kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Юрта дом казахского народа - "Киіз үй қазақ халқының үйі"

Нажмите, чтобы узнать подробности

технологическая карта для старшей группы по теме: "Киіз үй - қазақ халқының үйі"- Юрта - дом казахского народа. Занятие интегрированное.  дети работают с моделями. Юрта сделана из паралона и обшита материалом. При сборе юрты стенки между собой приклепляются липучками пришитыми по бокам стен модули. Дети рассказывают о самой юрте и знают историю возникновения юрт. Закрепляют слова на казахском языке.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Юрта дом казахского народа - "Киіз үй қазақ халқының үйі"»


Технологическая карта организованной учебной деятельности

(Старшая группа)

Образовательная область: Коммуникация, Познание, Творчество.

Разделы: Государственный язык, Ознакомление с окружающим миром, Аппликация

Тема: «Киіз үй қазақ халқының үйі» - «Юрта – дом казахского народа»

Цель: Закрепить знания детей о национальном жилье казахского народа- юрте, об основных строениях юрты. Учить видеть и выделять особенности внешнего вида юрты. Развивать у детей память, мышление, обогащать словарный запас, понимать их значение.

Продолжать знакомить детей с предметным моделированием; с элементами казахского узора «амулет», «волна». Развивать умение составлять узор на объемных формах.

Воспитывать познавательный интерес к казахскому национальному быту.

Демонстрационный материал: проектор для показа слайдов, Игровизор, квадрат В.Воскобовича, пазлы для Д/и., модули и карты-схемы для моделирования юрты, готовые шаблоны элементов казахского узора (волна, амулет), образец для составления узора.

Словарная работа: киіз үй –юрта, кереге -решетки, уық -изогнутые жерди, шаңырақ –купол юрты, есік – дверь, киіз- кошма, дөнгелек-круглый, үлкен - большая, әдемі-красивый, кішкентай -маленькая, үшбұрыш-треугольник, шаршы-квадрат, тұмар, толқын .

Этапы

деятельности

Действия воспитателя

Деятельность детей

 Мотивационно-побудительный

Сәлеметсіздерме балалар! Балалар, бүгін бізге көп қанақ келді, амандасайық! Посмотрите у нас много гостей, давайте с ними поздороваемся.

-Послушайте загадку, а отгадав вы сами скажете о чем мы будем сегодня говорить.

Төбедегі көзінен.
Күн сәулесі түседі.
Бұрышы жоқ төрінен.
Самал еркін еседі. (Киіз үй )
- В доме этом нет угла,

До того она кругла.

И такое вот жилище,

Ты всегда в степи отыщешь. (Юрта)

Дұрыс. Жақсы балалар. Правильно, это юрта.

-А теперь балалар посмотрите, на экран. Слайд №1. - Біз бүгін Киіз үй - қазақ халқының үйі. Юрта- дом казахского народа.

Здороваются.





Слушают загадки.

отгадывают.



Киіз үй





Дети называют о чем будем говорить сегодня.

Организационно-поисковый




































Беседа: -Неге бұрын қазақтар киіз үйлерде тұрған? Почему раньше казахи жили в юртах? Слайд№2

- Киіз үйдін жай үйлерге қарағанда айырмашылығы неде ? Чем отличается юрта от обычных домов? Слайд №3

ТРИЗ: Салыстырайық.( Давайте сравним)

.Д/И:«Собери картинку» на ковре.

Слайд №4 Дом и юрта

- Киіз үй қандай? (Юрта какая?)

-А дом какой?

- Киіз үйде не жоқ? (Чего нет у юрты?)

- Ал, үйде не жок? (А в доме чего нет?)

- Шанырақ не үшін керек? (Для чего шанырак служит?)

- Откуда выходит дым из дома? Слайд №5



Работа с квадратом В.Воскобовича. Продолжаем работать на ковре раздаю квадраты детям.

- Давайте попробуем из квадрата Воскобовича сложить упрощенный вариант юрты и дома.

- В начале сложите дом. А что нужно изменить в домике, чтобы получилась юрта?

П/игра: «Киіз үй» музыка, платки

(садятся на стулья)

Сюрпризный момент: И.Н. сообщает, что забыла рассказать о письме. Читаю письмо.

«Сәлеметсіздерме, дорогие ребята! У меня к вам большая просьба. Злой буран унес мою старенькую юрту и теперь мне негде жить. А построить ее одна я не могу. Помогите мне пожалуйста. В посылке вы найдете подсказки. С уважением к вам Зере аже».

(внутри еще конверт с шаблонами)

-Ну, что балалар, поможем Зере аже построить юрту?

Еске түсірейкші -Киіз үй неше және қандай бөлшектерден тұрады?

(Давайте вспомним из каких частей состоит юрта).

- Балалар, киіз үйді құруға неден бастаймыз? Балалар, с чего начинают строить юрту? - 1-ші не қойылады?

Слайд№3- после слов детей открывают слайды

1 -ші –КЕРЕГЕ – решетчатые стены юрты

2 -ші -. ШАНЫРАҚ- купол юрты

3 -ші - УЫКИ – это изогнутые жерди. Уыки крепятся к шаныраку и кереге.

4 -ші- Есік – дверь к которой крепятся кереге.

Слайд №8-12.

- Жақсы балалар, дұрыс. Киіз үйдің қанқасын қойдық, енді не істеу керек? Ну, а теперь, когда поставили каркас юрты, что нужно дальше делать? Дұрыс, ал немен жабамыз? Бірінші нені жабамыз? С начала какую часть юрты покрывают? кереге-решетки-киізбен- кошмой –называется туырлык. Сосын не? А потом что? уық- купол или потолок – называется узік. Сосын не? Дұрыс, покрываем дымовое отверстие -шанырақ- кошмой- называется түндік. И в последнюю очередь дверь, называется киіз есік - войлочная дверь.

Слайд №13

Вот и юрта готова. Предлагаю отдохнуть.

Сергіту сәті: Киіз үй- Юрта

Керегені жазайық, (руки в стороны)

Шаңырақты құрайық.(руки над головой)

Уық болып иіліп, (руки вперед согнуты)

Киіз үйдей болайық.(взявшись за руки ходят по кругу)

Работа за столами с игровизорами. 1-Зачеркните те картинки, которые не похожи на юрту. 2- Соедините части между собой, что за чем идет.

И.Н. Коллективная работа (моделирование макета юрты). Возьмем подсказки (карты –схемы)

- А теперь я предлагаю вам собрать юрту для Зере аже из модулей.

Разделимся на три бригады. Каждая бригада будет выполнять свою работу по схеме:

- одна будет соединять с помощью липучек кереге-стенки (прямоугольная форма), другая уыки (форма трапеции), третья – шанырак (круглая форма).

В процессе работы Д.Т. и И.Н. помогают детям советами.

Пальчиковая гимн.: «Оң қолымда....»

- Вот мы и собрали юрту для Зере әже, теперь давайте украсим ее стенки красивым узором, которые прислала нам Зере аже.

У Зере аже на старой юрте был любимый узор из «амулета» и «волны». Вам знакомы эти элементы. Найдите и покажите их.

Давайте расположим «амулет» в верхней части юрты, он приносит удачу, счастье, а «волну» в нижней – это водная стихия, движение, жизнь.

Чтобы он у нас получился, нужно на каждую кереге наклеить одинаковые элементы по образцу.

Обращаю внимание детей на образец.

-Вот мы и собрали юрту для Зере аже, думаю, что она очень обрадуется. Сейчас ей позвоним и скажем, что мы ей юрту приготовили.

Ответы детей: Потому что, они вели кочевой образ жизни. Малмен айналасты.

Юрта соберается и разбирается. А дом не разбирается как юрта.


Играют в д/и.

Красивая,круглая,

Большая.

Называют чего нет у юрты (бұрыш-углов, терезе-окна нет) а у дома –шанырака нет. Перечисляют.

Түтін шығу үшін және терезенің орнына.

Чтобы выходил дым, служит вместо окна.

Смотрят слайд.

Работают сквадратом В.Воскобовича.




Играют в п/игру



Слушают






Охотно соглашаются.

4 бөлшектерден тұрады. Перечисляют части юрты.



Рассказывают, что за чем строится.





Отвечают, смотрят слайды, слушают и повторяют слова.


Кереге-Туырлық.

Уық -үзік.

Шанырақ -түндік. Есік - киіз есік



Сергіту сәтін жасайды.





Работают за столами.



Рассказывают стихи.


Смотрят.


Повторяют слова


Садятся за столы.

делятся на три группы.




Саусақ жаттығуын жасайды.




Тұмар, толқын проговаривают слова.


Работа детей с образцами.








Рефлексивно- корригирующий

  • Приходит әже: (Зере әже приносит с собой угощенье бауырсаки). Приветствует всех.

Д.Т.: - Балалар, покажите Зере әже какую вы построили юрту.

Зере аже: Қандай әдемі киіз үй болды. Рахмет балалар! Ах, какая красивая юрта получилась. Спасибо вам дети, за юрту. - Помогли ли вам мои подсказки?

- С чего вы начали строить юрту? А что потом делали?

«Все то вы знаете». - Балалар, кто знает стихи про юрту?

Әже благодарит и угощает детей бауырсаками.

Мне очень понравилось как вы занимались, ребята, а на следующем занятии мы подробнее познакомимся с внутренней утварью, поговорим о правилах гостеприимства. На этом наше занятие закончилось. Спасибо за внимание.

Дети все приветствуют әже


Дети принимают участие в беседе. Отвечают на вопросы. И показывают ей собранную юрту.

Балалар работают с макетом юрты.

Дети прощаются. Благодарят.


Ожидаемый результат:

воспроизводят: стихи на казахском языке, называют части юрты, сравнивают юрту и дом, составляют юрту из модулей, украшают юрту.

понимают: назначение юрты и ее строение, название частей юрты на казахском

языке, особенности внешнего вида;

применяют: навыки работы с квадратом В.Воскобовича, составления узора по

образцу, знания детей о национальном жилье казахского народа- юрте, об основных частях

юрты в повседневной деятельности (игре, изо.деятельности).



















































Карта – схема сборки кереге-стенки



5

3

1

2

4

6

7

8





















+



1

2





























Карта – схема сборки уыков

3



4

2





1



5





8



6



7











































Карта – схема сборки шанырака





























































Последовательность соединения всех частей юрты






















































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Юрта дом казахского народа - "Киіз үй қазақ халқының үйі"

Автор: Исмуратова Динара Тулеубаевна, Гурина Ирина Николаевна

Дата: 02.04.2017

Номер свидетельства: 405854

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(36) ""Хош келді?, Наурыз!" "
    ["seo_title"] => string(20) "khosh-kieldin-nauryz"
    ["file_id"] => string(6) "189143"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1426829956"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства