Воспитатель произносит словосочетание и кидает мяч, а ребёнок должен быстро ответить: иней летом (не бывает); снег зимой (бывает); мороз летом (не бывает); капель летом (не бывает).
Использует технику «Корзина идей» для актуализации имеющихся знаний у детей.
Создание проблемной ситуации:
Загадывает загадки:
-Мы говорим: она течёт;
Мы говорим: она играет;
Она бежит всегда вперёд,
Но никуда не убегает
-Мост - как синее стекло:
Скользко, весело, светло
-Был водой, теперь летаю.
С виду я туман напоминаю
2. Негізі бөлімі/основная часть
Ориентирование детей на разрешение проблем:
Побуждает детей к процессу познания, используя задания.
Предлагает рассмотреть изображение.
Задаёт вопросы:
-С чем сравнивают снег?
-Почему так говорят?
-Как вы думаете, почему зимой на полях не убирают снег?
Көптілдік. Полиязычие: снег – қар - snow
Включение детей в процесс деятельности:
Рассматривают изображение. Рассуждают, почему снег часто сравнивают с одеялом, которое зимой укрывает землю. Приходят к выводу, что снег согревает землю.
На полях люди специально задерживают снег, чтобы получить хороший урожай хлеба.
Педагог предлагает решить проблему:нужен ли снег животным или только мешает им.
Рассуждают: Мыши строят под снегом целые лабиринты с норками и бегают по ним.
Лисица знает об этом и иногда специально ищет такие мышиные лабиринты, чтобы поймать мышку. Снег укрывает и утепляет берлогу медведя. Под снежным покровом в земле зимуют кроты и дождевые черви, личинки насекомых, муравьи. Залезает под сухие листья ежик, которого тоже укрывает снег.
Динамическая пауза
Организует процесс познания через привлечение воспитанников группы к экспериментальной деятельности:что такое снег? Вода. Интересуется, какие состояния воды дети знают.
Как варианты:
Налить воду в формочки для льда и заморозить ее в улице в морозный день.
Предложить попробовать рукой лед, снег.
Детям предложить взять лед (одни голыми руками, другие – рукавичкой) и наблюдать, как лед растает и превратится в воду сравнить, у кого быстрее растает лед: кто держит его в рукавичке или голых руках. Найти причину таяния льда и разной скорости таяния.
Проделать эксперименты: проходит ли палец сквозь воду, лед. Можно ли пролить воду?
• Моделирование трех состояний вещества:
- взявшись за руки, прижаться друг к другу, изобразить частички твердого тела;
- легко взявшись за руки, стать на небольшом расстоянии друг от друга – «жидкость»;
- свободно распределиться по группе, как «газ»
Делают вывод, что в тепле лёд превращается в воду.
Опускают палец в воду, лёд. Делают вывод, что вода жидкая, а лёд твёрдый.
Моделируют три состояния воды.
Изображают лёд, воду и газ.
Организует на карточках:
Отметь животных, которым помогает снег. Почему ты так думаешь?
Выполняют задание:
Отмечают животных, которым помогает снег, аргументируют свой выбор.
3. Қорытынды/итоговая часть
Анализ результатов деятельности детей.
Воспитатель подводит итог занятию, приглашает детей оценить свою деятельность.
Осознание ребёнком результатов своей деятельности:
«Солнышко настроения»
Детям раздаются вырезанные из бумаги солнышки, на которых они рисуют своё настроение и прикрепляют на облачко.