К О Н С П Е К Т КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ по морально-этическому воспитанию на тему: «НАПРАВЬ ШАГИ ТРОПОЮ ДОБРОТЫ»
К О Н С П Е К Т КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ по морально-этическому воспитанию на тему: «НАПРАВЬ ШАГИ ТРОПОЮ ДОБРОТЫ»
формирование представлений о мечте как побудителе воли к действию; создание условий для формирования нравственных взаимоотношений дошкольников через формирование стремления совершать добрые поступки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«К О Н С П Е К Т КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ по морально-этическому воспитанию на тему: «НАПРАВЬ ШАГИ ТРОПОЮ ДОБРОТЫ»»
К О Н С П Е К Т
КОМПЛЕКСНОГО З А Н Я Т И Я
по морально-этическому воспитанию
на тему:
«НАПРАВЬ ШАГИ
ТРОПОЮ ДОБРОТЫ»
составила:
воспитатель
Муханова Т.В.
Цель: формирование представлений о мечте как побудителе воли к действию; создание условий для формирования нравственных взаимоотношений дошкольников через формирование стремления совершать добрые поступки.
Задачи: - создать доброжелательную и комфортную атмосферу, позитивное эмоциональное единство группы; - развивать стремление мечтать;
- продолжать учить детей правильно воспринимать художественное произведение, выделять главную мысль, правильно отвечать на вопросы в ходе беседы;
- формировать умение передавать свои впечатления, своё отношение к героям сказки; - содействовать развитию воображения, творческого и жизненного потенциала детей, раскрытию индивидуальности каждого ребенка; - расширять словарный запас введением в речь фразеологических оборотов; развивать речевое внимание, любознательность, память и мышление;
- расширить знания детей о живой природе;
- воспитывать познавательную активность;
- способствовать воспитанию нравственных качеств детей; вызвать сочувствие, сопереживание и желание прийти на помощь.
Предварительная работа:
Беседы на тему: «Что такое мечта?»; «Моя будущая профессия».
Чтение стихотворения «Мечта и радуга чем-то похожи». Рисование радуги разными художественными средствами.
Чтение сказки «Кукушка» и пересказ её с помощью мнемотаблиц.
Просмотр мультфильмов: «Заветное желание», Орлиное перо», «Северная сказка» и беседы по их содержанию.
Выучить фразеологические сочетания, учить понимать и правильно их объяснять. Использовать игры по теме: «Словарь фразеологизмов», «Найди нужную картинку», «Фразеологический зоопарк».
Чтение книг из серии «Ответы почемучкам»: «О родной речи»,
Познакомить детей со способами работы с цветной проволокой.
Подготовка видеоматериала, декораций, пособий.
Дети входят в зал, выполняют упражнение-приветствие
Вышло солнышко из-за тучки,
Протянуло гостям ручки:
Обняло и приласкало,
Всем здоровья пожелало:
«С добрым утром!»
- Дети, мы с вами попали сегодня в удивительную страну под названием «Мечта».
Педагог рассказывает стихотворение и показывает на солнце, звезды, цветы, ручеек, капельки дождя (декорации в зале) Здесь мечта живет везде: В капельке дождя, в звезде, В ярких солнечных лучах, В звонких озорных ручьях.
Птицы, бабочки, цветы –
Всё это отблески мечты. Вот мечта то здесь, то там, Открывает двери нам. Мир ее, как волшебство. Нет прекраснее его!
- Что же такое мечта?
- Мечта - это наши мысли – желания.
- Иногда мечты кажутся нам недоступными и невозможными, но это только на первый взгляд. Ведь мечта - это первый шаг к цели! Мечта - это сила, это смысл жизни, это интерес к жизни, это наш «мотиватор». Без мечты нет движения вперёд. - Мечты бывают разными, каждая мечта имеет право на жизнь, даже самая, казалось бы, фантастическая или самая простая и незначительная. Если вы посмотрите вокруг, увидите многое, что когда-то было просто мечтой. Что же это, на ваш взгляд?
- Полёт человека в космос, телефон, телевизор, машина, компьютер, велосипед …
– Всё это было когда-то мечтой, а сегодня все люди благодарны тем, кто носил в себе эти мечты, кто носил в себе это сокровище, а потом воплотил в реальную жизнь. Благодаря мечтателям и фантазёрам жизнь на земле становится лучше, ярче, интереснее.
Подходим к столу, на котором стоят три сосуда с водой (чистой, мутной и с водой, в которую добавлены блестки).
- Ребята, представьте, что наши мечты и мысли – это сосуд с водой.
- Какая вода в первом сосуде?
- Когда наши мечты и мысли бывают похожими, на чистую и прозрачную воду? (когда мы чувствуем себя хорошо, у нас все получается, мы всем довольны, когда мир и спокойствие в нашей семье и в нашей стране). - Вода чистая и прозрачная, если мечты и мысли ясные и чистые.
Дети рассматривают стакан с чистой водой.
- Но мечты и мысли могут быть грустными или не очень полезными как для самого человека, так и для окружающих людей и природы.
- Когда это случается? (когда человек не знает что делать в какой-то сложной жизненной ситуации; когда он болен; когда он равнодушен к чужой боли; когда совершает зло). - Какая будет вода в сосуде? Грязная, мутная ….
- Ребята, надо стараться жить так, чтобы унылые и отрицательные для окружающего нас мира мысли, и желания никогда не посещали нас. - Ребята, а когда в голову приходят отличные, иногда просто фантастические идеи, на что похожи наши мечты и мысли? (на яркие вспышки света, на салют, на цветущий луг, на звёздное небо).
Рассматривают воду в сосуде.
- Дети, посмотрите на воду в этом сосуде. Что она вам напоминает?
Дети и воспитатель читают стихотворение: «Мечта и радуга»
и на мольберте прикрепляют разноцветные полоски
в нужной очерёдности.
Мечта и радуга, чем-то, похожи,
Мечта разноцветная и радуга тоже.
Пусть будет много зелёного цвета,
Зелёный надежда и тёплое лето.
Жёлтый – пусть яркое солнце сияет,
Красный - любовью жизнь озаряет.
Голубой, поднимет нас над суетой,
И будет для нас заветной мечтой.
Оранжевый, дружбу поддержит всегда.
Синий поможет нам верить в добро.
А фиолетовый, за искренность всегда горой.
Пусть будут мечты у нас разноцветными,
Реальными, яркими, многоцветными.
- Давайте прикоснемся к сосуду, в котором живут мечты, чтобы зарядиться положительными и красивыми мечтами, мыслями и идеями.
Звучит волшебная музыка, дети «заряжаются»
красивыми мечтами и мыслями.
- Попробуйте представить в воображении свою мечту. Вы будете рассказывать о своей мечте, и она будет появляться на экране.
Помогать вам мечтать будет вот этот чудесный светящийся шар.
Дети озвучивают свою мечту,
а на экране появляется её воплощение.
- Дети, мне очень понравились ваши мечты. Все они добрые, светлые, вы в будущем хотите принести пользу природе, людям и стране, в которой вы живёте и вы очень хотите осуществлять свои мечты под мирным небом: (… хочет стать зоологом, … экологом, … летчиком, … дипломатом, … путешественником, … строителем, … моряком, … защитником Родины).
- Но чтобы мечта каждого из вас осуществилась, должно пройти много времени: вы должны получить образование, приложить много труда в её воплощение, потому что, ни одна мечта не осуществится, если просто мечтать и ничего не делать, обязательно нужно действовать и своими действиями приближать свою мечту.
- Вы согласны со мной? Я верю в то, что ваши мечты обязательно осуществятся в будущем.
- А что под силу вам сейчас, в вашем возрасте? (быть вежливыми, внимательными друг к другу, помогать людям…)
- Помните, о чём мечтал ослик в мультфильме «Заветная мечта»?
- Как вы понимаете слово «заветная»?
- Давайте, вспомним заветную мечту ослика.
Просмотр отрывка из мультфильма «Заветная мечта»
- О чём же мечтал ослик? (он мечтал кого-то спасти)
- Давайте и мы с вами загадаем здесь и сейчас одну мечту на всех: давайте поможем тому, кто к нам обратится за помощью и кто в этом очень-очень будет нуждаться, согласны?
Игра-имитация «Мечты бывают разные» - Чтобы исполнилась одна мечта на всех, мы должны с вами сплотиться и стать настоящей командой.
Дети образуют круг. Мечты бывают разные (развести руки в стороны) Серьезные и праздные (хлопки в ладоши) Есть мечты большого роста, (потянутся руками к небу) Дорасти до них непросто. Но если мы живем с тобой (взялись за руки) Светлой, радостной мечтой, (идем по кругу) Она согреет сердце наше, (руки прислоняем к груди) И все на свете станет краше. (потереть ладони) А где свет и доброта, (сойтись в центр круга) Всегда сбудется мечта! (обнять друг друга за плечи) Сообщение: пришло письмо.
- Ребята, нам пришло письмо. Давайте просмотрим, кто нам его прислал.
Дети смотрят начало мультфильма «Кукушка»
- Дети, вам знакома эта история? (Это ненецкая народная сказка «Кукушка»)
- Ненцы – это кто? Где живёт этот народ? Как называется их жилище?
- О ком эта сказка? Как жила бедная женщина? Сколько у неё было детей?
- Дети помогали матери? Почему женщина заболела?
- Как дети заботились о больной матери? Что они отвечали на её просьбы?
- Как в сказке говорится о том, почему мать превратилась в кукушку?
- Чем закончилась эта сказка?
- Давайте посмотрим.
Демонстрируется заключительный фрагмент сказки.
- Вам жалко детей?
- А, может быть, вы думаете, что дети справедливо наказаны?
- Чему научила вас сказка?
- Ребята, на нашей планете человек и природа тесно взаимосвязаны между собой.
- Как природа отреагировала на такое отношение детей к своей маме?
- Как вы думаете, почему?
- Вам хотелось бы помочь детям? Что мы с вами могли бы сделать?
- Вы думаете нам под силу вернуть детям их маму?
Сообщение: пришло письмо.
- Дети, к нам обращается орёл. Орёл – символ силы и справедливости.
- Орлы живут в степи или горах. Орлы – верные птицы, выбирают себе пару на всю жизнь. Они вместе, по очереди высиживают яйца. Вместе заботятся о своих птенцах. И уже через 2-3 месяца орлёнок покидает гнездо и живёт самостоятельной жизнью.
Видео: обращение орла к детям.
- Дети, орёл спрашивает: готовы ли мы прийти на помощь детям?
- Он хочет помочь нам, посылает своё перо: оно подскажет нам марш-
рут движения и придаст нам силу, веру в успех нашего очень непростого дела: мы должны найти кукушку и попросить её вернуться к своим детям.
Дети делают массаж «Пёрышко».
Маршрут № 1 – изображение озера.
Дети выполняют упражнение «Ручеёк» (фон – «Звуки природы – ручеёк»)
Мы весёлым ручейком в гости к озеру пойдём
Ручеёк звенит, журчит, быстро весело бежит.
(дети идут «змейкой»)
Скачут капли - капитошки, поднимайте выше ножки.
(быстрая ходьба с высоким подниманием колен)
Вот уже течёт река, широка и глубока.
(ходьба парами)
К озеру подбирается, шире разливается
(дети образуют круг)
Вот перед нами озеро бушует и шумит
(волнообразные движения поднятыми в стороны руками)
В озере высокая ходит волна, вверх до небес и вниз до дна
(поднять руки через стороны вверх, подняться на носки, присесть, коснуться руками пола, выпрямиться)
Качает вода студёная, водоросли зелёные
(ноги врозь, наклоны вправо-влево, руки скользят по бокам)
Здесь рыбки озорные, резвые и быстрые, не угонишься за ними,
до того они шустры
(имитация ладошками движения рыбок)
- Дети, вот мы и оказались на берегу озера: все задания, которые мы должны выполнить здесь, связаны с водой. Озеро – это огромный живой организм. Что можно сказать о движении воды в озере?
Дети берут камушки, обследуют их ладошками, называют глагол и бросают камешек в воду? (шумит, журчит, плещется, бурлит, шипит, волнуется…).
- Дети, следующее задание будет индивидуальное для каждого, возьмите
свои «ноутбуки» – это задание у вас под № 1. Вам нужно ответить на вопрос. (*могут ли рыбы разговаривать; * почему утки плавают; * почему лягушки квакают; * где зимуют раки; * как называется рыба, которая умеет вырабатывать электрический ток; * какой вид рыбы питается своими сородичами и т.д.)
- Молодцы, ещё одно очень сложное задание? В ваших
«ноутбуках» – это задание под № 2. Вам нужно понять и объяснить значение сочетаний ( * как с гуся вода; * водой не разольешь; * льёт как из ведра; * мокрая курица; * мутить воду; * глаза на мокром месте; * в час по чайной ложке; * как в воду опущенный; * толочь воду в ступе; * как две капли воды; * сухой из воды; * вилами по воде и т.д)
- Ребята, вы отлично справились с первым испытанием и в награду полу-
чаете парусники – их нужно собрать и выпустить в озеро.
Дети собирают из пенопласта кораблики, выпускают их на воду.
Дыхательное упражнение «Плыви, кораблик».
- Дети, нас ждёт маршрут № 2.
Изображение леса, слышится пение птиц.
- Ребята, чтобы быстрее оказаться в лесу, давайте изобразим его звуками.
Шум деревьев –ш-ш-ш
Завывание ветра –у-у-у
Рычание медведя в чаще леса –р-р-р
Хрюканье кабана под старым дубом –хрю-хрю-хрю
Карканье стаи ворон – кар-кар-кар
Крик филина пролетающего над головой – угу-угу-угу.
- Вы представили себе, что оказались в лесу? Давайте сделаем глубокий вдох носом и вдохнем в себя доброту этого дня, запах лесных цветов и трав,
а выдохнем через рот все обиды, огорчения и плохое настроение.
Модель «Заколдованное дерево»
- Ребята, вот мы с вами и оказались на опушке леса. Посмотрите, какое деревце. Мне, кажется, что ему очень, нужна ваша помощь. Оно погибает, сохнет. Что у дерева болит? Очень жалобно скрипит…
Не веселое оно, разве это всё равно?
Надо бы узнать верней, что случилось у корней,
Веток, листьев и коры? Будем к дереву добры!
- Дети, какая самая важная часть дерева? Давайте, посмотрим, нет ли
вредителей у корня.
Дети обнаруживают у корня «гусениц».
- Дети, чтобы обезвредить гусениц, нам нужно нарисовать линию жизни
гусеницы. Возьмите свои «ноутбуки» и маркером на диске выполните задание.
Дети выполняют задание.
- Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание. Расскажите.
- Благодаря вашим правильным ответам, гусеницы стали безвредны для дерева и безопасны для нас с вами.
- У меня есть зеленые листочки, они волшебные. Каждый, кто возьмет их в руки, сразу придумает хорошее дело, которое можно сделать для деревца (полить, окопать, обрезать сухие больные ветки, замазать раны, завалить корни и ствол снегом, зимой повесить кормушки, побелить ствол…)
- Посмотрите, как оно зазеленело, на нем выросло много листочков.
- А так как это дерево – дикая яблоня, оно не может быть без плодов. Давайте из кусочков проволоки сделаем яблочки и подарим их яблоньке.
Дети делают контуры яблок из проволоки
и прикрепляют их к дереву.
- Сухое дерево от вашей заботы и доброты стало здоровым и «счастливым». Ведь мы должны проявлять заботу и доброту не только к людям, но и к природе.
Слышится пение кукушки.
- Ребята, вот мы с вами и отыскали кукушку. Но кукушка очень хитрая и осторожная птица, вряд ли мы сможем её увидеть в таком густом лесу. Она не строит гнездо и не высиживает яйца. Она подкладывает своё яйцо в гнёзда другим птицам, а чтобы это было незаметно, одно яйцо из гнезда выбрасывает. На первый взгляд птица не очень положительная. Но оказывается, что кукушки питаются ядовитыми мохнатыми гусеницами, которые другие птицы обходят стороной, жуками и их личинками, муравьиными яйцами. За 1 день 1 кукушка может съесть 100 гусениц. Если в лесу, в котором живёт кукушка, появляется большое количество насекомых-вредителей, она расправляется с ними в течение нескольких дней. Таким образом, кукушка спасает от вредителей огромные участки леса. Речевая разминка : Взгрустнулось кукушке на дальней опушке
И ветер разносит по лесу: ку-ку!
Наверное, нет у кукушки подружки,
Сидит и кукует одна на суку.
- Ребята, мы можем обратиться к кукушке и попросить её вернуться к своим детям. Что бы вы ей сказали?
Обращение детей к кукушке.
- Будем надеяться на то, что кукушка вас услышала. Мы с вами очень старались выполнить все задания орла и нам пора возвращаться.
Тёплый ветер гладит лица, лес шумит густой листвой,
Дуб нам хочет поклониться, клён кивает головой.
А кудрявая берёзка провожает всех ребят.
До свиданья, лес зелёный, мы уходим в детский сад.
Сообщение: пришло письмо.
Демонстрируется фрагмент: возвращение кукушки к детям.
- Ребята, нам с вами удалось возвратить детям маму. Наша мечта осуществилась. Что вы чувствуете?