Просмотр содержимого документа
«КНООД с воспитанником логопункта ДОУ старшего возраста «Постановка звука Ж»»
КНООД с воспитанником логопункта ДОУ старшего возраста «Постановка звука Ж» КНООД с воспитанником логопункта ДОУ старшего возраста «Постановка звука Ж»Цель: постановка звука [ж].
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Закрепить правильное выполнение артикуляционных упражнений для шипящих.
Учить изолированному произношению звука [ж] с помощью и без.
Учить выделять звук [ж] из ряда звуков и в словах.
Коррекционно-развивающие:
Развивать фонематический слух.
Развивать психические процессы.
Развивать мелкую и общую моторику.
Коррекционно-воспитательные:
формировать положительную мотивацию на занятии.
Оборудование: зеркало, ватные палочки, игрушка – пчелка, предметные картинки, пособие для дыхательной гимнастики «Боулинг» и ватный шарик, лабиринт «Пчелка».
Ход занятия:
1.Организационный момент.
Приветствие.
Эмоциональный настрой.
2. Постановка цели, сообщение темы.
Логопед читает загадку:
Все жужжит она, жужжит
Над цветочками кружит.
Села, сок с цветка взяла
Мед готовит нам (пчела).
Логопед: К нам на занятие прилетела пчелка, и приготовила много интересных игр.
Будем с ней играть и жужжать?
Будем сегодня учиться правильно произносить звук [ж]. Для этого надо, чтобы губы и язычок хорошо работали.
3. Дыхательная и артикуляционная гимнастика.
Логопед: На цветочной полянке жила-была пчелка. И звали ее Жужа. Она была очень веселой, потому что любила петь песенки. Вот летит однажды пчелка и видит, стоит среди полянки боулинг, и решила она поиграть, а как играть не знает. Давай, мы ее научим: нужно сделать глубокий вдох носом, положить широкий язычок на нижнюю губу и подуть на шарик: ф-ф-ф… Молодец! Продолжай, пока все кегли не упадут.
Логопед: Развеселилась пчелка Жужа и вот запрыгал у нее язычок, вверх – вниз. Покачаемся и мы. (Счет от 1 до 10).
Упражнение «КАЧЕЛИ»
Логопед: Так весело стало пчелке Жуже: «Вот бы песню спеть!», да только язычок почему-то не слушался ее, давайте его накажем.
Упражнение «НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК»
Ребенок произносит пя-пя-пя (пять раз).
Логопед: Расстроилась наша пчелка Жужа. «О! Чтобы настроение поднялось надо съесть варенья!» Наелась и вымазалась, давай приведем ее в порядок.
Упражнение «ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»
Логопед: После сладкого захотелось пчелке попить чайку, а чашечки-то нет, сделаем чашечку.
Упражнение «ЧАШЕЧКА»
Логопед: Попила пчелка Жужа чая из чашечки и подумала: «Хочется чего-то необычного. Хочу фокус!»
Упражнение «Фокус»
Логопед: И тут, поняла пчелка Жужа, как она устала и ей надо отдохнуть. Посмотрела по сторонам и увидела, под деревом грибок растет. Решила пчелка Жужа полежать под ним. Улыбнулась ему и сделала язычком грибочек. Давай и мы сделаем грибок.
- В каком положении зубы — сомкнуты или раскрыты? (Немного раскрыты, между зубами небольшая щель.)
- Где находится кончик языка?
После каждого вопроса логопед снова показывает артикуляцию звука [ж], ребенок также еще раз произносит звук.
- Кончик языка приподнят кверху, но не касается верхних зубов, боковые края загнуты и имеют форму чашечки.
Логопед показывает положение языка с помощью кисти руки.
- Покажи рукой, какой язычок?
- Что напоминает язычок?
- Чашечку.
5.Постановка звука [ж].
5.1. по подражанию – от [ш].
Логопед: Давай произнесем звук [ш], как змейки а теперь положи руку на мое горло, а я на твое, и произнесем звук [ш] с голосом. Послушай, как я.
5.2. от артикуляционного уклада.
Логопед: С «Чашечку», заведи ее за верхние зубки и с голосом подуй на язычок. Губки окошечком, зубки слегка приоткрыты.
6. Характеристика звука.
Звук [Ж] — согласный, звонкий и всегда твердый.
7. Закрепление изолированного произнесения звука.
Логопед: Молодец! А теперь давай превратимся в пчелок и полетаем на цветочной поляне. («Летает» и «присаживается» на цветок и в этот момент делает ударение на последний звук ж-ж-ж-ж).
8. Развитие фонематического слуха.
8.1. Игра «Поймай звук».
Логопед: Посмотри, какой странный цветок, чего у него не хватает? (Лепестков). Давай-ка ему поможем – восстановим его. Если услышишь звук [ж] –прищепи прищепку.
Ж-Н-С-Ж-Д-Ж-Щ-Ч-З-Ж-К-Ц-Ж
8.2. Логопед: У пчелки много друзей. Она хочет с ними поиграть, я для этого надо разделить их на 2 команды. В первой команде, будут только те животные, в названии которых есть звук[ж](жираф, ежата, медвежата ). А во второй те, у которых нет звука [ж] (заяц).
- Каких животных ты выбрал?
9. Игра на развитие внимания и памяти «Кто спрятался?» (Используются те же картинки)
10. Пальчиковая гимнастика «Пчёлка»
Прилетела к нам вчера (пальцы шалашиком и покачать)
полосатая пчела (растопырить пальцы на обеих руках и поставить перед собой)
А за нею шмель – шмелек (ручки в кулачки)
и веселый мотылек (приложить руки запястьями друг к другу и покачать, как крылья)
Два жука (показать на обеих руках 2 пальца)
и стрекоза как фонарики глаза (собрать пальцы на обеих руках фонариками)
Полетали, (пальцы шалашиком и покачать), пожужжали,
От усталости упали (ручки упали на колени или стол).
11. Развитие мелкой моторики. Лабиринт «Пчелка»
Логопед: Помоги пчелке добраться до цветочка, когда будешь вести пальчиком (ручкой) по дорожке, то необходимо жужжать вместе с пчелкой.
13. Подведение итогов.
Логопед: Кто прилетал к нам в гости? Какой звук мы учились произносить? Давай произнесем его еще раз Ж-Ж-Ж.
Хочешь еще поиграть с пчелкой? Забирай ее с собой.