Конспект индивидуальной НОД ребенка с ограниченными возможностями здоровья по теме «Слова слоговой структуры II типа по А.К. Марковой»
Конспект индивидуальной НОД ребенка с ограниченными возможностями здоровья по теме «Слова слоговой структуры II типа по А.К. Марковой»
Целью занятия является развитие связной речи. У детей с ТНР речь развита плохо и поэтому к развитию их речи необходим подход. Интересное и не совсем стандартное занятие разнообразит будни малыша.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект индивидуальной НОД ребенка с ограниченными возможностями здоровья по теме «Слова слоговой структуры II типа по А.К. Марковой»»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка -
детский сад
Конспект индивидуальной непосредственно образовательной деятельности
ребенка с ограниченными возможностями здоровья
средней группы по теме «Слова слоговой структуры II типа по А.К. Марковой»
Составил:
учитель-логопед
Иванова В.А.
Речь - великая сила: она убеждает,
обращает, принуждает. (Р.У. Эмерсон)
Пояснительная записка к конспекту индивидуальной НОД
ребенка с ограниченными возможностями здоровья средней группы
учителя-логопеда.
Тема занятия: Слова слоговой структуры II типа по А.К.Марковой.
Задачи приоритетной образовательной области:
Речевое развитие: овладение речью, как средством общения; активизация активного словаря; развитие слухового внимания; развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Задачи ОО в интеграции:
Познавательное развитие: развитие любознательности и познавательной мотивации, познавательных интересов, развитие познавательных процессов (мышление, внимание, воображение) (закрепление знания ребенка об осени; напоминание названия осенних месяцев; закрепление умения считать до 5; разучивание названия дней недели, актуализация знаний о названии пальцев на руке).
Социально-коммуникативное развитие: развитие общения и взаимодействие ребёнка со сверстниками и взрослыми; развитие эмоциональной отзывчивости; развитие эмоционального интеллекта.
Физическое развитие: снятие физического и психического напряжения ребенка; развитие двигательной активности; развитие крупной и мелкой моторики, координировать речь, движение и мышление.
Предпосылки учебной деятельности: развитие любознательности и познавательной мотивации, формирование умения слушать и слышать взрослого, формировать умение действовать согласно правилам, образцу; формировать потребность ребенка в общении со сверстником и взрослым; формировать умение подчинить свое поведение обстоятельствам, способствовать развитию восприятия, способствовать развитию устной речи, способствовать развитию мелкой моторики рук, формирование адекватной самооценки.
Целью занятия является развитие связной речи.
Занятие проводится с ребенком средней группы комбинированного вида. У ребенка общее недоразвитие речи 2 уровня, предложения короткие, простые (2-4 слова). Нарушен слоговой образ слова: наблюдается перестановка и сокращение слогов. Недостаточность фонематического восприятия.
Конспект индивидуального занятия составлен на основе перспективного планирования, с учетом основной общеобразовательной программы дошкольного образования и адаптированной образовательной программыдля детей с ТНР, индивидуального подхода. А также была использована дополнительная литература:
- Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей.
- Тарасова О.А., Чернышева Ю.А. Речевая слуховая агнозия: теория и практика.
- Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Соболева А.В. Методика преодоления недостатков речи у детей дошкольного возраста.
2. Развито общение и взаимодействие ребенка с взрослым.
3. Развита эмоциональная отзывчивость.
4. У ребенка активизирован активный словарь.
5. У ребёнка сохранено физическое и психическое здоровье.
6. Ребёнок может контролировать свои движения и управлять ими. Развито умение координировать речь и движение.
В образовательной деятельности сочетались как учебные, так и игровые методы работы. В образовательную деятельность с ребёнком с нарушениями речи включены игры, игровые и кинезиологические упражнения, которые повышают умственную активность, совершенствует речевые навыки, способствующие развитию психических процессов,повышают эмоциональную активность детей.
Оборудование для педагога: картинки, фигурки, кубики 3х основных цветов, погремушка и бубенцы, ортопедические коврики, ортопедические мячики и шарики су-джок.
Ход занятия:
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Содержание НОД
Образовательная область (вид деятельности)
Формы работы
Наличие
средства
у детей
Образовательные
задачи
Целевые
ориентиры
(характеристики)
I. Приветствие и актуализация знаний
Ребенок заходит в кабинет. Приветствие. Перед ним лежат 4 ортопедических коврика, отвечая на вопросы логопеда, Влад прыгает по коврикам.
- Какое время года у нас сейчас? (Осень)
- Какие осенние месяцы ты знаешь? (ответ ребенка)
- Сколько осенних месяцев ты назвал? (ответ ребенка)
- Какие приметы осени ты знаешь? (ответ ребенка)
Логопед с ребенком присаживаются на коврик, берут в руки ортоп.мячик (или шарик су-джок) и проговаривают вместе (ребенок повторяет за педагогом) стишок "Дни недели":
- В Пн мы стирали,
Пол во Вт подметали,
В Ср мы пекли калач,
А в Чт играли в мяч,
В Пт мы чашки мыли,
А в Сб торт купили.
И конечно вВс звали всех на день рожденья.
Пели, прыгали, плясали.
Дни недели посчитали.
II. Пальчиковая гимнастика.
Берут пружинки, нанизывают на пальчики от большого к мизинцу, логопед проговаривает дни недели, а ребенок считает (1,2,3,4,5) (6,7 помогает логопед, если ребенок не знает).
На второй руке логопед и Влад проговаривают названия пальчиков, нанизывая пружинку (от большого к мизинцу).
Социально коммуникативное развитие/ речевое развитие
(коммуникативный)
Физическое развитие/ речевое развитие (двигательная)
Приветствие
Беседа
Слово
Движение
Ортоп.мячики и шарики, пружинки су-джок
Развитие общения и взаимодействие ребёнка со взрослым.
Развитие двигательной активности детей. Развитие крупной и мелкой моторики. Развивать умение координировать речь и движение.
Развито общение и взаимодействие ребёнка совзрослым.
Развита эмоциональная отзывчивость.
У ребёнка сохранено физическое и психическое здоровье. Ребёнок может контролировать свои движения и управлять ими. Развито умение координировать речь и движение. Может использовать речь для выражения своей мысли. Активизирован активный словарь.
Развита крупная и мелкая моторика.
Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
Содержание НОД
Образовательная область (вид деятельности)
Формы работы
Наличие
средства
у детей
Образовательные
задачи
Целевые
ориентиры
(характеристики)
III. Артикуляционная гимнастика.
Затем логопед и Влад садятся на стульчики за стол.
- Владик, посмотри, кто к нам сегодня прилетел! Это же - ворона Ка. Давай спросим у нее, зачем она к нам пожаловала.
Ребенок задает вопрос.
- Оказывается, она принесла нам мешочек с подарками. Давай посмотрим, что там!
Логопед и ребенок достают из мешочка фигурки артикуляционной гимнастики. Объясняют и показывают Вороне что это и как делать. Выполняют артикуляционную гимнастику. Затем Влад из картинок артикуляционных поз выкладывает ВРР 1:1 и выполняет его.
III. Сообщение темы занятия.
- Влад! Мне сегодня на электронную почту пришло письмо от Лунтика. Ему Кузя прислал сообщение, в котором говорил о предметах, которые нужны ему для похода. Но Лунтик забыл про них, и очень расстроился, ему нужна помощь! Давай поможем Лунтику разгадать загадки и собрать эти картинки-предметы и посмотрим, что на них изображено.
Педагог и ребенок подходят к столу, на котором стоят кубики, а под ними спрятаны картинки.Влад, отгадывая загадку должен найти к ней картинку.
- А сейчас, Влад, я предлагаю отгадать мои загадки.
Загадки
Меня на голову надень
И бегай в самый жаркий день,
А снимешь – недовольна мама.
Я – шапка летняя .... (Панама)
Если дождик, мы не тужим -
Бойко шлёпаем по лужам,
Будет солнышко сиять -
Нам под вешалкой стоять.(Сапоги)
Когда горлышко болит,
Или просто с чаем.
Из неё варение Всех нас выручает.
Розовые шарики,
Семечки внутри.
Что это за ягода, Мне ответишь ты?(Малина)
Что за белая водица.
С фермы к нам в бидонах мчится?
Мы ответ нашли легко -
Это просто… (Молоко)
После того, как все картинки найдены, Влад за педагогом повторяют слова, и строит разноцветные башни.
П а-на-ма- ребенок на каждый слог ставит свой кубик. И так все слова. МА
НА
ПА
Повторили основные цвета.
Выполнение кинезиологического упражнения "Зайчик - коровка"
Познавательное развитие/
речевое развитие
(коммуникативная)
Познавательное развитие /Речевое развитие
Беседа
Беседа
Игра
Загадки
Слово
Фигурки
Картинки
Слово
Картинки
Кубики
Развитие любознательности и познавательной мотивации (закреплять умения правильно делать артикуляционную гимнастику и выкладывать визуально-ритмический ряд 1:1).
Развитие связной,
грамматически правильной диалоговой речи.
Активизировать активный словарь.
Развитие интересаребенка, любознательности и познавательной мотивации. Развитие познавательных процессов (внимание, мышление). Развитие общения и взаимодействие ребёнка со взрослым. Развитие эмоциональной отзывчивости.Развитие связной, грамматически правильной диалоговой речи. Овладение речью, как средством общения. Активизация активного словаря.
Развитие аналитического восприятия, умение выделять связи и отношения. Развитие слухового внимания. Активизация активного словаря.
Развитие умения отгадывать загадки
Использует речь для выражения своих мыслей.
Активизирован активный словарь.
Развита любознательность и познавательная мотивация.
Владеет устной речью.
Развиты интерес и познавательная мотивация. Развиты познавательные процессы (мышление, внимание).
Развито общение и взаимодействие ребёнка со взрослым.
- Влад, ты большой молодец! Теперь пока я буду звенеть погремушкой, ты спокойно стоишь и слушаешь, как только я позвеню бубенцами - ты прыгаешь на один коврик вперед и повторяешь за мной звуки: -А, -И, -У, -О (на каждый коврик свой звук).
Социально - коммуникативное /физическое развитие/ речевое развитие (коммуникативный)
Рефлексия
Слово
Снятие физического и психического напряжения ребенка. Развитие двигательной активности.
Развитие крупной моторики.
Развитие умения координировать речь и движение.
Развитие слухового внимания.
Развитие общения и взаимодействие ребёнка со взрослыми.
Развитие эмоционального интеллекта.
Овладение речью, как средством общения.
У ребёнка сохранено физическое и психическое здоровье.
Ребёнок может контролировать свои движения и управлять ими. Развито умение координировать речь и движение. Может использовать речь для выражения своей мысли. Активизирован активный словарь.
Развита крупная моторика.
Развито мыслительная деятельность. Развито слуховое внимание. Активизирован активный словарь.