Просмотр содержимого документа
«Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком старшей группы для детей с ТНР "Дифференциация звуков [с] – [ш] в речи"»
Конспект
индивидуального логопедического занятия
с ребенком старшей группы для детей с ТНР
Тема: "Дифференциация звуков [с] – [ш] в речи".
Цель: развитие умения дифференцировать звуки [с] – [ш] в речи.
Коррекционно-образовательные задачи:
– закреплять правильное произношение звуков [с] и [ш]в слогах, словах, чистоговорках и во фразовой речи.
– упражнять в умении согласовывать числительные с именами существительными.
– формировать эмоционально-положительное отношение к занятиям;
– воспитывать желание прийти на помощь.
Оборудование: картинка с изображением мальчика; фигурки кошки и птички; предметные картинки для игры "Сосчитай до пяти" и картинки для игры с кошкой и птичкой; мяч.
Логопед: Здравствуй, я очень рада тебя видеть! Посмотри, сегодня к нам в гости пришел мальчик Саша. Он расстроен тем, что не может правильно произнести свое имя. Саша путает звуки [с] – [ш]. Давай научим мальчика говорить красиво? Но сначала узнаем, что успел сделать с утра Саша.
Выполнение комплекса артикуляционной гимнастики перед зеркалом.
Саша проснулся утром и улыбнулся (упражнение "Улыбка"). Потом он посмотрели в окошко, чтобы узнать, какая погода на улице (упражнение "Окошко"). Саша почистил зубы (упражнение "Чистим нижние зубки"). Мальчик решил, что сегодня он обязательно прокатится с горки (упражнение "Горка"). Затем Саша захотел попить чай с вкусным вареньем (упражнение "Вкусное варенье"). Мальчик стал пить чай из красивой чашечки (упражнение "Чашечка"). Потом Саша пошел гулять, встретил во дворе друзей, с которыми поиграл в футбол (дыхательная гимнастика).Обращаю внимание ребенка, чтобы он не надувал щеки, а выдох не был прерывистым.
Мальчик нагулялся и пришел домой.
Логопед: Давай расскажем Саше, как правильно произносить звук [с]. Язык находится за нижними зубами, зубы – «заборчиком», губы улыбаются, холодный ветерок проходит по середине языка. Посвисти, пожалуйста.
Когда мы произносим звук [ш], язычок находится за верхними зубами и похож на «чашечку», зубы – «заборчиком», губы – «бубликом», ветерок теплый. Покажи Саше, как ты произносишь звук [ш]. Можно помогать себе рукой. Когда произносишь звук [с], опусти руку вниз. Когда произносишь звук [ш], поднимай руку вверх.
Дома у Саши живет кошка, которая умеет шипеть: [ш-ш-ш-ш]. Еще у Саши есть птичка, которая поет такую песенку: [с-с-с-с]. Птичка и кошка хотят с тобой поиграть и узнать, сможешь ли ты различить, кто из них подает голос. Внимательно слушай, чью песенку я сейчас спою, и укажи, чья эта песенка: кошки или птички .
С - Ш - С - С -Ш - Ш -С - С - Ш - С - Ш - Ш
СА - ШИ - СУ - СЭ - ША - СО - СЫ - ШУ
ОС – УШ – ИШ – ЫС – ОШ – АС – ИС
Логопед:
Давай поиграем в такую игру. Я буду кидать тебе мяч и называть слог со звуком [с], а ты будешь называть этот слог со звуком [ш ] и возвращать мяч мне.
СА – ... (ША)
СУ – ... (ШУ)
СЫ – ... (ШИ)
СО – ... (ШО)
УС – ... (УШ)
ОС – ... (ОШ)
ИС – ... (ИШ)
ЫС – ... (ЫШ)
Логопед: Молодец! Продолжим игру. Но теперь я стану называть слог со звуком [ш], а ты будешь называть этот слог со звуком [с ]. Договорились?
ША – ... (СА)
ШО – ... (СО)
ШУ – ... (СУ)
ШИ – ... (СЫ)
АШ – ... (АС)
УШ – ... (УС)
ЫШ – ... (ЫС)
ОШ – ... (ОС)
Теперь давай поиграем в игру "Повтори за мной". Я буду называть слова, а ты эти слова повторяй за мной. (Логопед называет по паре слов, ребенок повторяет)
сайка – шайка
сутки – шутки
стуки – штуки
споры – шпоры
стык – штык
срам – шрам
стиль – штиль
сок – шок
миска – мишка
маска – Машка
крыса – крыша
касса – каша
марс – марш
вас – ваш
нас – наш
мыс – мышь
Логопед: Скажи, пожалуйста, кем ты мечтаешь стать? (Ответ ребенка). Саша очень хочет стать поэтом. Послушай, какие стихи он придумал. Но так как мальчик путает звуки [с] и [ш], то и в стихах получилась путаница. Поможешь Саше исправить ошибки в его стихотворениях? Но сначала внимательно послушай, какие слова я сейчас произнесу. Ты эти слова повтори за мной. Называю по паре слов, которые ребенок повторяет: каска - кашка, миска – мишка, пасу – пашу, Машка – маска, шуметь – суметь, крыса – крыша. А теперь послушай, что сочинил Саша.
(Зачитываю по паре предложений. Ребенок исправляет ошибки).
Положили в плошку … КАСКУ.
Надевал пожарный … КАШКУ!
Сладко спит в берлоге … МИСКА,
На столе с салатом … МИШКА.
В поле землю я … ПАСУ,
На лугах коров … ПАШУ!
На лицо надета … МАШКА,
Имя нашей кошки … МАСКА!
Как нам хочется … ШУМЕТЬ!
Спать спокойно, не … СУМЕТЬ!
Послушай, что еще говорит Саша. Может быть, и в других словах есть ошибки?
КРЫСУ красит маляр. Живет в подвале КРЫША.
Саша очень рад твоей помощи! Посмотри: Сашины кошка и птичка заскучали. Давай с ними поиграем? Вспомни, пожалуйста, как шипит кошка. А теперь спой песенку птички. Перед тобой лежат картинки, на которых изображены разные предметы. Тебе нужно по очереди брать картинки, называть, что на них изображено. Если в слове, которое ты произнесешь, есть звук [с], то эту картинку положи к птичке. А если в этом слове есть звук [ш], картинку клади рядом с кошкой.
Логопед: В какие игрушки ты любишь играть? (Ответ ребенка). Саше нравится играть в машины и самолеты. Давай поможем Саше сосчитать сколько у него машин и самолетов.
Игра "Сосчитай до пяти".
Логопед: Я хочу рассказать Саше чистоговорки. Чтобы мальчик их лучше запомнил, повторяй, пожалуйста, чистоговорки за мной.
Ша - са - ша – Маша моет малыша.
Су - шу - су – большой шарик я несу.
Аш - ас - аш – под сосной стоит шалаш.
Ош - ос - ош – до чего же день хорош.
Молодец, ты очень старался! Какие звуки ты помогал Саше различать? Каким играм мы научили мальчика? Саша очень благодарен тебе за помощь и дарит тебе раскраску.