Просмотр содержимого документа
«Конспект итогового занятия по развитию речи с использованием метода мнемотехники в младшей группе «Чудеса из волшебной шляпы»»
Цель: способствовать развитию связной речи детей посредством применения метода мнемотехники. Помочь детям понять скрытые мотивы народных сказок, определить характер и эмоциональное состояние героев, используя мнемотехнику.
Задачи:
Социально-коммуникативное развитие:
Продолжать формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость; способствовать формированию эмоционального отношения к сказке, воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, учить быть взаимовежливыми.
Познавательное развитие:
Расширить представление детей о разных видах головных уборов, соотносить их с временами года;дать представление о черте характера – доверчивость; закрепить правила безопасности жизнедеятельности;
Речевое развитие:
Продолжать развивать монологическую речь, совершенствовать умение отвечать на поставленный вопрос;обогащать словарь детей;учить связно, последовательно рассказывать о сказочных героях, используя мнемотаблицы;побуждать рассказывать о своем восприятие поступков героев;
Художественно-эстетическое развитие:
Продолжать формировать интерес к искусству, развивать чувство художественного вкуса,воспитывать любовь к нарадному творчеству
Физическое развитие:
Продолжать формировать правильную осанку; совершенствовать двигательные умения и навыки детей.
Оборудование: красная шляпа с пером, репродукции картин к сказке «Кот, петух и лиса», 2 планшета, веревка с прищепками, волшебный сундук с подарками от шляпы.
Ход занятия
Вступительная часть
Воспитатель вносит в группу красную шляпу с пером, сообщая детям, что придя на работу, обнаружила ее у себя в шкафу. Дети рассуждают, отвечая на следующие вопросы: «Откуда взялась шляпа?», «Чья это шляпа?», «Как она к нам попала?». Выслушав ответы детей, воспитатель предлагает ребятам поиграть со шляпой.
Воспитать говорит детям, о том, что шляпа не простая, она помогает вспомнить сказочного героя из знакомых сказок и его изобразить. Тот, кто ее примерит, должен изобразить сказочного героя, которого шляпа загадала. Ребенок, примеривший шляпу с помощью жестов показывает героя из любой знакомой сказки, остальные дети отгадывают. В конце игры шляпу примеряет воспитатель и показывает различные эмоции, дети определяют и называют.Изобразив эмоцию усталость ,воспитатель сообщает о том шляпа, возможно, устала и отдохнет на голове воспитателя.
Основная часть
Воспитатель с детьми беседуют о том, где они видели шляпы, кто их носит, зачем нужны шляпы и как они классифицируются по временам года.Воспитатель выясняет у детей, в каких сказках герои ходят в шляпах, какие головные уборы носят сказочные персонажи(воспитатель вывешивает иллюстрации с изображением сказочных головных уборов).
Воспитатель: «Ребята, шляпа что-то шепчет мне на ухо!»
Голос из шляпы: «Несет меня лиса за дальние леса, за быстрые реки, за высокие горы. Котик - братик, спаси меня!».
Воспитатель спрашивает детей: «Из какой сказки шляпа к нам явилась?»Дети угадывают сказку, вспоминают персонажей сказки.
Воспитатель показывает детям репродукции к сказке «Кот, петух и лиса», предлагает развесить репродукции на веревку, установив правильную последовательность сюжетов.
«Шляпа сообщает» воспитателю, о том, что хочет поговорить с ребятами о характере петушка, в ходе беседы воспитатель дает понятие о черте характера –доверчивость, беспечность,а также предлагает детям вспомнить ,какие правила безопасности нарушил петушок (общение с незнакомцами,правила поведения ,когда ты дома один).
Воспитатель выясняет у детей их мнение о характере кота и лисы.Дети определяют основные черты характера персонажей.
Физминутка: «Кот, петух и лиса»:
Жили котик с петушком у лесной опушки.
Но однажды лисонька подкралась к избушке.
(подушечки больших пальцев не просто поочередно прикасаются к подушечкам остальных пальцев, а с силой надавливают на них)
Утащила петушка за высоки горы,
Утащила петушка в свою лисью нору
(с силой плотно прижимать согнутые пальцы к ладоням, при разжимании кулачков напрягать выпрямленные пальцы).
Смелый котик в лес пошел и нору Лисы нашел
(ритмично с перехватом сжимать пальцами ладонь противоположной руки).
Умный котик спас дружка Петю-Петю-Петушка
(соединить ладони обеих рук, пальцы скрестить и поднять вверх).
Живут котик с Петушком у лесной опушки,
И теперь уже Лиса не ходит к их избушке
(прямой указательный палец наклонять влево и вправо, остальные пальцы согнуты в кулак).
Шляпа снова «шепчет» на ухо воспитателю, о том, что она не простая, а волшебная. Тот, кто наденет шляпу, превратится в рассказчика, который умеет рассказывать интересные, увлекательные рассказы о сказочных героях из других сказок ,рассказывать с выражением.
Воспитатель достает из шляпы мнемоквадраты из знакомой сказки предлагает угадать следующую сказку по «ключевым словам» и рассказать сказку «Рукавичка» по мнемотаблице. Затем дети рассказывают о героях этой сказки.
-Давайте вспомним, ребята, кто жил в домике – рукавичке?(В домике – рукавичке жили мышка, кабан, зайчик, волк…)
Воспитатель спрашивает у детей, кто из них желает превратиться в рассказчика (одевают «волшебную шляпу»).
Рассказчику предлагается выбрать героя сказки, о котором он хочет рассказать, на мониторе появляется мнемотаблица, которая будет служить подсказкой и поможет ребенку составить логически правильный рассказ.
Давайте мы расскажем про зайчика все, что мы о нем знаем? Для того, чтобы рассказ получился интересным, и мы не пропустили что- то важное, нам поможет вот эта табличка(Шляпа передается следующему рассказчику)
(алгоритм рассказа по таблице)
1. Заяц живет в лесу. Это дикое животное.
2. Его дом под кустиком.
3. Зимой заяц носит белую шубку, а летом - серую.
4. У него длинные уши, короткий хвост.
5. У зайца четыре лапы.
6. Своих детенышей зайчиха выкармливает молоком.
(алгоритм рассказа по таблице)
1. Волк живет в лесу. Он дикое животное.
2. У него есть нора. Может быть естественное углубление, его называют- волчье логово.
3. Тело волка покрыто густой серой шерстью.
4. У него четыре лапы.
5. Волк питается мясом. Он - хищник.
6. У него крепкие сильные зубы.
7. Своих детенышей волк выкармливает молоком. Детеныши у волка появляются в конце зимы.
Воспитатель. Ребята, как вы думаете волк, лиса, заяц, кабан, медведь - это какие животные? Как их можно назвать? (Дикие, потому что они живут в лесу, сами добывают себе еду).
-Молодцы, ребята! Сейчас мы поиграем в игру «У кого — кто? ».
Цель: продолжать развивать умение образовывать существительные в единственном и множественном числе с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
У белки — бельчонок, бельчата,
у зайчихи — зайчонок, зайчата,
у лосихи — лосенок, лосята,
у лисы — лисенок, лисята,
у волчихи — волчонок, волчата,
у ежихи – ежонок, ежата,
у медведицы — медвежонок, медвежата.
Заключительная часть
- Какой из героев вам больше всего понравился, почему?
- Кого в этой сказке вы бы пожалели?
- Кого бы пожурили?
Воспитатель: «Шляпа сообщила, что хочет остаться у нас погостить, и превратить всех ребят, кто желает в рассказчиков, они смогут рассказать не только о героях сказки, но и о самих себе, своих родителях и обо всем, о чем пожелают. Шляпа то не пустая она с подарками!»
Под шляпой волшебный сундук с масками героев сказки для театральной постановки. В конце занятия проводится игра-инсценировка любимой сказки с использованием подаренных масок.