Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с ребёнком 5-6 лет с ограниченными возможностями здоровья с включением приемов тестопластики
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с ребёнком 5-6 лет с ограниченными возможностями здоровья с включением приемов тестопластики
В данное занятие включены приемы тестопластики, использование которых в сочетании с традиционными методами и приемами обучения математике способствует развитию полисенсорного восприятия, зрительно-моторной координации, стимулированию рефлекторных зон и нервных окончаний ладоней и пальцев, творческих способностей. Кроме того, решаются и специальные задачи развития и коррекции недостатков эмоционально-волевой сферы и формирующейся личности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с ребёнком 5-6 лет с ограниченными возможностями здоровья с включением приемов тестопластики»
Конспект
индивидуального коррекционно-развивающего занятия
с ребёнком 5-6 лет с ограниченными возможностями здоровья
с включением приемов тестопластики
Составила учитель-дефектолог
МБОУ ЦО № 29 г. Тулы
Редькина Е.В.
Тема: Порядковый счёт до 5.
Лексическая тема: Домашние животные.
Образовательные задачи: упражнять в раскладывании и назывании цифр от 1 до 5 в прямом и обратном порядке, уточняя направление (слева направо и справа налево) и используя двигательно-осязательный компонент; упражнять в порядковом счёте до 5, учить ребёнка правильно отвечать на вопросы: «Который по счёту?», «На каком месте?»; упражнять в отгадывании загадок о домашних животных с опорой на предметные картинки; закреплять оптико-графический образ цифры 5 путём активизации полисенсорного восприятия, активизировать лексический запас по теме «Домашние животные», упражнять в отгадывании загадок с опорой на предметные картинки.
Корекционно-развивающие задачи: развивать основные мыслительные операции, пространственное мышление, полисенсорное восприятие, внимание, память, обогащать и актуализировать элементарный математический словарь, мелкую моторику обеих рук.
Воспитательные задачи: воспитывать интерес к математике, навыки сотрудничества с педагогом, уважение и доброжелательное отношение ко всем участникам образовательного процесса.
панно с имитацией зеленой травы, деревянные цифры от 1 до 5; тактильные цифры от 1 до 5; предметные картинки с изображением коровы, свиньи, лошади, собаки, козы; цветное тесто, набор разных предметов для изготовления отпечатков на раскатанном цветном тесте, цветные бусины, рабочая тетрадь ребёнка в крупную клетку, простой карандаш.
Дефектолог: Здравствуй, Илья! Давай посмотрим в окно: какое сегодня яркое солнышко! День будет удачным и все у нас получится! Ты готов заниматься?
Ребенок: Да!
Тогда начинаем занятие. Ой, посмотри, пожалуйста, что это такое? (Ребёнку предлагается рассмотреть панно с имитацией зеленой травы), найти спрятавшиеся цифры и назвать их.
Ребенок: Это трава.
Дефектолог: А что кроме травы ты видишь на картинке?
Ребенок: Цифры!
Дефектолог: Правильно! Найди все спрятавшиеся цифры и назови их!
Ребенок: два, четыре, три, один, пять.
Дефектолог: Правильно! Молодец!
2. Основная часть
1) Игровое упражнение «Цифровой ряд до 5».
Те цифры, которые ребёнок нашёл на панно, дефектолог предлагает разложить перед собой в ряд в направлении слева направо (показ направления пальчиком). (В данном упражнении целесообразно использовать набор тактильных цифр с целью привлечения тактильно-двигательного компонента познания): А сейчас разложи, пожалуйста, цифры в прямом порядке. Какое направление необходимо выбрать?
Ребенок: Слева направо.
Дефектолог: Правильно! Молодец! Покажи направление слева направо на столе рукой.
Затем дефектолог просит ребенка назвать цифры в прямом и обратном порядке: Хорошо! Назови, пожалуйста, цифры в прямом порядке.
Ребенок: один, два, три, четыре, пять.
Дефектолог: Молодец! В каком порядке ты назвал цифры? А теперь Ребенок: В прямом. назови цифры в обратном порядке.
Дефектолог: Правильно! А теперь назови цифры в обратном порядке.
Ребенок: пять, четыре, три, два, один.
Дефектолог: Молодец! В каком порядке ты назвал цифры?
Ребенок: В обратном.
Дефектолог: Молодец! А в каком направлении ты называл цифры от 5 до 1? Покажи это направление рукой.
Ребенок: Справа налево /показ направления рукой/.
Дефектолог: Молодец!
2) Игровое упражнение «Который по счёту?»
Под каждой цифрой дефектолог раскладывает предметные картинки с изображением домашних животных. Далее ребенок выполняет инструкции педагога на выявление порядкового места той или иной картинки, отвечая на вопросы «Который по счёту?», «На каком месте?», «Поставь на первое место корову»…..
Дефектолог: Илюша, посмотри на картинки и назови животных.
Ребенок: Корова, свинья, лошадь, собака, коза.
Дефектолог: а скажи, пожалуйста, какие это животные?
Ребенок: Домашние.
Дефектолог: Правильно! А почему их называют «домашними»?
Ребенок: Они живут рядом с человеком и приносят ему пользу, человек заботится о них…
Дефектолог: Верно, молодец!
3) Игра «Отгадай загадку, найди отгадку»:
Дефектолог: Я предлагаю тебе отгадать загадки об этих животных и показать нужную картинку.
С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живёт под крылечком,
Хвост колечком. /собака/
Кто имеет пятачок,
Не зажатый в кулачок?
на ногах её копытца.
Ест и пьёт она из корытца. /свинья/
С бородой, а не старик,
С рогами, а не бык,
Доят, а не корова. /коза/
Дефектолог: Все правильно, молодец!
3) Игровое упражнение «Кто спрятался?»
Дефектолог: А сейчас я уберу одну из картинок, а ты, Илюша, попробуй отгадать – какую именно. Хорошо?
Ребенок: Да.
Дефектолог убирает одну из картинок и просит ребёнка ответить на вопрос «Кто спрятался?»). Повторить 3 раза.
3. Физминутка «Весёлые человечки».
Дефектолог: Пришло время немножко отдохнуть. Илья, встань напротив меня. Ты увидишь картинки, на которых веселые человечки будут показывать различные движения и позы. Тебе необходимо повторять за ними. Будь внимательным! Начинаем!
4. Игровое упражнение «Угадай, чей это след».Упражнение проводится у соседнего стола. Ребёнка можно не усаживать за стол. На столе – раскатанный пласт цветного теста для лепки и набор разных предметов.
Дефектолог: Илюша, закрой глаза.
В это время дефектолог накладывает предмет на тесто, надавливает так, чтобы остался чёткий след.
Дефектолог: Илюша, открывай глаза. Попробуй догадаться, какой из этих предметов оставил этот след.
Варианты ответов ребёнка: крышка, машинка, карандаш, кубик….
Дефектолог: Илюша, ты молодец! Верно подобрал предметы!
5. Работа с цифрой 5.
Дефектолог: Илюша, рассмотри цифру 5, обведи её пальчиком сверху вниз. Хорошо! Давай повторим ещё раз – обведи пальчиком цифру! В каком направлении ты это делаешь? (сверху вниз).
Дефектолог: Правильно, молодец! А сейчас сделаем цифру 5 из цветного теста. Отщипни кусочек, так же, как и я… Давай немножко разомнём тесто в руках, пальчиками. Теперь нам необходимо сделать колбаску из этого кусочка теста. Как нам сделать колбаску, Илюша?
Ребенок: Раскатать тесто.
Дефектолог: Правильно, а как именно раскатать? Покажи…. Верно. Ладони при этом должны быть прямыми и твёрдыми. Хорошо. Получилась колбаска. А теперь выложи её так, чтобы она стала похожа на цифру 5.
Дефектолог: Молодец! Замечательная цифра 5 вышла у тебя! А вот теперь можно цифру украсить цветными бусинами. Илюша, сделай это, пожалуйста, сверху вниз.
Дефектолог: Илюша, вспомни, пожалуйста, какие игры и упражнения ты выполнял сегодня?
Ребенок: Отгадывал, чьи следы на тесте; называл цифры в прямом и обратном порядке; отгадывал загадки о животных; сделал цифру 5 из теста; работал в тетради….
Дефектолог: Молодец! А какое задание тебе понравилось больше всего?
Ребенок: Отгадать, чьи следы на тесте.
Дефектолог: Молодец, Илья! Ты сегодня занимался хорошо, старался и у тебя все получилось!