kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Картотека игр на развитие фонематического слуха

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игра «Поезд» № 1 (2 мл.группа)

Цель:

Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.

Материал. Колокольчик, большой и маленький зайчонок.

Ход игры:

Звенит колокольчик. Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Поезд»: «Мы поедем к зайчатам, они хотят с нами поиграть». Дети имитируют движение поезда, произнося звуки и звукосочетания: «Чу-чу-чу» – отправление поезда; «У-у-у» – поезд гудит; «Чух-чух-чух» – поезд останавливается около стула, на котором сидит большой зайчик.

Воспитатель и дети здороваются с зайчонком, просят поехать его с ними в детский сад. Зайчонок присоединяется к детям. Поезд едет дальше.

На другой остановке детей ждет маленький зайчонок. С ним дети тоже здороваются и приглашают поехать его с ними.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Картотека игр на развитие фонематического слуха»

Игра «Поезд» № 1 (2 мл.группа)

Цель:

Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.

Материал. Колокольчик, большой и маленький зайчонок.

Ход игры:

Звенит колокольчик. Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Поезд»: «Мы поедем к зайчатам, они хотят с нами поиграть». Дети имитируют движение поезда, произнося звуки и звукосочетания: «Чу-чу-чу» – отправление поезда; «У-у-у» – поезд гудит; «Чух-чух-чух» – поезд останавливается около стула, на котором сидит большой зайчик.

Воспитатель и дети здороваются с зайчонком, просят поехать его с ними в детский сад. Зайчонок присоединяется к детям. Поезд едет дальше.

На другой остановке детей ждет маленький зайчонок. С ним дети тоже здороваются и приглашают поехать его с ними.

Когда поезд останавливается, зайчата предлагают детям поплясать, попрыгать, похлопать. Потом воспитатель говорит: «Зайчата устали и хотят спать. Давайте им споем песенку: “Ааа-ааа…” (дети имитируют, что укачивают зайчат). Зайчата уснули, а вы садитесь на стульчики».


Игра «Часы» № 2 (2 мл.группа)

Цель:

Развивать речевой аппарат и речевое внимание детей.

Материал. Картинка больших и маленьких часов.

Ход игры:

Воспитатель. Послушайте, как тикают часы: «Тик-так, тик-так», как бьют часы: «Бом-бом…». Чтобы они ходили, нужно их завести: «Трик-трак…».

– Давайте заведем большие часы (дети повторяют соответствующее звукосочетание 3раза); идут наши часы и сначала тикают, потом бьют (звукосочетания повторяются детьми 5–6 раз).

– Теперь заведем маленькие часы, часы идут и тихо поют, часы очень тихо бьют (дети каждый раз голосом имитируют ход и звон часов).


Игра «Кто в домике живет?»№ 3 (2 мл.группа)

Цель.

Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.

Материал. Картинки с изображением кошки, котенка, собаки, щенка; 4 кубика.

Ход игры:

Воспитатель (показывая картинку с изображением кошки).

-Кто это? (Ответы детей.)

Кошка мяукает громко: «Мяу-мяу» (дети повторяют звукосочетание 3—4раза). Воспитатель (показывает картинку с изображением котенка.)

- А это кто? (Ответы детей.)

Котенок мяукает тихо (дети повторяют звукосочетание 3–4 раза).

Воспитатель (показывает картинку с изображением собаки.)

-Кто это? (Ответы детей.)

Собака лает громко: «Ав-ав» (дети повторяют звукосочетание 3–4 раза). Воспитатель (показывает картинку с изображением щенка.)

-А это кто? (Ответы детей.)

Щенок лает тихонечко (дети повторяют звукосочетание 3–4 раза).

– Пошли животные домой (картинки убираются за кубики).

-Отгадайте, кто в этом домике живет:

«Ав-ав» (произносится громко? (Ответы детей.)

-Правильно, собака (показывает картинку).

-Как она лаяла? (Ответы детей.)

– Отгадайте, кто в этом домике живет:

«Мяу-мяу» (произносится тихо?

-Как котенок мяукал? (Ответы детей.)

Аналогично дети отгадывают, кто живет в других домиках, и повторяют звукосочетания по несколько раз.


Игра «Колокольчики» № 4 (2 мл.группа)

Цель.

Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.

Материал. Большой и маленький колокольчик (можно использовать ёлочные игрушки)

Ход игры

Воспитатель. Посмотрите, это большой колокольчик, а это маленький колокольчик. Девочки будут маленькими колокольчиками. Они звенят: «Динь-динь-динь». Мальчики будут большими колокольчиками. Они звенят: «Дынь-дынь-дынь».

Воспитатель предлагает «позвенеть» и спеть песенки сначала девочкам, затем мальчикам. Упражнение выполняется 2 раза, затем дети меняются ролями, и игра повторяется.




Игра «Звенят колокольчики»№5 (2 мл.группа)

Цель.

Развивать фонематический слух, речевое внимание и артикуляционный аппарат детей.

Материал. Большой и маленький кружки любого цвета.

Ход игры

Воспитатель. Большой колокольчик (показывает большой кружок) звенит: «Дин, дин, дин». Маленький (показывает маленький кружок) звенит: «Динь, динь, динь» (дети повторяют звукосочетания).

Когда я покажу большой кружок, зазвенят большие колокольчики; когда покажу маленький кружок, зазвенят маленькие колокольчики.

Воспитатель показывает то большие (3 раза, то маленькие (3 раза) кружки (бессистемно).

Игра «Кто как кричит?»№ 6 (2 мл.группа)

Цель.

Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.

Ход игры

Воспитатель.

- У мамы свиньи был маленький детеныш-поросенок (выставляется картинка).

-Мама учила его хрюкать.

-Свинья хрюкала громко: «Хрю-хрю-хрю» (дети повторяют звукосочетание).

- А поросенок отвечал тихо: «Хрю-хрю-хрю» (дети повторяют звукосочетание).

-Играл поросенок и убежал далеко от мамы (переставляет картинку с изображением поросенка подальше).

-Свинья зовет сыночка.

-Как она его зовет? (Дети вместе с воспитателем повторяют звукосочетание.)

-Поросенок услышал, что мама его зовет, и захрюкал.

-Как он хрюкает? (Дети тихо произносят звукосочетание.)

-Прибежал поросёнок к маме (переставляет картинку).

-Свинья громко захрюкала. Как? (Ответы детей.)

-Так она хвалила сыночка-поросенка.

-И поросенок отвечал ей. Как? (Ответы детей.)

Игра «Барабаны» № 7 (2 мл.группа)

Цель.

Развивать речевое внимание, фонематический слух и артикуляционный аппарат детей.

Материал. Картинка большого и маленького барабана.

Ход игры

Воспитатель делит детей на две команды – большие и маленькие барабаны. Команды встают друг против друга.

Воспитатель. «Вы будете музыкантами, играющими на барабанах.»

-Большие барабаны стучат: «Трам-там-там» (дети повторяют звукосочетания). -Маленькие барабаны стучат: «Трим-тим-тим (дети повторяют звукосочетания).

Воспитатель в произвольном порядке дает задания командам 6–8 раз.

Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.


Игра «Лошадки и поезд» № 8 (2 мл.группа)

(в кругу)

Цель.

Развивать фонематический слух, речевое внимание и артикуляционный аппарат детей.

Ход игры

Воспитатель. Когда скачут лошадки, то слышно: «Цок, цок, цок» (дети повторяют звукосочетание); когда едет поезд, колеса стучат: «Чок, чок, чок» (дети повторяют).

Поскакали лошадки… Лошадки отдыхают.

Поехал поезд, застучал колесами.

Поезд остановился.




Игра «Большие и маленькие машины» № 9

Цель.

Развивать фонематический слух, речевое внимание и речевое дыхание детей.

Ход игры

Воспитатель делит детей на две команды – большие и маленькие машины.

Они встают друг против друга.

Воспитатель. Когда едут большие машины, колеса их громко шуршат: «Ш-ш-ш». Они бибикают: «Бып-бып-бып» (дети повторяют звукосочетание 2–3 раза). Маленькие машины едут тихо, и колеса их шуршат тихо: «Ш-ш-ш».

Они бибикают: «Бип-бип-бип» (дети повторяют звукосочетание 2–3 раза).

По сигналу «Поехали большие машины» дети первой команды имитируют, как едут машины – крутят руль и бибикают.

Затем по сигналу «Поехали маленькие машины» задание выполняет вторая команда.

Игра повторяется 2 раза, затем дети меняются ролями, и игра проводится вновь.


Игра «Рыбки»№ 10 (2 мл.группа)

Цель.

Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.

Ход игры

Воспитатель. «Вы будете рыбками

-Рыбки плавают в реке и плещут хвостом: «Флю-флю-флю».

-Они ныряют глубоко за кормом.

-Когда ныряют большие рыбы, то слышно: «Плюх» (произносит громко).

-Когда ныряют маленькие рыбки, то слышно: «Плюх» (произносит тише).

Дети повторяют оба звукосочетания 2–3 раза.

Воспитатель. «Поплыли рыбки, хвостиком машут.»

(Дети говорят: «Флю-флю-флю».)

-Ныряют большие рыбы… маленькие рыбки. (Дети произносят «Плюх» то громко, то тихо.)


Игра «Слоны и ослики»№ 11 (2 мл.группа)

Цель.

Развивать речевое внимание и артикуляционный аппарат детей.

Материал. Картинки с изображением ослика и слона.

Ход игры

Воспитатель делит детей на две группы: осликов и слонов.

Они встают друг против друга.

Воспитатель. Ослик (показ картинки) кричит: «Ии-ии-иии», а слон (показ картинки) кричит «Ыыыы-ыыы» (дети повторяют оба звукосочетания).

По команде «Идут ослики» первая группа детей передвигается по комнате и произносит соответствующие звуки.

По команде «Идут слоны» указанные выше действия выполняет вторая группа.

Игра повторяется 3 раза, затем дети меняются ролями, и игра проводится вновь.


Игра «Телефон»№12 (2 мл.группа)

Цель.

Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.

Материал. 3–4 сюжетные картинки типа: девочка прыгает, мальчик умывается, дети поют.

Ход игры

Воспитатель предлагает трем детям встать в ряд. Последнему на ухо говорит фразу, соответствующую содержанию одной из картинок. Ребенок тихо повторяет ее своему соседу, тот – первому ребенку в ряду, который произносит фразу громко, подходит к столу и берет нужную картинку.




Игра «Будь внимательным» №13 (2 мл.группа)

Цель.

Развивать фонематический слух, речевое внимание и речевое дыхание детей.

Ход игры

Воспитатель. Это коза (показ картинки).

-Она громко кричит: «Ме-ме.» (

-А это козлик – ее детеныш. Он кричит тихо (дети повторяют звукосочетание

-Это овца (показ картинки). Она блеет – кричит громко: «Бе-бе…»

-А ее детеныш – ягненок кричит тихо

– А это кто?

-Как он кричит? (Ответы детей).

-Он громко кричит: «Ку-ка-ре-ку!», всех будит (дети повторяю звукосочетание)

-У петуха и курицы есть детеныши.

-Как их зовут? (Ответы детей.)

-Как пищат цыплята? (Ответы детей.)

Картинки выставляются на фланелеграф.

Воспитатель. (раздает детям картинки с изображением детенышей этих животных и птиц).

Детеныши гуляют (дети выходят из-за столов,

травку щиплют, крошки ищут.

Воспитатель воспроизводит крик животного или птицы.

Дети, у которых на картинках изображены их детеныши, произносят, например: «Я – ягненок: “Бе-бе-бе”», – и ставит картинку на фланелеграф.

Игра «Забей гвоздик молоточком»№14

Цель.

Развивать фонематический слух, речевое внимание детей.

Ход игры

Воспитатель. Когда стучит большой молоток, то слышно: «Тук-тук-тук» (дети повторяют звукосочетание 5–6 раз).

Когда стучит маленький молоточек, то слышно: «Тюк-тюк-тюк» (дети повторяют звукосочетание 5–6 раз).

Давайте забьем гвоздь большим молотком.

Теперь забьем маленький гвоздик маленьким молоточком.

Закройте глаза и послушайте, какой молоток стучит (без системы воспитатель повторяет звукосочетания 4–5 раз, а дети говорят, какой молоток стучит).


Игра «Научим зайку правильно говорить»№ 15

Цель.

Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.

Материал. Игрушечный заяц; картинки с изображением мишки, белки, слона, обезьяны, птицы, собаки на фланели; фланелеграф.

Ход игры

Воспитатель. У меня на фланелеграфе картинки. Зайка будет говорить, что на них нарисовано. Если он скажет неверно, вы научите его говорить правильно.

Ишка – дети поправляют «Мишка».

Елочка – белочка.

Оник – слоник.

Зьянка – обезьянка.

Ичка – птичка.

Бака – собака.

После «обучения» зайка начинает называть все предметы правильно.

Воспитатель. Молодцы ребята, научили зайку правильно говорить.


Игра «Лягушка и лягушата»№16 (2 мл.группа)

Цель.

Развивать речевое внимание, артикуляционный аппарат и речевое дыхание детей.

Ход игры

Воспитатель. Вы будете маленькими лягушатами, а я – мамой-лягушкой.

Лягушка по дорожке скачет, вытянув ножки: «Ква-ква-ква», выходи-ка детвора: «Ква-ква-ква». (Дети имитируют, как скачут лягушата, и квакают.)

Сядьте, лягушата, отдохните (дети присаживаются на корточки).

– Наловила я много вкусных мошек.

-Откройте по шире ротики – я вас покормлю.

-Наелись лягушата, громко заквакали.

-Легли спать на листики.

-Проснулись и заквакали.

Дети выполняют указанные действия.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Картотека игр на развитие фонематического слуха

Автор: Афанасьева Елена Владимировна

Дата: 24.05.2019

Номер свидетельства: 512037

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Картотека игр для развития фонематического слуха в соответствии с возрастом ребенка"
    ["seo_title"] => string(80) "kartoteka_igr_dlia_razvitiia_fonematicheskogo_slukha_v_sootvetstvii_s_vozrastom_"
    ["file_id"] => string(6) "649383"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1713767831"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Картотека игр для развития фонематического слуха для детей старшего дошкольного возраста"
    ["seo_title"] => string(80) "kartoteka_igr_dlia_razvitiia_fonematicheskogo_slukha_dlia_detei_starshego_doshko"
    ["file_id"] => string(6) "581702"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1622013730"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Картотека игр для развития фонематического слуха"
    ["seo_title"] => string(54) "kartoteka_igr_dlia_razvitiia_fonematicheskogo_slukha_1"
    ["file_id"] => string(6) "587503"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1632647795"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(291) "Картотека дидактическх игр на развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа для детей старшего дошкольного возраста по лексическим темам/"
    ["seo_title"] => string(80) "kartotieka_didaktichieskkh_ighr_na_razvitiie_foniematichieskogho_vospriiatiia_i_"
    ["file_id"] => string(6) "372399"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1482391299"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Картотека игр для развития фонематического слуха"
    ["seo_title"] => string(52) "kartoteka_igr_dlia_razvitiia_fonematicheskogo_slukha"
    ["file_id"] => string(6) "477048"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1535997593"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства