Просмотр содержимого документа
«КОМПЛЕКСНОЕ ЗАНЯТИЕ по морально-этическому воспитанию по сказке Г.Х. Андерсена «Снежная королева» на тему: «ДОБРОТА ОТ ВЕКА – УКРАШЕНЬЕ ЧЕЛОВЕКА»»
К О Н С П Е К Т
КОМПЛЕКСНОГО З А Н Я Т И Я
по морально-этическому воспитанию
по сказке
Г.Х. Андерсена «Снежная королева»
на тему:
«ДОБРОТА ОТ ВЕКА –
УКРАШЕНЬЕ ЧЕЛОВЕКА»
составила:
воспитатель
Муханова Т.В.
-1-
Цель: уточнить и расширить знания детей о добре и зле; закладывать основы духовности.
Задачи:
- продолжать учить детей придерживаться логики в диалогической и монологической речи; ввести в речь слова: сайт, рисуночное письмо, пиктография, первобытные люди.
- способствовать эмоциональному сближению детей, совершенствовать умение откровенно выражать свои мысли и чувства, ощущать тепло, поддержку другого человека; - развивать эмоциональную сферу и воображение путем передачи настроения и перевоплощения в заданный образ;
- оживлять комбинаторную способность мышления в работе над сказкой;
- развивать мелкую моторику; ритмичность движений в танце; предупреждать развитие плоскостопия.
- побуждать к проявлению человечности, сочувствия; воспитывать потребность в добром отношении к людям, стремление проявлять положительные черты своего характера.
Предварительная работа:
Чтение сказки Г.Х.Андерсена «Снежная королева» и беседа по ее содержанию, иллюстрирование, придумывание другого конца сказки.
Словесная игра «Доскажи сказку»
Беседа с детьми о жизни первобытных людей с использованием иллюстраций.
Знакомство со сказкой Киплинга «Как было написано первое письмо».
Игра-перевоплощение «Мы – первобытные люди».
Освоение рисуночного письма.
Разучивание комплекса упражнений для профилактики плоскостопия «Загадки».
Танец первобытных людей.
Упражнение пальчиковой гимнастики «Согрей птенца»
10. Изготовление наглядных пособий и декораций.
11. Подбор музыкального оформления для занятия.
-2 -
ХОД ЗАНЯТИЯ Дети входят в зал, приветствуют гостей и друг друга
Дети, я хочу сообщить вам приятное известие. К нам идет гостья: озорница и выдумщица, ей нравится нас учить и удивлять на занятиях по рисованию. Кто она?
К и с т о ч к а!
А с каким настроением нужно встречать гостей? (с веселым, радостным, приподнятым, шутливым, торжественным).
На что похоже ваше настроение сегодня? (на весеннее солнышко, хмурую тучку, озорной ветерок, на редкие капельки дождя, на веселое журчание ручейка, на надвигающуюся грозу).
Чтобы настроение у всех стало хорошим, мы скажем друг другу всего по одному ласковому слову.
Проводится игра «Назови соседа ласково»
Входит Кисточка в грустном настроении,
приветствует детей.
Что случилось, Кисточка? Почему ты грустная?
Ребята, случилась беда! Кто-то из злых сказочных героев захватил в плен добро, спрятал его в колдовском замке и не хочет отпускать.
Я прошу вас о помощи.
Дети, как вы думаете, кто бы это мог быть? (Баба Яга, пираты, Змей Горыныч, Черномор, разбойники, Кощей Бессмертный)
Как вы себе представляете добро? (мир на нашей планете, порядок в семье, улыбка мамы, помощь и поддержка друг друга, физический труд, спортивные соревнования, игры и общение с друзьями, шелест травы, жужжание пчелы над цветком, путешествие, любимая профессия).
Какими красками вы бы изобразили добро? (яркими и нежными красками)
С чем вы связываете зло? (война, пожар, наводнение, извержение вулкана, грабеж и разбой, смерть людей, нет дружбы и любви, люди равнодушны друг к другу, увлечены накоплением денег)
Какими красками вы бы изобразили зло? (темными, мрачны- ми красками).
- Дети, как вы думаете, сможем ли мы с вами жить вот в таком страшном мире,
Который вы нарисовали сейчас?
Конечно, нет!
К и с т о ч к а: Ребята, значит, вы поможете мне освободить добро?
С большим удовольствием!
К и с т о ч к а: Вы меня, очень обрадовали, но путь нам предстоит далекий и трудный. Поэтому не помешает разминка. Я вам буду
-3-
загадывать загадки, а вы их будете отгадывать и рисовать отгадки, но не карандашами и кисточками, а ногами. Готовы?
Кисточка проводит комплекс упражнений для профилактики плоскостопия.
Дети, чтобы бороться с врагом, нужно знать его в лицо. А у нас нет точной версии. Что же делать?
К и с т о ч к а: Я вам помогу. Вот что я нашла на своем сайте. Вы должны прочитать, что здесь написано, и узнать имя злодея.
Но мы же не умеем читать.
К и с т о ч к а: А я все-таки сказочная кисточка и умею делать маленькие чудеса. Я взмахнула кисточкой и превратила современное письмо в древнее. Смотрите, здесь нет ни одной буквы, только рисунки!
Это очень интересно. Много тысяч лет тому назад люди создали язык. Но слово быстро исчезало в воздухе, едва его произносили. Сказанное слово не оставишь лежать, чтобы его потом кто-нибудь подобрал. Все держалось в голове, но голова - не самый лучший склад для информации. Чем больше становилось знаний, тем труднее их было удержать в памяти.
Люди додумались, как говорить с теми, кто далеко, и даже с теми, кто еще не родился. Они придумали, как собирать и хранить звуки. Их придумка называется «рисуночное письмо» или пиктография.
Люди и раньше рисовали и высекали на скалах картинки-заклятия для богов и духов. Такие рисунки не предназначались для того, чтобы их увидели. Поэтому они наносились на стены в глубине самых темных и мрачных пещер. Это были тайные заклятия.
Показ иллюстрации с наскальными рисунками
- А когда люди стали общаться с помощью рисунков, они изображали картинки на камнях вдоль дорог, чтобы их все видели.
Кроме наскальных рисунков существовали и такие, которые можно было унести с собой. На что наносились такие послания? (куски коры, щепки, кости, камни, ракушки, кусочки кожи).
Чем в те далекие времена можно было нанести рисунок, ведь не было ни ручек, ни карандашей? (угольками из костра, острыми камнями, наконечником стрелы или копья).
Дети, как вы думаете, трудно нам будет освоить такое письмо? Кисточка, присоединяйся к нашим детям.
Звучит музыка.
Дети закройте глаза. Представьте себе, что вы оказались среди высоких гор, в одном из племен древней Индии. И вы не дошкольники 21 века, а обычные первобытные люди.
Дети исполняют танец древних людей.
Появляются декорации, костер, необходимые принадлежности для рисуночного письма.
-4-
- Садитесь вокруг костра, мои друзья, возьмите то, на чем вы будете писать письмо, уголек из нашего мерцающего костра и изобразите то, чем вы занимаетесь в своем племени.
Звучит музыка. Дети пишут письмо.
У рисуночного письма был один недостаток: читающий не всегда правильно понимал то, что написал автор. По этому поводу давайте вспомним сказку Киплинга «Как было написано первое письмо»
Дети кратко пересказывают сказку по иллюстрации.
Чтобы с вами не произошло ничего подобного, каждый из вас сам будет читать свое письмо.
Дети читают письма.
Молодцы, ребята. Вы отлично освоили рисуночное письмо и теперь вам не составит никакого труда прочитать зашифрованную сказку.
Дети читают сказку по рисункам на плакате.
Дети, что вам напоминает эта история?
Какие фрагменты не совпадают со сказкой «Снежная королева»?
Кто же эта злая волшебная сила, похитившая добро?
Снежная Королева!
Звучит музыка, дети перевоплощаютя из
первобытных людей в ребят-дошколят.
Слышится завывание вьюги.
Дети выполняют упражнение
пальчиковой гимнастики «Согрей птичку»
Появляется портрет Снежной Королевы
Ну вот, наконец, мы видим того, кто похитил добро. Мы не будем пересказывать содержание этой сказки, потому что она всем знакома. Кто хочет изменить конец этой сказки, ведь он был хорошим не для всех ее героев.
Дети предлагают свои варианты конца сказки.
А сейчас я вам расскажу, что произошло в дальнейшем с Гердой и Каем. (Когда дети выросли, они изобрели волшебные очки.)
Рассказ воспитателя.
Вот эти очки. Хотите испытать их волшебную силу?
Проводится игра «Давайте говорить друг другу
комплименты»
Давайте посмотрим на портрет Снежной Королевы через эти очки. Что вы увидели хорошего, привлекательного в ней? (она очень красивая; у нее глубокие грустные глаза; она похитила Кая, потому что он ее обидел своими насмешками; она захватила добро в плен не потому что она злая и жестокая, а для того, чтобы на нее обратили внимание, вспомнили о ней, ведь она такая одинокая; ей хочется кого-то любить и о ком-то заботиться и т.д. Я бы хотела подарить ей щенка или котенка. Я бы пригласила ее к нам в детский сад – у нас никогда не
-5-
бывает скучно и одиноко. Я бы хотела, чтобы у нее была своя семья и много детей)
Звучит музыка, исчезает колдовской замок злых сил.
Появляется Дворец Доброты.
Дети, произошло чудо, нам с вами удалось освободить добро из плена и выпустить его к людям. В жизни очень важно понять, что человеку нужна помощь. Заметить чужую беду – дело непростое, этому надо учиться. Мне очень хочется, чтобы вы освоили самую важную и самую трудную науку жизни – быть добрым и чутким человеком. Не надо побеждать зло силой, обманом, хитростью. Нужно просто вовремя сказать человеку ласковое слово, утешить, дать добрый совет. Недаром говорят: «От теплого слова и лед тает».