«Коммуникация» Художественная литература. Рассказывание русской народной сказки «Морозко"
«Коммуникация» Художественная литература. Рассказывание русской народной сказки «Морозко"
Технологии: "Step by step"- работа в центрах активности; частично - поисковая деятельность; социо - игровая технология; коммуникативная - работа в малой группе, работа в парах.
Цель: формирование представления детей об устном народном творчестве. Подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки «Морозко», к мотивированной оценке поступков и характеров героев.
Задачи:
- вызвать эмоциональный отклик у детей на слушание сказки «Морозко»;
- обогащение и уточнение словаря, расширение активного словаря детей, совершенствование умения подбирать прилагательные и глаголы;
- развивать слуховое внимание, память;
- развивать зрительно-моторные координации;
- создать благоприятную атмосферу для раскрытия индивидуальных творческих способностей детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Коммуникация» Художественная литература. Рассказывание русской народной сказки «Морозко" »
«Коммуникация»
Художественная литература
Рассказывание русской народной сказки «Морозко»
Технологии: "Step by step"- работа в центрах активности; частично - поисковая деятельность; социо - игровая технология; коммуникативная - работа в малой группе, работа в парах.
Цель: формирование представления детей об устном народном творчестве. Подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки «Морозко», к мотивированной оценке поступков и характеров героев.
Задачи:
- вызвать эмоциональный отклик у детей на слушание сказки «Морозко»;
- обогащение и уточнение словаря, расширение активного словаря детей, совершенствование умения подбирать прилагательные и глаголы;
- развивать слуховое внимание, память;
- развивать зрительно-моторные координации;
- создать благоприятную атмосферу для раскрытия индивидуальных творческих способностей детей.
Предварительная работа: слушание русской народной сказки «Морозко» в аудиозаписи объяснение значения слов ( добрая, ленивая, трудолюбивая, грубая, вежливая, вредная, ласковая, сварливая, терпеливая, злая); рассматривание картин о зиме.
Материал и оборудование: аудиозапись русской народной сказки «Морозко»,клубочек, иллюстрации к сказке «Морозко»( на обратной стороне напечатаны слова), зашифрованное название сказки, ажурные салфетки, готовые силуэты деревьев на голубом альбомном листе , кисточки для аппликации, салфетки для аппликации, клейстер, розетки для клейстера, клееночки для аппликации, ножницы, заготовки альбомных листов для гротажжа, зубочистки, напечатанные слова Настя, Марфа, Морозко, старик; иллюстрации сказки для работы в парах.
Организационные моменты:
Схема действий воспитателя по контролю за работой детей в 3-х центрах:
Воспитатель координирует работу в самостоятельных центрах
Выкладывают иллюстрации к сказке по порядку. Работают в паре.
Заканчивают работу.
Заканчивают работу.
Беседа по вопросам
Наведение порядка в центрах активности
Переход детей из центра в центр
Заполнение Вен-даграммы
Выделение главной мысли
Ход занятия:
I.Мотивационно-побудительный этап:
Воспитатель: предлагаю вам отправиться в сказочное путешествие , но что бы нам не замерзнуть мы проведем игру (дети проговаривают слова с движениями по тексту):
Ты, мороз, мороз, мороз, Не показывай свой нос! Уходи скорей домой, Стужу уводи с собой. А мы саночки возьмём, Мы на улицу пойдём, Сядем в саночки - Самокаточки.
II. Организационно- поисковый этап
А) Блиц-опрос «Ты мне - я тебе»( вопрос на русском- ответ на казахском)
Воспитатель: Прочитайте слова на доске и скажите, какие слова вам не понятны ( на обратной стороне написанных слов иллюстрации, картинки сказки «Морозко») МАЧЕХА, ПАДЧЕРИЦА, КОРОБ, РОГОЖА,ЗАТУЖИЛ, ОЗНОБ, ОКОСТЕНЕТЬ, СЖАЛИЛСЯ, ЗАГОЛОСИЛА
Объяснение слов
- Мачеха – не родная мать.
– Падчерица – не родная дочь.
– Короб – круглая коробка, сделанная из бересты (коры березы).
– Рогожа – грубая ткань, сплетенная из лыка.
– Затужил, заплакал – опечалился.
– Озноб – замерзла до дрожи.
– Окостенеть – замерзнуть до смерти.
– Сжалился – пожалел.
– Заголосила – громко закричала, заплакала
Воспитатель: прочитайте название сказки
2 О
1 М
3 Р
4 О
6 К
5 З
7 О
IV.Работа в малых группах.
Дети делятся на три центра для работы.
1 Центр «Творчества» Аппликация «Зимнее дерево» (Из готовых белых ажурных салфеток).
Вырезать крону зимнего дерева из готовых кружевных салфеток и приклеить на готовый силуэт дерева на голубом альбомном листе
2 Центр «Творчества» Рисование «Зима» (Рисование зимы в технике «Гротажж»)
3 Центр «Коммуникация»
Игра «Угадай кто?»
Воспитатель: Я буду вам называть качества героев сказки, а вы определите, кому они относятся.
1) Жили-были дед да баба. У деда была дочка – Настя, и у бабы была дочка – Марфа.
А родная дочь что ни сделает – за все гладят по головке: умница.
2) Падчерица и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела еще до свету… Ничем старухе не угодить – все не так, все худо.
3) – Вези, вези ее, старик, – говорит мужу, – куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали! Вези ее в лес, на трескучий мороз.
4) Старик затужил, заплакал, однако делать нечего, бабы не переспоришь. Запряг лошадь: – Садись, милая дочь, в сани. Повез бездомную в лес, свалил в сугроб под большую ель и уехал.
5) Девушка сидит под елью, дрожит, озноб ее пробирает.
6)Еще ниже спустился Морозко, сильнее приударил, затрещал, защелкал:
– Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? Тепло ли тебе, лапушка?
Девица окостеневать стала, чуть-чуть языком шевелит:
– Ой, тепло, голубчик Морозушко!
7) А мачеха по ней уж поминки справляет, печет блины и кричит мужу: – Ступай, старый хрыч, вези свою дочь хоронить!
Поехал старик в лес, доезжает до того места, – под большою елью сидит его дочь, веселая, румяная, в собольей шубе, вся в золоте, в серебре, и около – короб с богатыми подарками.
8) – Запрягай, старый хрыч, другую лошадь! Вези, вези мою дочь в лес да посади на то же место…
7) Старик посадил старухину дочь в сани, повез ее в лес на то же место, вывалил в сугроб под высокой елью и уехал.
9) Еще ниже спустился Морозко, сильнее приударил, затрещал, защелкал:
– Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?
– Ой, совсем застудил! Сгинь, пропади, проклятый Морозко!
Рассердился Морозко да так хватил, что старухина дочь окостенела
10) Чуть свет старуха посылает мужа:
– Запрягай скорее, старый хрыч, поезжай за дочерью, привези ее в злате-серебре… Старик уехал. А собачка под столом:
– Тяф! Тяф! Старикову дочь женихи возьмут, а старухиной дочери в мешке косточки везут.
11) Заголосила старуха, да поздно.
Воспитатель: в паре разложите картинки к сказке по порядку.
Дети работают в паре, раскладывают картинки по порядку. (Воспитатель в это время координирует работу в самостоятельных центрах.)
Воспитатель: Тепло ли было стариковой дочке, когда к ней подходил Морозко? Для чего она говорила неправду?
Дети: Было холодно. Что бы не обидеть Морозко, стеснялась.
Воспитатель: Морозке было приятно слышать добрые слова?
Дети:
Воспитатель:Что чувствовал дед, когда вез свою дочь в лес?
Дети: Грусть, отчаянье, печаль, боль
Воспитатель: Понравилось ли Морозке, как ему ответила старухина дочь?
Переход в центрах
V. Рефлексивно-коррегирующий этап
Воспитатель: заполнение Вен - диаграммы.
Добрая
Трудолюбивая,
Вежливая,
Не родная
Дочь
Ленивая,
Грубая,
Вредная,
Родная
Выделение главной мысли.
Воспитатель: Послушайте пословицы, если вы считаете, что пословица подходит к сказке, хлопните в ладошки