Картотека игр с песком на логопедических занятиях.
Картотека игр с песком на логопедических занятиях.
Представлена подборка игр и упражнений с использованием песочной терапии на различных этапах логопедических занятий. Материалы статьи могут быть полезны как учителям - логопедам,так и воспитаелям, психологам, учителям начальных классов с целью корреции психо - эмоциональных расстройств,профилактики и коррекции дисграфии и т.д
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Картотека игр с песком на логопедических занятиях. »
Картотека игр с песком на логопедических занятиях
По статистическим данным министерства здравоохранения за последние годы значительно возросло количество детей, имеющих те или иные отклонения в развитии. Самую многочисленную группу (60% от всех дошкольников) составляют дети с нарушениями речи. Как известно, речевая патология не существует сама по себе, поэтому дети- логопаты имеют не только отставание в развитии психических процессов, но и общую соматическую ослабленность. В связи с этим, к коррекции речевых и сопутствующих им нарушений, необходимо осуществлять комплексный подход, заключающийся в использовании наряду с традиционными педагогическими методами нетрадиционных.
Одним из нетрадиционных методов терапии, ставшим довольно популярным в последнее время, и зарекомендовавшим себя как эффективное средство в работе с детьми, имеющими те или иные нарушения в развитии, является песочная терапия. В своей работе я успешно применяю её на различных этапах работы с детьми, имеющими речевую патологию. Предлагаю вашему вниманию картотеку игр и упражнений с использованием песочной терапии.
Упражнения на дыхание.
«Мы - археологи» - ребёнку предлагается найти зарытый в песке предмет. Т.к археологи должны быть очень аккуратны, чтобы не повредить зарытое в песке ископаемое, песок необходимо осторожно раздувать.
«Найди клад» - данное упражнение способствует ещё и развитию у ребёнка пространственной ориентировки. Ребёнку даётся «карта», представляющая собой лист бумаги, на котором кружком или крестиком указано место нахождения клада (в верхнем левом углу, в центре и т.д). Ребёнок раздувает песок на этом месте, находя для себя подарок (небольшая наклейка, которую он затем вклеивает в свою тетрадку и др.). В игру могут играть два человека – каждому дается своя карта.
2. Артикуляционные упражнения
Упражнения на автоматизацию изолированного произношения поставленного звука.
«Дорожки» - на песке устанавливается фигурка – символ звука (машина – для Р, кораблик для Л, змейка для Ш и т.д), ребёнку необходимо привести героя к дому (в гараж, в порт и т.д), установленному в противоположном конце короба. Ребёнок ведёт пальцем по песку, рисуя дорожку и произнося автоматизируемый звук.
«Напиши букву» - вариантов несколько: можно просто пальцем писать на песке букву, обозначающую автоматизируемый звук, можно насыпать песок тонкой струйкой в виде нужной буквы, можно подложить под короб карточку с буквой, ребёнок её обводит.
Автоматизация звука С – педагог рассказывает стихотворение:
Сыплется, сыплется, сыплется песок (дети набирают песок в ладони и тонкой струйкой высыпают обратно),
Слышится, слышится печальный голосок (то же).
Ветер песню напевает: с-с -с- с-с (дети произнося звук с, пишут букву на песке),
И песочек раздувает: с-с-с-с.
(можно выполнять и под музыкальное сопровождение, используя презентацию Марии Сергеевны на сайте viki.rdf.ru )
Упражнения на автоматизацию звука в слогах.
«Подружи звуки» - на одном конце короба кладётся буква, обозначающая изолированный звук, на другом – буквы гласных звуков. Ребёнку необходимо подружить звуки – провести линию от одного к другому.(сначала один идёт в гости к другому, затем другой) – отработка в прямых и обратных словах.
Развитие мелкой моторики пальцев рук
Пальчиковая игра «Пустыня»
По пустыне мы шагаем, на носочки наступаем («шагают» пальчиками по песку)
По барханам мы идём, от друзей не отстаём («шагают» высоко поднимая пальцы)
Змеи по песку ползут, за собою нас ведут (ставят ладони на ребро, выполняют скользящие движения)
Скрип, скрип, скрип песок (шагают пальчиками по песку)
Отряхнём его мы с ног (отряхивают руки от песка)
Упражнения на дифференциацию поставленных звуков – дети пишут на песке буквы, обозначающие дифференцируемые звуки, затем проводячт аеализ артикуляции, изображая символы на песке. Например: Ш и С
Положение губ: на Ш – рисуют кружок, на с – улыбку
Положение языка: на ш – стрелка вверх, на с – стрелка вниз
Воздушная струя: на ш – рисуем волнистую линию(пар), на с - снежинка.