Просмотр содержимого документа
«Конспект фронтального логопедического занятия "Перелётныке птицы" для детей старшего возраста»
Тема: «Перелетные птицы»
Цели:
Формировать понятие «перелетные птицы».
Уточнить и расширить словарь по теме.
Учить образовывать множественное число и уменьшительно-ласкательную форму существительных.
Развивать внимание, память, мышление.
Оборудование: предметные, контурные и силуэтные картинки с изображением перелетных птиц, игрушка или изображение Незнайки, сюжетные картинки, мяч, наборное полотно или магнитная доска.
Ход занятия
1.Организационный момент.
Предложить детям назвать признаки осени и сесть на место.
2.Рассказ логопеда о перелетных птицах.
В начале осени многие птицы собираются в огромные стаи (картинка).
Грачи разгуливают по полям, поедают насекомых и их личинки (картинка).
Скворцы летят вдали большой стаей, словно туча по небу движется (картинка).
Ласточки тоже собираются в стаи и сидят на проводах близко- близко одна к другой (картинка). Над лесным болотом кружат небольшой стаей журавли (картинка). Прокурлыкали что-то, покружились и скрылись вдали.
Осенью с каждым днем становится все холоднее, замерзает земля, прячутся насекомые, птицам трудно добывать себе корм, поэтому они улетают в теплые края, на юг.
Вывод: эти птицы называются перелетными.
3.Упражнение «Покажи и назови».
Предложить детям показать и назвать знакомых перелетных птиц. Показать и уточнить названия птиц, которых дети не знают.
4.Игра «Незнайка-фотограф».
Предложить детям угадать, каких птиц сфотографировал Незнайка. (Каждая птица представлена в контурном и силуэтном изображении.)
5.Упражнение «Составь пару и назови».
Попросить детей составить пару из силуэтного и контурного изображения ласточки (гуся, журавля, грача) и назвать во множественном числе (ласточки, гуси, журавли, грачи).
6.Игра с мячом «Скажи во множественном числе».
Логопед называет птицу в единственном числе и бросает мяч ребенку. Ребенок называет птиц во множественном числе и возвращает мяч логопеду.
7.Физкультминутка.
• Игра «Перелет птиц».
Предложить детям «превратиться» в перелетных птиц. На слово «день» птицы летают. На слово «ночь» отдыхают (садятся на корточки).
• Упражнение «Почистим перышки» (см. задание на дом 31).
8.Упражнение «Назови ласково».
Предложить сесть на место тому ребенку, кого логопед назовет ласково.
Затем попросить детей назвать ласково перелетных птиц по предметным картинкам (кукушка - кукушечка, утка - уточка, журавль - журавлик, грач - грачик) и образцу логопеда (журавль - журавушка, скворец - скворушка, лебедь - лебедушка, соловей - соловушка).
9.Прочитать детям стихотворение Е. Благининой и предложить назвать перелетных птиц, которые в нем упоминаются.