Воспитывать умение работать в коллективе, дисциплинированность;
Воспитывать интерес детей к совместному и индивидуальному рассказыванию.
Предварительная работа с детьми: рассматривание альбомов «Овощи и фрукты»; беседа «Что растет в огороде и саду»; беседа о пользе фруктов и овощей; дидактическая игра «Что лишнее?»; чтение стихотворений об овощах и фруктах.
Материалы и оборудование: муляжи овощей и фруктов, мешочек, картинки с изображением фруктов и овощей; плоскостные изображения овощей и фруктов; магнитная доска с магнитами; ноутбук, экран, опорная схема для составления описательных рассказов об овощах и фруктах; мяч; плоскостные баночки и коробочки по числу детей; ватман с изображением «волшебного дерева», мольберт, цветные маркеры; тарелка, свежие яблоки, картинка Осени.
Методы и приёмы: рассказ, беседа, обсуждение, объяснение, иллюстрирование, показ, демонстрация, дидактическая игра.
Ход.
I. Мотивация детей к поиску решения познавательной проблемы.
Воспитатель: Один, два, три, четыре, пять - становитесь в круг играть!Ребята, сегодня мы с вами поговорим об овощах и фруктах.
- Для чего они нам нужны?
Дети: Мы их едим, чтобы их кушать, в них много витаминов.
Воспитатель: Чтобы быть здоровыми, умными, сильными, люди должны получать витамины с пищей.
Как вы думаете, в какое время года мы получаем больше всего витаминов?
Дети: Летом и осенью.
Воспитатель: А как вы думаете, почему?
Дети: Летом и осенью много овощей и фруктов.
Осень – это красивое время года. Осень дарит всем подарки.
Вы любите получать подарки? (Да).
Я предлагаю вам отправиться в гости к Осени. (Показ на экране картинки с изображением Осени).
- Она приготовила для вас очень интересные задания.
II. Актуализация опыта участников деятельности.
Воспитатель:Ребята, Осень подготовила для вас загадки. Послушайте их внимательно и постарайтесь отгадать.
Поздним летом в огород собирается народ.
Зрел все лето урожай! Что собрали? Отгадай!
- Здесь весною было пусто, Летом выросла ... капуста.
- Помогает деду внук,
Собирает с грядок ... лук.
- Собираем мы в лукошко очень крупную... картошку.
- От дождя земля намокла, Вылезай, толстушка -... свёкла.
- Из земли за чуб плутовку Тянем сочную... морковку.
- Вот зеленый толстячок - Крупный, гладкий ... кабачок.
- Для Володи и Катюши Соберем в корзину ... груши.
- Не забудем для Алёны Очень кислые... лимоны.
- А теперь пойдем мы в сад. Там созрел уж ... виноград.
- Очень сочны и красивы Выросли на ветках ... сливы.
- Для начинки в пироги Собираем ... яблоки.
- Красный, круглый и большой,
Сочный лакомый синьор. Угадали? ... Помидор.
- Молодцы, ребята! Правильно отгадали загадки.
- Представьте, что мы попали в огород маленького гномика.
Овощи на его грядках тоже очень маленькие. Если у нас выросла картошка, то у него – картошечка, огурец - ...(огурчик), помидор - ... (помидорчик), лук - ... (лучок), капуста - ... (капусточка), чеснок - ... (чесночок), морковь - ... (морковка).
(Воспитатель бросает мяч, ребёнок отвечает).
III. Организация продуктивной самостоятельной деятельности детей.
Воспитатель: У Осени для вас приготовлена ещё одна игра, она называется «Волшебное дерево».
Посмотрите на него внимательно, догадались, почему оно волшебное? Как вы думаете?
Дети: на нем растут фрукты и овощи.
Воспитатель: верно, а на деревьях у нас только что может расти?
Дети: фрукты.
Воспитатель: А овощи где растут?
Дети: в огороде на грядках.
Задание 1.
Воспитатель: совершенно верно. И вот сейчас каждый, кого я вызову, с помощью маркера соединит свои любимые фрукты, или овощи. Не запутайтесь. Одной линией можно соединить только 2 фрукта, или 2 овоща. И потом посмотрим, кто из вас какие фрукты или овощи любит.
Воспитатель: Анечка, что ты любишь? Назови, одним словом что это?
Ребёнок: огурец и помидор это овощи.
Физкультминутка.
Воспитатель: Приглашаю в огород.
В огород пойдем,
Урожай соберем.
Мы моркови натаскаем
И картошки накопаем.
Срежем мы кочан капусты,
Круглый, сочный, очень вкусный.
Щавеля нарвем немножко
И вернемся по дорожке.
Дети идут по кругу.
«Таскают».
«Копают».
«Срезают».
Показывают.
«Рвут».
Идут на свои места.
Задание 2.
Воспитатель: А сейчас ребята, мы с вами поиграем ещё в одну очень интересную игру, игра называется «Поварята», мы с вами будем поварятами. А готовить мы будем сок и варенье из разных фруктов.
Я каждому из вас раздаю баночку с вареньем и коробочку с соком, на них изображены фрукты. А вы должны будете приклеить коробочку с соком и баночку с вареньем под тот фрукт, который изображен на доске. И не забудьте нам сказать какой же сок и варенье у вас получится. Постарайтесь свой сок и варенье назвать правильно не ошибайтесь.
Воспитатель: Вова, выходи. Какой сок ты приготовил? (Яблочный).
- Из чего? (Из яблок).
Задание 3.
Воспитатель: Осень приготовила для вас мешочек, как вы думаете, что может быть в этом мешочке? А ты, Лера как думаешь?
Дети: овощи и фрукты.
Воспитатель: правильно. Сейчас вы по очереди будете опускать руку в мешочек, и на ощупь должны отгадать, что вы нашли в этом мешочке. А когда уже вытащите свой фрукт или овощ, расскажите о нём, какого цвета, какой формы, какой на вкус, где растет, какой на ощупь, что из него можно приготовить.
А поможет нам в этом схема. Давайте вспомним, что обозначают эти символы (на экране изображение схемы с символами для составления описательного рассказа).
Не забывайте соблюдать главные правила при составлении рассказа: отвечать полными предложениями, не выкрикивать и не перебивать друг друга.
Далее выслушиваются рассказы детей.
Пример 1.
Примерный вариант рассказа: «Это помидор. Помидор - это овощ. Он красного цвета, круглый. Помидор - это вкусный, сочный и сладкий овощ. Растет в огороде, на грядке. На ощупь он мягкий. Из помидоров можно приготовить салат. Их можно солить, консервировать, есть в сыром виде».
Пример 2.
«Это лук. Лук - это овощ. Лук бывает желтого или светло-коричневого, а также белого, фиолетового и зеленого цвета. Лук желтого или светло-коричневого, белого, фиолетового цвета называют репчатым, потому что он округлой формы и похож на репку. Лук на вкус горький. Он растет в огороде, на грядке. На ощупь лук гладкий. Лук кладут в салаты, в супы, в гарниры, употребляют в сыром, жаренном и вареном виде».
Пример 3.
«Это яблоко. Яблоко - это фрукт. Яблоко зеленое, круглой формы. Оно ароматное, румяное, наливное, приятно пахнущее, свежее, сочное, хрустящее. По вкусу яблоко может быть кислым, кисло-сладким, сладким. Растет на дереве в саду. На ощупь твердое, гладкое. Его употребляют в сыром, вареном, засушенном и запеченном виде. Из яблок можно приготовить фруктовый салат, яблочный сок, яблочное варенье, пюре, повидло, джем, пирог с яблочной начинкой, пирожки с яблоками, утку с яблоками».
По этой же схеме составляются описательные рассказы о других овощах и фруктах.
Воспитатель: Кто хочет дополнить рассказ?
- А как называется дерево, на котором растут яблоки? (Яблоня.) Для чего нужно есть фрукты? (В них много полезных веществ и витаминов).
IV. Рефлексия участниками образовательной деятельности.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили? Что вы узнали нового? Что понравилось? А что было трудно для вас? Что еще вы хотели бы интересного узнать об овощах и фруктах?
V.Обобщение воспитателя.
Воспитатель: Как вы считаете, кто был сегодня самым активным?
(Поощряю каждого ребёнка за конкретный результат).
- Вы сегодня хорошо потрудились, за старания Осень угощает вас своими дарами. (Угощение детей яблоками).