Просмотр содержимого документа
«Конспект доминантного занятия по пению в подготовительной группе "Очень весело живем, потому что мы поем"»
Музыкальный руководитель«специалист десятой
квалификационной категории». МБДОУ «Ясли-сад №279 г. Донецка»
Целых Ольга Васильевна
Конспект доминантного занятия по пению в подготовительной группе «Очень весело живём потому, что мы поём!»
Донецк 2023г
Цель: Формирование певческой культуры у детей.
Закреплять вокально-хоровые навыки у детей подготовительной группы через различные виды певческой деятельности.
Задачи:
Обучающие: Способствовать формированию певческих навыков детей и здорового голосового аппарата с учётом возрастных особенностей детей.
Развивающие: Развивать муз слух, чувство ритма, память, координацию пения и движения, пения и игры на музыкальных инструментах.
Воспитательные: Воспитывать любовь к пению; развивать личность ребёнка, его эмоциональный мир, формировать эстетический вкус; поддерживать интерес дошкольников к пению и певческой деятельности.
Оборудование и атрибуты:
металлофон большой,
музыкальный центр;
мольберт; указка;
фланелеграф с нотным станом, скрипичным ключом и набором нот;
детские музыкальные инструменты: металлофоны, треугольник, бубны, колокольчики, бубенчики;
Дети входят свободно, сначала девочки, затем мальчики, останавливаются.
М. Р.: Здравствуйте, девочки!
Девочки: Здравствуйте!
Муз. рук.: Здравствуйте, мальчики!
Мальчики: Здравствуйте!
Муз. рук.: Здравствуйте, дети!
Дети: Здравствуйте!
М. Р.: А теперь для эмоциональной зарядки и хорошего настроения исполним игровую распевку «Вот какая чепуха!» (муз. И. Рыбкиной, для этого встанем в круг
М. Р.: Отличное начало! А сейчас присядьте на ковёр. Ребята, нас ждёт увлекательное путешествие в мир музыки, в мир музыкальных звуков.
Воспитатель:
Всюду музыка звучит, в каждый дом она спешит,
Словно утренний рассвет, дарит людям добрый свет!
М. Р. и воспитатель поворачивают мольберт, на котором стоит фланелеграф с нотным станом и скрипичным ключом.
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, нотный стан на месте, скрипичный ключ… Чего здесь не хватает? (ответ детей)
М. Р.: Верно, здесь не хватает нот, специальных значков, которыми записываются музыкальные звуки.
Воспитатель: Как же мы теперь споём песенку?
М. Р.: Я думаю, мы вместе сможем отыскать ноты и вернуть их на нотный стан! Что ж, ребята, отправимся на поиски ноток? Вы знаете, для того, чтобы петь красиво и ритмично, нужно развивать свой голос, тренировать его в играх и скороговорках. Встанем быстро в два круга.
Скороговорочная игра «Чайничек с крышечкой»
Чайничек с крышечкой,
Крышечка с шишечкой,
Шишечка с дырочкой,
В дырочке – пар.
• сначала в умеренном темпе чётко, с проговориваем текста и прохлопыванием ритма, затем с ручными жестами быстрее;
• Диалог двух команд – упражнение на чёткую артикуляцию и выразительность речевой интонации – ещё быстрее
(Воспитатель незаметно прикрепляет на фланелеграф ноту ДО)
М. Р.: Смотрите, ребята, самая первая нота уже вернулась на своё место – это нота ДО!
М. Р.: Это очень интересно научиться песни петь.
Но не каждому известно, как дыханием владеть.
Воспитатель: И в этом нам поможет дыхательная гимнастика! Работаем по схемам!
(Дети выполняют её в свободном построении, стоя на ковре)
Дыхательная гимнастика:
• Ёжик
• Петух
• Корова
Среди схем воспитатель находит вторую ноту - РЕ, предлагает одному из детей поместить её на фланелеграф.
М. Р.: Наша разминка закончилась, и чтобы перейти к пению, давайте сядем на свои места.
Дети садятся на места
- Скажите, ребята, вы можете узнать по телефону голос мамы или папы? У всех людей голоса разные, отличаются по окраске, по тембру. У женщин какие голоса? (Ответ) А у мужчин? (ответ) Вот и у вас разные от природы голоса: у кого-то высокий, или средний, или низкий. Давайте поиграем в игру «Кто в домике живёт? (МДИ на различение высоты звуков)
• Угадай-ка, чей звучит голосок? (М. Р. играет звуки на б. металлафоне, за домиком, дети – отгадывают) Воспитатель помогает опрашивать детей и оценивать ответ.
Муз. руководитель в муз домике находит 3-ю ноту – МИ, и прикрепляет её на нотный стан.
М. Р.: Мы споём песню «Мир цветной» (муз. М. Лазарева) очень напевно и выразительно, правильно берём дыхание. Споём песню стоя у стульчиков (исполнение)
Воспитатель среди оформления находит 4-ю ноту- ФА, предлагает одному из детей найти её место на нотном стане.
Воспитатель: Ребята, сейчас прекрасная осенняя пора. У вас есть любимые песни об осени? (ответы) Мне кажется, лучше всех у вас получается песня «Листопад» муз. Т.Попатенко
М. Р.: А чтобы было интереснее, мы споём её с запевалами! Как они по-другому называются? – Солисты! Соло – это один, а когда поют двое? – Верно, это – дуэт! Выходят солисты:
1 куплет – …
2 куплет – …
3 куплет – хор
Воспитатель показывает букет из осенних листьев и находит в нем 5-ю ноту – СОЛЬ и прикрепляет её на фланелеграф.
Воспитатель:- Молодцы! Мне понравилось ваше пение. Как здорово, когда мы поём все вместе. Как это называется? – Хор. А кто руководит хором? - Дирижёр. И в оркестре тоже главный – дирижёр! Давайте сейчас споём хором и сыграем в оркестре песню
«Солнечные зайчики» (Муз. Т. Чебакова, сл. В. Кудалачева)
М. Р.: Как будем петь эту песню? (Ответы детей – легко, игриво, быстро)
А на инструментах? Ответы детей (ритмично и негромко) Выбирайте инструменты (металлофоны, треугольник, колокольчики, бубны и бубенчики) и становитесь к гостям лицом.
Воспитатель берёт на себя роль Дирижёра.
После исполнения оркестра девочки находят 6-ю ноту - ЛЯ, которую тоже возвращают на нотный стан. Дети кладут инструменты.
Воспитатель: Ребята, вам нравится скучать? И я не люблю скучать, предлагаю поиграть!
Хороводная игра «Кружева осенние» сл. И муз. Я Жабко
Дети делятся на 2 команды: девочки и мальчики выбирают Осень, которой надевают венок. Мальчики встают парами в колонку, держась за руки, девочки стоят цепочкой за ведущей-Осенью. Исполняют 1-й куплет стоя, затем мальчики поднимают руки, образуя воротики. Девочки проходят через них, поворачивая то вправо, то влево. По окончании пения, воротики закрываются, кто оказался внутри, тоже становятся парами. Игра повторяется несколько раз.
Девочка Осень дарит последнюю 7-ю ноту – СИ и сама возвращает её на место.
М. Р.: - УРА! Все ноты выстроились в ряд!
Получился – Звукоряд! Сколько нот в звукоряде? (Семь) А если добавить ещё одну ноту ДО, то получится - Гамма!
И теперь мы сможем спеть нашу главную песню «Звуки Музыки»
(муз. Р. Рождерса) - исполнение.
ДО – воробушка гнездо.
РЕ – деревья во дворе.
МИ – котенка покорми.
ФА – в лесу кричит сова.
Соль – играет детвора.
Ля – запела вся земля.
Си – поем мы для того,
Чтобы вновь вернуться в До.
ДО-СИ-ЛЯ-СОЛЬ-ФА-МИ-РЕ-ДО.
ДО-РЕ-МИ-ФА-СОЛЬ-ЛЯ-СИ-ДО.
• Воспитатель указкой показывает ноты на фланелеграфе, дети поют песню,
• а затем пропевают гамму сверху – вниз, а затем снизу- вверх)
М. Р.: Наша встреча подошла к концу. Я рада, что вы все любите петь, любите музыку!
Песни все хороши, в них и радость, и горе,
Их поём для души в нашём маленьком хоре!
Разрешите попрощаться?
Я с вами прощаюсь, а музыка провожает вас в группу!
Под песню «Как рождается музыка» С.Белоусова дети покидают зал.
Литература:
Федеральная образовательная программа дошкольного образования.
2. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной педагогики. Москва 2002г.
3. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – Москва
«Скрипторий 2003», 2012
4. Лазарев М.Л..«Здравствуй!» Программа формирования здоровья детей
Дошкольного возраста. 1999г.
5. Кузнецова Г.В. Проводим музыкальные занятия в соответствии с
требованиями ФГОС ДО // Музыкальный руководитель. – 2016. – №4.
6. «Музыкальное воспитание в детском саду.»- Москва «Музыка» 1999г.
7. Стулова Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению.
Москва «Прометей» 2019г
8. Музыкально-дидактические игры в детском саду для детей дошкольного
Возраста. Пособие для муз.рук.-М.: Айрис-пресс, 2004г.
9. Морозов В. «Вокальный слух и голос». Москва «Музыка» 2000г