную поляну. Какая она светлая и теплая. А от чего она такая?
Воспитатель: вот первый весенний друг нас встречает, это Солнышко. А чтоб оно согревало всё вокруг ещё сильнее, возьмём по лучику и скажем какое оно, называя вначале слово «солнышко».
Воспитатель: Ребята, солнышко очень радо, что вы сказали столько красивых слов про него, и предлагает вам поиграть в весенние игры и выполнить задания. Согласны?
Дети: Да.
Воспитатель: Берём первый солнечный лучик с заданием. Солнышко предлагает вам подобрать родственное слова к слову весна.
Дети: Весенний, веснушки, веснянка.
Дидактическая игра «Скажи наоборот».
Воспитатель:следующая игра. Ребята, сейчас я вам буду говорить словосочетания о зиме, а вы мне будете называть словосочетания о весне с противоположным значением, чтобы нам легче было выполнить задание, весна отправила нам свой солнечный мячик:
- Зима ушла, а весна – … (пришла).
- Зима холодная, а весна – … (тёплая).
- Зимой солнце морозит (не греет), а весной – … (греет).
- Зимой сугробы высокие, а весной – … (низкие).
- Зимой лед толстый, а весной – … (тонкий).
- Зимой день короткий, а весной – … (длинный).
- Зимой воздух холодный, а весной – … (теплый).
- Зимой птицы поют тихо, а весной – … (громко).
Дидактическая игра «Подскажи словечко»-слова действия
Воспитатель: Все верно, вы справились с этим заданием, значит можно взять следующий лучик. Солнышко предлагает поиграть в игру «Подскажи словечко. Я буду начинать предложение, а вы заканчивать.
Воспитатель: Весной снег (ответы-тает, исчезает).
Воспитатель: Весной солнце(ответы-греет, припекает,светит).
Воспитатель: Весной сосульки (ответы-тают, капают).
Воспитатель: Весной деревья(ответы- оживают, просыпаются).
Воспитатель: Весной ручьи (ответы-бегут, журчат, звенят).
Воспитатель: Весной птицы (ответы-возвращаются, прилетают, поют песни, строят гнёзда).
Воспитатель: Молодцы, вы поиграли солнечными лучами, Ребята, вы слышите, что так может петь? Какой весенний друг нас еще встречает?
Дети: Ручеёк.
Воспитатель: Да Ручеёк и Солнышко, друзья Весны. Как вы думаете, что помогает ручейку, услышать его пение ещё дальше?
Дети: Эхо. Журчание.
Воспитатель: Ручеёк предлагает поиграть с ним, с помощью эха разнесем его журчание по всему весеннему лесу. Вы будите с ним разговаривать, а он будет отвечать, мы будем «эхо».
Дидактическая игра «ЭХО»
Ты куда бежишь ручей?
Среди леса и полей!
Ты торопишься всегда!
К речке, к озеру, куда?
Не спеши бежать, постой!
Не угнаться за тобой!
Чей, чей, чей?
Лей, лей, лей!
Да, да, да!
Да, да, да!
Ой, ой, ой!
Ой, ой, ой!
Воспитатель: Ручеек предлагает ответить на задание. Есть такая пословица. «Март с водой, апрель с травой, а май с цветами», объясните, что это значит?
Дети: в марте тает снег, в апреле появляется первая травка, в мае зацветает первоцвет.
Воспитатель: Всё правильно, нам пора отдохнуть. Давайте поиграем с ручейком.
Физминутка «Ручей»
Снова нет ручьям покоя (бегут по кругу)
День и ночь журчат в кустах.
Ходит солнце золотое (ходят по кругу)
В чистых-чистых небесах.
Льёт лучи на лес и луг (приседают)
И на все цветы вокруг (Поднимают руки верх и над головой)
Воспитатель: Молодцы! Вы поиграли с ручейком, пусть бежит дальше.
(Составление рассказа о весне с помощью мнемотаблицы).
Воспитатель: Давайте, подарим Весне и ее друзьям в благодарность за их интересные задания интересный рассказ о них, а помогут нам в этом схемы-картинки.
Воспитатель: Молодцы, ребята, какие интересные получились у вас рассказы! За вашу хорошую работу весна вам дарит вот такие подарки, яркие «Солнышки-медальки». Наше путешествие подошло концу, пора возвращаться в детский сад. Наш воздушный шар отправляется. Кому понравилось наше путешествие возьмут желтый смалик, кому нет, возьмут зеленый.