Просмотр содержимого документа
««Каникулы со Смешариками». Дифференциация звуков [С]-[Ш].»
Конспект логопедического занятия «Каникулы со Смешариками».
Дифференциация звуков [С]-[Ш].
Гудина Анна Ивановна, учитель-логопед.
Тип занятия: подгрупповое.
Вид занятия: фонетическое.
Цель: развитие навыков различения и правильного произношения звуков [С] и [Ш] в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
Формировать слухо-произносительную дифференциацию фонем, путём различения звуков [С] и [Ш] в слогах, словах и предложениях.
Формировать умение опознавать заданный звук в слогах, словах и предложениях.
Закрепить правильную артикуляцию звуков [С] и [Ш].
Упражнять в правильном произношении звуков [С] и [Ш] в слогах, словах и предложениях.
Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности через упражнения по преобразованию слов с помощью звуков [С] и [Ш].
Упражнять в согласовании числительных с существительными.
Развивать речевую память на основе упражнений на припоминание слов со звуками [С] и [Ш].
Формировать слоговую структуру слов через развитие чувства ритма.
Развивать речевое дыхание.
Осуществлять коррекцию общей моторики через развитие динамической организации движений.
Развивать внимание и логическое мышление.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к занятиям через игру со “Смешариками”.
Воспитывать внимание к обращённой речи.
Ресурсы: магнитофон, аудиозапись, игрушки и маски Совуньи и Нюши из мультфильма “Смешарики”, предметные картинки со звуками [С] и [Ш] (осы, шмели, ландыши, листья, шапка, машина, малыш, шуба, мишка, санки, капуста, собака, ананас, автобус); игра “Рыбалка” (рыбки с картинками и скрепками, удочка с магнитом).
Ход занятия
I. Организационный момент
Логопед: Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся. (дети здороваются) А как еще можно поприветствовать? (дети здороваются с помощью жестов и других языков).
(Звучит музыка из мультфильма “Смешарики”.)
Логопед: Вы узнаёте эту музыку? Правильно! Это музыка из мультфильма “Смешарики”. А вот мой старый знакомый. Как вы думаете, почему она звучит? Может быть, вы сами догадаетесь, кто придёт к нам в гости?
Дети: К нам в гости придут Смешарики.
Логопед: Правильно. Сегодня мы будем играть вместе с Совуньей и Нюшей.
На доске появляются Совунья и Нюша.
Логопед: Сейчас у Совуньи и Нюши каникулы: они любят отдыхать на природе, ходить на рыбалку. А вы хотите отдохнуть вместе с ними?
Дети: Да! Хотим!
Логопед: Тогда прямо сейчас вместе с Совуньей и Нюшей отправимся на лесную полянку.
II. Введение в тему
Логопед: Вдруг налетел сильный, холодный ветер. Как он свистит? С-с-с.
Дети: С-с-с.
Логопед: Затем всё стихло, подул лёгкий, тёплый ветерок. Как он шумит? Ш-ш-ш.
Дети: Ш-ш-ш.
Логопед: Дети, вы догадались, с какими звуками мы будем сегодня заниматься?
Дети: Со звуками [С] и [Ш].
Логопед: Правильно. Мы будем различать и произносить звуки [С] и [Ш] в слогах, словах и предложениях.
А почему именно Совунья и Нюша будут нам в этом помогать? Какие звуки есть в именах этих Смешариков?
Логопед медленно произносит имена Смешариков, выделяя звуки [С] и [Ш].
Дети: В слове “Совунья” есть звук [С]. А в слове “Нюша” есть звук [Ш].
III. Изучение нового
1. Логопед: Ребята, на лесной полянке очень много места, поэтому Нюша и Совунья решили поиграть в мяч. Правда они постоянно спорят и хотят сказать всё наоборот.
Игра “Скажи наоборот”.
Логопед: Я буду называть слог со звуком [С], а вы мне со звуком [Ш].
СА-ША АС-АШ СКА-ШКА
СО-ШО ОС-ОШ СКО-ШКО
СУ-ШУ УС-УШ СКУ-ШКУ
СЫ-ШИ ЫС-ЫШ СКИ-ШКИ
Логопед: А теперь меняем звук [С] на звук [Ш] в словах.
МЫС – МЫШЬ КАСКА – КАШКА
НАС – НАШ МИСКА – МИШКА
УСЫ – УШИ СОК – ШОК
МАСКА – МАШКА СУТКИ – ШУТКИ
Если ребёнок затрудняется самостоятельно заменить звук, то можно просто произносить слова парами.
2. Логопед: Ребята, оглянитесь вокруг. На нашей лесной полянке очень красиво: здесь много зелени, цветов, насекомых. Летают осы и шмели. Давайте поможем Смешарикам их посчитать. Совунья будет считать ос, а Нюша шмелей.
Игра «Считалка»
Дети собирают картинки и считают: 1 оса, 2 осы… 5 ос; 1 шмель, 2 шмеля… 5 шмелей.
Так же дети считают ландыши и листья.
3. Логопед: А сейчас вместе с Совуньей и Нюшей мы пришли на речку, в которой очень много рыбы. Совунья и Нюша захватили с собой удочки. Поможем им рыбачить?
Дети: Да!
Логопед: Но рыба у нас не простая, а с картинками.
Игра “Рыбалка”.
С помощью удочек дети “ловят рыбу” и называют картинку, изображённую на ней. Если картинка со звуком [C] – отдают эту рыбу Совунье. А если со звуком [Ш] – то отдают рыбу Нюше.
Картинки со звуком [Ш]: шапка, машина, малыш, мишка, шуба.
Картинки со звуком [С]: санки, капуста, ананас, лиса, собака, автобус.
Логопед: Какие молодцы! Вы очень хорошо порыбачили. Наверное устали. Давайте разомнёмся и сделаем гимнастику “Шарики”. Ведь все Смешарики похожи на шарики.
IV. Физминутка “Шарики”.
Дети слушают текст и выполняют движения.
Вот так шарик надуваем
Глубокий вдох – руки поднимаются в стороны и вверх.
И до облака взлетаем.
Встают на носочки.
Шарик лопнул – выдыхаем,
Длительный выдох.
Наши мышцы расслабляем.
Руки опускаем, наклоняем туловище вниз.
Дышится легко, ровно, глубоко
Поднимаем туловище и свободно дышим.
V. Закрепление нового материала
1. Логопед: Ребята, вы наверное заметили, что Нюша очень рассеянная, а Совунья, наоборот, сосредоточенная. Поэтому сейчас мы с вами проверим, кто же из них самый внимательный: Совунья или Нюша.
Игра “Самый внимательный”
Дети надевают маски Совуньи и Нюши.
Логопед читает чистоговорку, дети внимательно слушают и сами определяют, кому она предназначена:
Совунье – со звуком [С],
Нюше – со звуком [Ш].
Каждый ребёнок повторяет “свою” чистоговорку. Параллельно дети выполняют движения руками и ногами.
Чистоговорки со звуком [С] – хлопают.
Чистоговорки со звуком [Ш] – топают.
Са-са-са – на носу оса;
Ша-ша-ша – мама моет малыша;
Су-су-су – я несу косу;
Шу-шу-шу – дам конфету малышу;
Сы-сы-сы – хвостик длинный у лисы;
Ши-ши-ши – на поляне малыши;
Ас-ас-ас – дайте мне ананас;
Аш-аш-аш – где же наш шалаш;
Ушки-ушки-ушки – квакают квакушки;
Иски-иски-иски – в миске молоко для киски.
2. Логопед: Даже на природе Нюша любит читать журналы. Но может быть вы заметили, что Нюша очень легкомысленная: она постоянно всё путает. А мудрой Совунье приходится её исправлять. Давайте поможем Совунье исправить ошибки Нюши.
Подскажите, какие слова перепутала Нюша?
Игра “Путаница”
Мама положила в тарелку манную “каску”.
Пожарный носит “кашку”.
Строитель строит “басню”.
Кошку зовут “маска”.
В Новый Год я надену “Машку”.
Дети вместе с логопедом заменяют “путаные” звуки и слова на правильные.
VI. Обобщение
Логопед: Ребята, вот и закончились наши каникулы со Смешариками. Вам понравилось с ними гулять?
Дети: Да!
Логопед: Совунье и Нюше тоже очень понравилась эта прогулка. Они вас благодарят, но просят напомнить все слова со звуками [С] и [Ш], которые мы использовали на занятии.
Дети вспоминают слова, логопед подсказывает им с помощью картинок.
V. Итог
Логопед: Вы сегодня очень хорошо занимались!
Какое задание вам больше всего понравилось?
А какое задание было самым сложным?
Главное, что мы научились различать звуки [С] и [Ш] на слух и при произношении.
Как вы думаете, Совунья с Нюшей придут к нам в гости ещё раз?