Просмотр содержимого документа
«КОМПЛЕКСНОЕ ЗАНЯТИЕ по морально-этическому воспитанию по сказке О.Уальда «Мальчик-звезда» на тему: «ЧЕЛОВЕКУ НУЖНА ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ»»
К О Н С П Е К Т
КОМПЛЕКСНОГО З А Н Я Т И Я
по морально-этическому воспитанию
по сказке
О.Уальда «Мальчик-звезда»
на тему:
«ЧЕЛОВЕКУ НУЖНА
ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ»
составила:
воспитатель
Муханова Т.В.
-1-
Цель: расширить понятие детей о доброте, чуткости, человечности.
Задачи:
-учить детей правильно понимать содержание сказки, оценивать поведение героев; отвечать на вопросы распространенными сложными предложениями, делать умозаключения;
-учить оценивать настроение человека в зависимости от обстоятельств, в которые он попал; знать каким бывает эмоциональное состояние человека, выражать это словесными и изобразительными средствами;
- пражнять в силуэтном вырезывании;
- закрепить знания о строении сердца и его значении для жизни человека; уточнить представления о том, как нужно заботиться о здоровье сердца и всего организма человека;
- упражнять детей в различении звуков речи: гласный, твердый согласный, мягкий согласный; звонкий и глухой согласный; открытый и закрытый слоги; делить слова на слоги; выделять предложенный звук из слова; делать звуковой анализ слов.
- воспитывать заботливое и чуткое отношение к близким и окружающим людям,
поощрять умение детей быть человеком в любых жизненных ситуациях.
Предварительная работа:
1. Чтение сказки О.Уайльда «Мальчик-звезда» (1 часть) и беседа по ее содержанию.
2. Чтение сказки В.Катаева «Цветик-семицветик», беседа и иллюстрирование.
3. Ознакомление детей со строением и работой сердца с использованием таблиц.
4. Разучивание физкультминутки по песне «Если добрый ты» и танца
под песню «Твори добро».
5. Упражнение детей в звуковом анализе слов.
6. Разучивание эмоциональной разминки.
7. Знакомство детей с эмоциями человека.
8. Разучивание игры «Назови ласково»
9. Обучение детей умению рисовать лицо человека с разным эмоциональным состоянием.
10. Изготовление демонстрационного и раздаточного материала, декораций, музыкальное оформление занятия.
-2-
Ход занятия
Перед детьми портреты героев сказки О.Уайльда «Мальчик-звезда»
- Дети, чьи портреты вы видите перед собой?
- Из какого произведения пришли к нам єти герои?
- Кто автор произведения?
- Расскажите, как появился Мальчик-звезда.
- Как отнеслись лесорубы к находке?
- Что произошло, когда лесоруб с ребенком вернулся домой?
-Опишите внешний вид Мальчика-звезды.
-Какими качествами характера он обладал?
- Приведите примеры его жестокости.
- Как относились к мальчику дети селения? Почему?
- Как вел себя мальчик, когда увидел нищенку под каштаном?
- Кто пришел ей на помощь?
- Какую историю рассказал бедной женщине лесоруб?
- Какие чувства вызвало у мальчика сообщение о том, что нашлась его мама?
Опишите состояние мамы мальчика.
- Какими были последние слова Мальчика-звезды?
- Дети, в ходе нашей беседы у каждого из вас сложилось свое впечатление о глав- ных героях этого произведения. Я предлагаю вам вырезать сердечко из бумаги и подарить его тому герою, который затронул вашу душу.
Дети по шаблону вырезают сердце, приклеивают к портрету героев.
Предлагается взять угощение у нищенки – сушки или у Мальчика-звезды – шоколадные конфеты.
- Ребята а теперь возьмите угощение у того героя, которому вы подарили свое сердечко.
Гаснет свет, звучит музыка. Воздушный шар приносит звезду. Звучит сообщение.
- Милые дети! Помогите мне! Меня называют бессердечным человеком.. Неужели у меня и в самом деле нет сердца? Может ли человек жить без сердца? Мне стыдно назвать свое имя, но я очень жду вашей помощи»
- Дети, как вы думаете, кто нам прислал сигнал о помощи?
- Давайте поскорее расскажем Мальчику-звезде все, что мы знаем о сердце.
Это должно его спасти.
Дети рассматривают таблицы: «Строение человека»,
«Строение сердца человека»
- Что представляет собой сердце? Где расположено сердце? На что оно похоже? Какова его масса? Благодаря чему сердце осуществляет связь со всеми органами?
-3-
- Какое строение имеет сердце человека? Какую работу совершает сердце за сутки? Как можно услышать биение своего сердца? Приложите ладошку к грудной клетке слева.
Фонограмма: стук сердца.
- Дети, частота, с которой сердце выбрасывает кровь в организм, называется пуль- сом. Где на нашем теле можно прощупать пульс? Каким бывакет пульс у людей разного возраста? От чего зависит частота пульса? Делает ли сердце передышки в своей работе? Может ли человек жить без сердца? А почему Мальчика-звезду называют бессердечным? Как нужно заботиться о здоровье сердца и всего организма?
- Давайте и мы с вами позаботимся о своем здоровье и проведем физкультминутку.
Дети выполняют физкультминутку под песню «Если добрый ты…»
- Дети, вы много знаете о здоровом образе жизни. Но вот самое главное, что
необходимо для здоровья сердца, вы не назвали. Это слово спряталось от нас. Разгадать мы его сможем, если проведем грамматико-фонетическую разминку. Поможет нам в этом Звездочет.
Таблица с изображением Звездочета и пяти звезд с заданиями.
- Звезда № 1 предлагает вспомнить гласные звуки, твердые и мягкие согласные.
- А теперь мы будем определять место звука в слове, звезда № 2.
Работаем со звуком «з».
- Звезда № 3 предлает услышать вам какие звуки я произношу: звонкие или глухие.
- О чем нам говорят цифры на звезде № 4?
- Правильно, вы должны определить количество слогов в слове.
- Последняя, пятая звезда, предлагает вам поупражняться в различении открытых и закрытых слогов.
Дети расшифровывают слово «доброта».
- Что такое доброта?
- Что значит «творить добро»?
-Человека с каким сердцем модно назвать добрым?
-Дети, я думаю вы со мной согласитесь: человек не может всегда находиться в одном состоянии, ему свойственно менять настроение. От чего зависит настроение человека?
- Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту. Рассеять плохое настроение. Каждому из вас будет приятно, если вас будут называть ласково.
Проводится игра «Назови ласково» с использованием плаката.
- А сейчас мы свами проведем эмоциональную разминку.
Таблица с изображением хмурой тучки, испуганного зайчика, хитрой лисы, упрямых барашков и веселого солнышка.
- Дети, вы хорошо научились понимать и определять состояние человека в
зависимости от того, в какую ситуацию он попал.
Детям предлагаются сюжетные картинки без изображения лиц.
Они их дорисовывают, объясняя свой выбор.
- Дети, мы с вами сделали все возможное для спасения Мальчика-звезды. Хотите услышать о том, что же с ним произошло дальше? Слушайте.
Воспитатель рассказывает окончание сказки «Мальчик-звезда». Звучит музыка, входит Мальчик-звезда с волшебным цветком добрых пожеланий.
- Здравствуйте, ребята. Вы узнали меня? Я пришел поблагодарить вас, за то, что вы прогнали из моего сердца жестокость и высокомерие. Но я слышал, что вы тоже не всегда чутко относитесь к окружающим людям и природе. Иногда называете друг друга обидными словами. Дразнитесь и даже смеетесь над неудачами товарищей.
- Есть среди вас такие?
- Давайте не будем спорить - кто лучше, а кто лучше себя ведет, а просто станем чаще говорить друг другу ласковые, добрые и вежливые слова. Они имееют в себе волшебную силу. Я принес вам волшебный цветок добрых пожеланий. Думаю, что у каждого из вас есть заветное желание и вы очень хотите, чтобы оно исполнилось. Этот цветок поможет вам.
Дети все вместе произносят слова: «Лети, лети, лепесток…»,
-5-
загадывают желания и отрывают лепестки цветка.
- Дети, у вас впереди – целая жизнь. Много славных дел ждет вас. Но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми и помнить о том, что человек становится человеком только благодаря доброму отношению к людям. Дарите друг другу радость и тепло своих сердец.