Оборудование: картинки с изображением комбайна, хлебобулочных изделий, элеватора, хлебозавода, коробки из под молока, масла, сахара, соли, яиц для инсценировки песни, поднос, соленое тесто, досточки для лепки.
Индивидуальная работа с детьми: разучивание стихотворений, посев пшеницы, рассматривание зерен пшеницы и ржи.
Структура НОД
- организационный момент;
- рассказ воспитателя: уборка урожая, на хлебозаводе, в булочной.
- инсценировка песни «Васька-кот»;
- лепка из соленого теста;
- итог.
Ход НОД
Воспитатель читает загадку:
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый.
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
Без него плохой обед,
Вкусней его на свете нет.
(хлеб)
- Правильно, это хлеб. Этот продукт мы все очень любим, он всегда есть у нас на столе, а из чего делают хлеб? (из муки) А какая бывает мука? (пшеничная и ржаная).
Мы знаем, как люди выращивают рожь и пшеницу. У них есть помощники-машины: это трактора, сеялки, комбайны. С помощью этой техники люди сеют, ухаживают и убирают зерновые культуры, но чтобы хлеб попал к нам на стол, этого недостаточно. Собранное комбайнами зерно отвозят в зернохранилища, они называются элеваторами. А с элеватора зерно везут на мельницу. Там из зерна сделают муку. А мука отправится на хдебозавод, в пекарню.
На заводе из муки делают тесто и пекут из него булки, плетенки, караваи, буханки. А вы знаете, почему хлеб бывает разный – черный и белый, сладкий и обычный? Правильно, потому что делают его из разной муки. Черный хлеб пекут из муки, которая получается из ржи. Вы знаете, как называется эта мука? Правильно, ржаная, поэтому и черный хлеб называют еще ржаным. А белый хлеб из какой муки пекут? Из пшеничной, и называют его пшеничным.
Сладкие булочки делают тоже из пшеничной муки, только в тесто добавляют побольше сахара. Много на хлебозаводе батонов, булок. Ведь хлеб нужен всему городу, всем его жителям.
А сейчас мы споем песню «Васька-кот», в которой расскажем, как кот и котята пекли пирог.
И вот, наконец, хлеб попадет в булочную. Мы его покупаем и с удовольствием кушаем. А какие хлебобулочные изделия вы знаете? (ответы детей).
Хотите поиграть в интересную игру? Вы должны быть очень внимательными. Я буду читать вам стихотворение. Если вы услышите название продукта, который делают из муки, похлопайте в ладошки, если же он не из муки – стойте тихо. Готовы? Начинаем!
В булочной у нас баранки,
Булки, бублики, буханки,
Пирожки, батоны плюшки,
И плетенки, и ватрушки,
Курабье, бисквит, печенье,
Бутерброды, чай с вареньем,
Много пряников, конфет,
Пастила есть и щербет,
И пирог с начинкой сладкой,
И полено, и помадка…
Называйте, не стесняйтесь,
Выбирайте, угощайтесь!
Давайте с вами попробуем вылепить из соленого теста те хлебобулочные изделия, которые вы больше всего любите.
Занимайте места за столами. Чтобы ваши руки лучше лепили, давайте сделаем гимнастику для пальцев.
Булка в поле росла,
К нам на стол пришла.
Всех друзей угостим,
По кусочку дадим.
Птичке-невеличке,
Зайцу и лисичке,
Кошке и матрешке,
Всем дадим по крошке.
Подумайте, какое изделие из теста вы хотели бы вылепить. И, если уже решили, то можете приступать к работе. После окончания работы все изделия кладутся на 1 стол. Ребенок читает стихотворение:
Вот он – хлебушко душистый
С хрусткой корочкой витой,
Вот он – теплый, золотистый!
Словно солнцем налитой!
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал-пришел.
В нем – здоровье наше, сила,
В нем – чудесное тепло;
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом - тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
В нем – земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем.
Уплетай за обе щеки –
Вырастай богатырем!
Воспитатель: ну вот, ребята, вы узнали, как к нам на стол приходит хлеб. Сегодня вечером мы устроим для кукол чаепитие и пригласим их попробовать ваши булочки, ватрушки, пряники, рогалики и многое другое.