Просмотр содержимого документа
«Художественно-эстетическое развитие детей»
Проект по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Волшебное творчество»
Ильюшина Марина Александровна Проект по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Волшебное творчество»
Пояснительная записка
В образовательном пространстве дошкольной образовательной организации особое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию дошкольников. Художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает познавательную активность. Эстетическоеразвитие является результатом эстетического воспитания. Составляющей этого процесса становится художественное образование - процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству. Одним из важнейших факторов развития эстетического творчества детей является использование в работе с детьми нетрадиционных техник, способов и форм ее организации.
Проект «Волшебное творчество» разработан для детей 4 - 7 лет. Этотвозраст очень важен в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются все моменты становления «Я» позиции. Именно 90% закладки всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 5-6 лет. Очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем.
Проект призван научить детей не только репродуктивным путём приобретать новые навыки аппликации, рисования и лепки. Осваивать новые технологии и материалы и применять их в своём творчестве, но и побудить интерес к творческой деятельности, который в дальнейшем поможет ребёнку перейти на новый уровень умственного развития и облегчит подготовку к школе.
Успех решения учебных задач большей частью определяется правильной организацией работы с детьми и чётко продуманной системой объединения занятий разного типа. Проект реализуется в рамках предоставления платной образовательной услуги «Бассейн в выходной день».
Актуальность
Творчество – это обязательное условие всестороннего развития ребенка, оно делает его богаче, полнее, радостнее, пробуждает фантазию, учит мечтать, придумывать что-то новое и еще неизвестное. В процессе творчества ребенок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни, и своё место в ней, выражает себя и свои чувства, приобретает опыт взаимоотношений, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенныеспособности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Развитие мелкой моторики обеспечивает возможность успешного обучения к школе. Решение проблемы у дошкольников лучше осуществляется в разных видах деятельности, среди которых особое место занимает художественное творчество.
Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной,художественной техники изобразительного искусства дает возможность дляразвития творческих способностей дошкольников. А также, важность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развитьречевую и умственную деятельность и подготовить ребенка к школе. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Исследования, проведенные психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в первом классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, построении рисунка, неточности в изготовлении поделок.
Известный исследователь детской речи Марионилла Максимовна Кольцовапишет: «Движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией».
Побуждать пальцы работать – одна из важнейших задач занятий по нетрадиционному рисованию, обрывной и салфеточной аппликации, аппликации из нетрадиционных материалов, лепка. Так развивается мелкая моторика. Данная техника хороша тем, что она доступна маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность детей, делает ее более увлекательной и интересной.
Новизна проекта состоит в возможности совмещения процесса обучения с практикой изготовления изделий из разнообразных художественных материалов.
Педагогическая целесообразность обусловлена необходимостью раскрытия удетей творческих навыков, воображения, приобщением к окружающему миру и искусству, расширением кругозора, созданием условий, в которых дети могут проявить свои как индивидуальные способности, так и способности при участии в коллективной работе.
Проект носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природного материала, тампонированием, оригами, лепка из теста, бумагапластика и др.
Цель и задачи проекта
Цель проекта: развитие художественного творчества и активизация творческого потенциала через различные виды изобразительной и прикладной деятельности.
Проект предусматривает реализацию педагогических, познавательных итворческих задач.
Педагогические задачи предполагают формирование таких свойств личности, как внимание, осознанность в действиях, усидчивость, целеустремленность, аккуратность, художественный вкус, стремление к экспериментированию, формирование творческого начала в личности ребенка, развитие его индивидуальности.
Познавательные задачи реализуются через поиск детьми новых знаний и познание своих возможностей путем личного опыта.
Творческие задачи - это задачи, которые требуют самостоятельного решения найденного в результате экспериментирования с материалами.
Задачи:
1. Дать знания о нетрадиционных техниках рисования, видах изобразительной и прикладной деятельности.
2. Научить создавать свой неповторимый образ, проявлять фантазию, воображение.
3. Способствовать овладению детьми простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами.
4. Побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования (монотипия, печатание листьями, тиснение, тычкование и т. д.)
5. Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования, прикладной деятельностью; стимулировать совместное творчество с детьми.
Предполагаемый результат:
1. Дети освоят техники рисования нетрадиционными способами, разные техники аппликации, лепки с различными материалами.
2. Способствование самореализации личности ребенка в художественном творчестве, стимулирование стремления быть оригинальным в выборе средств своего замысла, давать оценку продуктам своей и чужой деятельности.
3. Овладение детьми простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами.
4. Умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования.
5. Повышение компетентности родителей по использованию нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместной творческой деятельности.
Методическое обеспечение
В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно- творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т. д. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.
Методы обучения: словесные (объяснение, рассказ, описание, наглядные (наблюдения, показ способов действия, практические (обследование предметов, готовых образцов, выполнение творческих работ).
Все средства направлены на освоение технических навыков и умений, овладение способами изображения предметов, развитие умений составлять узоры, украшать предметы, передавать сюжет, создание выразительного образа, что способствует развитию мелкой моторики пальцев рук.
Форма обучения: специально организованная деятельность; игровые упражнения; подгрупповые упражнения по овладению техниками нетрадиционного рисования, аппликации, лепки.
Критерии оценки результативности проекта
Диагностика по методике Комаровой Т. С. по двум направлениям:
анализ продуктов детской деятельности;
выявление уровня творческого развития.
Критерии сформированности умений:
Передача формы
Строение предмета
Передача пропорции предмета в изображении
Композиция
Передача движения
Цвет
Критерии творческого развития:
Продуктивность
Разработанность образа
Оригинальность
Качество
Формы работы
Работа с родителями
Беседы с родителями. Консультации для родителей. Оформление уголка для родителей по данной теме. Выставка (коллективные работыдетей). Семейнаятворческая деятельность. Демонстрация занятий с детьми. Пополнение уголков по изобразительной деятельности нетрадиционными материалами рисования (зубные щетки, ватные палочки, нитки, свечи, пробки т. д.).
Работа с детьми
Совместная деятельность взрослого и ребенка; самостоятельная деятельность детей; рассматривание образцов, фотографий, иллюстраций; чтение и обсуждение художественной литературы, рисование иллюстраций; игры и упражнения; наблюдение за природой; рассматривание и обсуждение предметов; динамические паузы, физкультминутки; оформление выставок.
Календарно – тематическое планирование на 2016 -2017 уч. год
№ Тема Теоретические
часы Практические
часы Всего
Сентябрь
1 Знакомство с разнообразием красок. 1 - 1
2 Знакомство с бумагой. 0,5 0,5 1
3 Знакомство с различными способами нетрадиционного рисования. 0,5 0,5 1
4 Знакомство с различными способами лепки. 0,5 0,5 1
Октябрь
1 Ниткография «Осенние деревья». 0,5 0,5 1
2 Аппликация «Золотые подсолнухи». - 1 1
3 Конструирование из бумаги «Домик». 0,5 0,5 1
4 Аппликация обрывная «Ручеек и кораблик». - 1 1
5 Рисование «Падают, падают листья» - 1 1
Ноябрь
1 Рисование кляксографией. 0,5 0,5 1
2 Аппликация из гофрированной бумаги «Ежик» - 1 1
3 Аппликация «Тарелка с фруктами». - 1 1
4 Лепка из пластилина «Олень». 0,5 0,5 1
Декабрь
1 Аппликация из ватных дисков «Лебедь». - 1 1
2 Рисование орнамента и раскрашивания. 0,5 0,5 1
3 Аппликация из салфеток «Новогодняя елочка». - 1 1
4 Рисование в технике (по мокрому)«Весеннее небо». 0,5 0,5 1
5 Оригами «Японский журавлик». - 1 1
Апрель
1 Рисование экспериментирование «Я рисую свою мечту…». 0,5 0,5 1
2 Папье-маше «Сказочная тарелочка». 0,5 0,5 1
3 Лепка из солёного теста «Пасха». - 1 1
4 Нетрадиционное рисование с элементами аппликации «День весны». - 1 1
Май
1 Аппликация «Открытка к 9 мая». 1 1
2 Рисование методом тычка «Одуванчики». 0,5 0,5 1
3 Рисование красками «Портрет друга». - 1 1
4 Лепка из пластилина «Слоник». - 1 1
Итого 9,5 28,5 38
Используемая литература:
• Дубровская Н. В. «Аппликация из гофрированной бумаги». – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВА «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
• Дубровская Н. В. Чудесные тарелочки. подделки из тарелок. Длядошкольников и младших школьников. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВА«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
• Лыкова И. А. «Дидактические игры и занятия. Художественное воспитание и развитие детей 1–7 лет». Методическое пособие для специалистовдошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.
• Малышева А. Н., Ермолаева Н. В. «Аппликация в детском саду» –Ярославль: «Академияразвития, Академия холдинг», 2002.
• Комарова Т. С., Сакулина «Изобразительная деятельность в детском саду».
• Конышева Н. М. «Нашрукотворный мир». Учебник для учащихся 3 класса четырехлетней начальной школы: 4-е изд., перераб. И доп. –Смоленск: Издательства Ассоциации XXI век», 2007.
• Никитина А. В., Нетрадиционные техники рисования в детском саду. - СПб, 2007
• Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» 1,2 часть.
• И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»;
• Е. В. Потапова «Изобразительная деятельность и художественный труд с использованием современных материалов в ДОУ»
Методика Комаровой Т. С. АНАЛИЗ ПРОДУКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Содержание изображения (полнота изображения образа)
2. Передача формы:
высокий уровень – форма передана точно;
средний уровень – есть незначительные искажения;
низкий уровень – искажения значительные, форма не удалась.
3. Строение предмета:
высокий уровень – части расположены верно;
средний уровень – есть незначительные искажения;
низкий уровень – части предмета расположены неверно.
4. Передача пропорций предмета в изображении:
высокий уровень – пропорции предмета соблюдаются;
средний уровень – есть незначительные искажения;
низкий уровень – пропорции предмета преданы неверно.
5. Композиция.
А) расположение на листе:
высокий уровень – по всему листу;
средний уровень – на полосе листа;
низкий уровень – не продумана, носит случайный характер.
Б) отношение по величине разных изображений:
высокий уровень – соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;
средний уровень – есть незначительные искажения;
низкий уровень- пропорциональность разных предметов передана неверно.
6. Передача движения:
высокий уровень – движение передано достаточно четко;
средний уровень – движение передано неопределённо, неумело;
низкий уровень – изображение статическое.
7. Цвет.
А) цветовое решение изображения:
высокий уровень – реальный цвет предметов;
средний уровень – есть отступления от реальной окраски;
низкий уровень – цвет предметов передан неверно;
Б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения:
высокий уровень – многоцветная гамма;
средний уровень – преобладание нескольких цветов или оттенков (теплые, холодные);
низкий уровень – безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете.
Методика Комаровой Т. С. АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
1. Характер линии:
А) характер линии:
высокий уровень – линия прерывистая
низкий уровень – слитная
средний уровень – дрожащая (жесткая, грубая)
Б) нажим:
высокий уровень– сильный, энергичный
средний уровень – средний
низкий уровень – слабый
В) раскрашивание:
высокий уровень– мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура
средний уровень – крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура
низкий уровень – беспорядочными линиями (мазками, не умещающимися в пределах контура
Г) регуляция силы нажима:
высокий уровень – регулирует силу нажима, раскрашивание в пределах контура
средний уровень – регулирует силу нажима, при раскрашивании иногда выходит за пределы контура
низкий уровень– не регулирует силу нажима, выходит за пределы контура.
2. Регуляция деятельности.
А) отношение к оценке взрослого:
высокий уровень– адекватно реагирует на замечания взрослого, стремится исправить ошибки, неточности
средний уровень – эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале – радуется, темп работы увеличивается, при замечании – сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается)
низкий уровень – безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется)
Б) оценка ребёнком созданного им изображения:
высокий уровень– адекватна
средний уровень – неадекватна (завышена, занижена)
низкий уровень – отсутствует
3. Уровень самостоятельности:
высокий уровень– выполняет задание самостоятельно, без помощи взрослого, в случае необходимости обращается с вопросами;
средний уровень – требуется незначительная помощь взрослого, с вопросами к взрослому обращается редко;
низкий уровень – необходима поддержка, стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается.
4. Творчество.
• Самостоятельность замысла
• Оригинальность изображения
• Стремление к наиболее полному раскрытию замысла.