Просмотр содержимого документа
«Камушки марблс на логопедических занятиях и в свободной деятельности детей»
КАМУШКИ МАРБЛС НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ И В СВОБОДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Терешкова Анастасия Владимировна
Учитель-логопед, МБДОУ «ДС № 332 г. Челябинска»
г. Челябинск, Ленинский район.
Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.
(В. А. Сухомлинский)
Вся жизнь ребенка — игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре.
Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, — необходимый элемент в системе логопедического воздействия.
Применение камушков «Марблс» (от англ. - мраморный) — это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. Это универсальное пособие представляет собой готовые наборы стеклянных камушков разного цвета и различные задания с ними.
Современные марблс делаются из силикатного песка, золы и соды, которые расплавляются в печи при 650 градусах Цельсия. С помощью специальных красителей стеклу придают самые разнообразные расцветки, например, добавляя кобальт, получают синие шарики, селений — красные.
После выхода из печи расплавленную массу режут на небольшие кусочки, с помощью механических роликов им придается сферическая форма, после чего получившиеся шарики в течение суток охлаждаются.
Коррекционные цели, с которыми используются камушки марблс:
- формировать правильный захват кистью руки
- развивать координацию при выполнении мелких движений пальцев рук
- развитие памяти ребенка (запоминание и соотнесение цветов)
- развитие и/или коррекция оптико-пространственных представлений
- обогащение словарного запаса
- профилактика дисграфии
Примерный краткий перечень игр с использованием марблс в НОД и свободной деятельности:
- выложи по контуру
- анализ слова (с какого звука начинается слово, где находится звук, сколько гласных и согласных звуков в этом слове и т. д.)
- волшебный мешочек
- лабиринты
- зеркало или буквы-модницы (профилактика и коррекция дисграфии) и др.
Применение той или иной игры в соответствии с лексическим материалом, подбирает педагог по своему усмотрению, и дополняет в зависимости от индивидуальных возможностей детей и их заинтересованности заданием.
Конспект НОД в старшей логогруппе с использованием камушков марблс. Тема: насекомые.
Цели:
Коррекционно-образовательная:
- учить детей преобразованию глаголов единственного числа в множественное число
Коррекционно-развивающие:
- упражнять детей в отгадывании насекомых;
- развивать умение употреблять существительные в форме родительного падежа множественного числа;
- закреплять употребление предлогов при составлении предложений.
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать любовь и бережное отношение к красивым местам и их обитателям.
Оборудование: плакат с изображением лесной полянки; предметные картинки с изображением насекомых, 2-3 набора камушков марблс красного, зеленого, синего цветов, пособия для проведения игр с камушками (волшебный мешочек, листы плотного картона с изображением клетки для «мухи», листы плотного картона с изображением гусеницы-модницы), аудиозапись «на лесной поляне» и проигрыватель, зеркала по количеству детей для проведения артикуляционной гимнастики.
Структура НОД:
Минутка тишины (орг. момент): Дети удобно располагаются в группе (кабинете логопеда) на ковре. В свободном и удобном для них положении, закрыв глаза и максимально расслабившись. Логопед дает прослушать детям запись не более 1-2 минут, затем обращаясь к каждому ребенку по имени (активизация внимания и фонематического слуха), собирает детей в кругу.
Развитие общей моторики: «Жук»
На лужайке. По ромашкам
(полуприседая, вставая, взмахи кистями рук, согнутых в стороны.)
Жук летал в цветной рубашке:
Жу-жу-жу, жу-у-у, (поворот вокруг себя, полуприсед)
Я с ромашками дружу. (тоже в другую сторону)
Тихо на ветру качаюсь, (наклоны туловища вправо-влево)
Низко, низко наклоняюсь. (наклоны вперед, вниз)
Развитие мелкой моторики: «Муравей»
Каждый знает: всех сильней
Наш трудяга-муравей.
Только малого он роста
И сразиться с ним не просто. (дети изображают усики муравья).
Дыхательная гимнастика: «Комарик»
Встать прямо, выполнить полный вдох носом, на выдохе тихо с постепенным повышением голоса, длительно произносить «З-зз-з-зз-з».
Прилетает по ночам. Не дает уснуть он нам:
Зло звенит, над ухом вьется. Только в руки не дается.
Артикуляционная гимнастика:
Хоботок, комарик кусает (иголочка), бабочка летает вокруг цветка (вкусное варенье), кузнечик (качели), пчела – язычок чашечкой поднять к верхним бугоркам (альвеолам) и пытаться произнести «джжж» протяжно.
Объявление темы:
Дети остаются на своих местах. Логопед предлагает игру «Назови одним словом»: бабочка, стрекоза, муравей, комар, муха. Ответы детей: насекомые!
Логопед: мы с вами отправляемся на лесную полянку, чтобы рассмотреть насекомых, которые там обитают. Логопед вывешивает плакат с изображением полянки.
- Но что-то я не вижу насекомых. Они появятся на полянке, когда вы их отгадаете.
Игра «Угадай, кто?» Проводится с помощью картинного материала, выставленного на доске: муха, бабочка, пчела, комар, стрекоза, жук, муравей, кузнечик, шмель и др.
Порхает (кто?) - …..(Бабочка.) Жужжит, звенит, собирает мед, жалит, ползает, прыгает и т. д.
Логопед: а теперь, давайте проверим, как вы запомнили названия насекомых, а поможет нам в этом волшебный мешочек с цветными камушками.
Игра «Волшебный мешочек»:
Каждый ребенок по очереди достает камушек из мешочка и в соответствии с цветом камушка, должен подобрать насекомое похожего цвета и полным ответом объяснить свой выбор: это пчела, она желтая с черными полосками. Мой камушек тоже желтого цвета и т. д. Если ребенок затрудняется построить свой ответ, логопед помогает ему наводящими вопросами.
Логопед: Ребята! Мне кажется, что на нашей поляне очень мало насекомых. Давайте сделаем так, чтобы их стало много. Я буду называть одно насекомое, а вы будете отвечать так. Как будто их много.
Игра «Один-много».
Муха, а много …(Мух) бабочка, а много…(Бабочек.) Комар, пчела, стрекоза, муравей, кузнечик, шмель, жук.
Логопед: А теперь давайте попробуем посчитать, сколько разных частей тела у насекомых. У них ведь есть и брюшко, и лапки, и головка, и усики, и крылышки, и пятнышки и т. д. Но считать будем не просто так, а с помощью наших цветных камушков.
Игра «Веселый счет».
Логопед показывает картинки насекомых и дает задание: положите перед собой столько камушков, сколько лапок у комара….глазок, крылышек, усиков, пятнышек….. у бабочки, пчелки, стрекозы, жука, шмеля, кузнечика, мухи т. д.
Логопед: молодцы ребятки, а теперь к нам в гости пришла гусеница-модница (логопед достает лист плотного картона, с изображением гусеницы). И привела с собой своих друзей муху, шмеля и жука (выставляет картинки). Модницу надо украсить камушками, но не просто, а выполнить задание, составить схему слова из камушков.
Звуковой анализ слов муха, жук, шмель и выкладывание схемы из камушков в соответствии синий – твердый согласный звук, зеленый – мягкий согласный звук, красный – гласный звук.
Вам понравилось играть с цветными камушками? Можете выбрать себе по одному камушку, который вам нравится больше всего. И напоследок предлагаю вам еще одну интересную игру.
Игра «Муха в клетке».
Логопед раздает детям листы плотного картона, расчерченные в крупную клетку.
- Ваш камушек сейчас превращается в маленькую муху, а это клетка, в которую она попалась (помещают камушек в центр клетки).
Я буду вам указывать направление, в котором нужно будет двигать камушек-муху, и так мы поможем ей выбраться из клетки (Логопед дает задания двигать камушек на одну клеточку вниз, вправо, влево, вверх, учитывая при этом возможности каждого ребенка ориентироваться на листе бумаги, и оказывая небольшую помощь, если ребенок будет затрудняться.)
Итог, каких насекомых мы встретили сегодня на лесной поляне. Что вам в них больше всего понравилось? Как нужно относится к насекомым и тем местам где они обитают?
Библиографический список.
Гомзяк, О.С. Говорим правильно в 5-6 лет конспекты фронтальных занятий в старшей логогруппе III период обучения [Текст] / О.С. Гомзяк // Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников». – М.: Издательство ГНОМ, 2014.
Жукова, Н.С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: кн. для логопеда [Текст] / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева // Учимся играя - Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД , 1999.
Коноваленко, В.В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР [Текст] / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко // Практическая логопедия – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.
Кузнецова. Е. В. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет: конспекты занятий [Текст] / Е.В. Кузнецова, И.А. Тихонова // Серия «Программа развития» - М.: ТЦ Сфера, 2004.
Черенкова, Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры [Текст] / Е. Ф. Черенкова // Учимся играючи, Азбука развития. – М.: РИПОЛ классик: ДОМ. XXI век, 2010.
Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-4 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников [Текст] / В. И. Ковалько // Мастерская учителя – М.: ВАКО, 2005.