Беседа: -Неге бұрын қазақтар киіз үйлерде тұрған? Почему раньше казахи жили в юртах? Слайд№2 - Киіз үйдін жай үйлерге қарағанда айырмашылығы неде ? Чем отличается юрта от обычных домов? Слайд №3 ТРИЗ: Салыстырайық.( Давайте сравним) .Д/И:«Собери картинку» на ковре. Слайд №4 Дом и юрта - Киіз үй қандай? (Юрта какая?) -А дом какой? - Киіз үйде не жоқ? (Чего нет у юрты?) - Ал, үйде не жок? (А в доме чего нет?) - Шанырақ не үшін керек? (Для чего шанырак служит?) - Откуда выходит дым из дома? Слайд №5 Работа с квадратом В.Воскобовича. Продолжаем работать на ковре раздаю квадраты детям. - Давайте попробуем из квадрата Воскобовича сложить упрощенный вариант юрты и дома. - В начале сложите дом. А что нужно изменить в домике, чтобы получилась юрта? П/игра: «Киіз үй» музыка, платки (садятся на стулья) Сюрпризный момент: И.Н. сообщает, что забыла рассказать о письме. Читаю письмо. «Сәлеметсіздерме, дорогие ребята! У меня к вам большая просьба. Злой буран унес мою старенькую юрту и теперь мне негде жить. А построить ее одна я не могу. Помогите мне пожалуйста. В посылке вы найдете подсказки. С уважением к вам Зере аже». (внутри еще конверт с шаблонами) -Ну, что балалар, поможем Зере аже построить юрту? Еске түсірейкші -Киіз үй неше және қандай бөлшектерден тұрады? (Давайте вспомним из каких частей состоит юрта). - Балалар, киіз үйді құруға неден бастаймыз? Балалар, с чего начинают строить юрту? - 1-ші не қойылады? Слайд№3- после слов детей открывают слайды 1 -ші –КЕРЕГЕ – решетчатые стены юрты 2 -ші -. ШАНЫРАҚ- купол юрты 3 -ші - УЫКИ – это изогнутые жерди. Уыки крепятся к шаныраку и кереге. 4 -ші- Есік – дверь к которой крепятся кереге. Слайд №8-12. - Жақсы балалар, дұрыс. Киіз үйдің қанқасын қойдық, енді не істеу керек? Ну, а теперь, когда поставили каркас юрты, что нужно дальше делать? Дұрыс, ал немен жабамыз? Бірінші нені жабамыз? С начала какую часть юрты покрывают? кереге-решетки-киізбен- кошмой –называется туырлык. Сосын не? А потом что? уық- купол или потолок – называется узік. Сосын не? Дұрыс, покрываем дымовое отверстие -шанырақ- кошмой- называется түндік. И в последнюю очередь дверь, называется киіз есік - войлочная дверь. Слайд №13 Вот и юрта готова. Предлагаю отдохнуть. Сергіту сәті: Киіз үй- Юрта Керегені жазайық, (руки в стороны) Шаңырақты құрайық.(руки над головой) Уық болып иіліп, (руки вперед согнуты) Киіз үйдей болайық.(взявшись за руки ходят по кругу) Работа за столами с игровизорами. 1-Зачеркните те картинки, которые не похожи на юрту. 2- Соедините части между собой, что за чем идет. И.Н. Коллективная работа (моделирование макета юрты). Возьмем подсказки (карты –схемы) - А теперь я предлагаю вам собрать юрту для Зере аже из модулей. Разделимся на три бригады. Каждая бригада будет выполнять свою работу по схеме: - одна будет соединять с помощью липучек кереге-стенки (прямоугольная форма), другая уыки (форма трапеции), третья – шанырак (круглая форма). В процессе работы Д.Т. и И.Н. помогают детям советами. Пальчиковая гимн.: «Оң қолымда....» - Вот мы и собрали юрту для Зере әже, теперь давайте украсим ее стенки красивым узором, которые прислала нам Зере аже. У Зере аже на старой юрте был любимый узор из «амулета» и «волны». Вам знакомы эти элементы. Найдите и покажите их. Давайте расположим «амулет» в верхней части юрты, он приносит удачу, счастье, а «волну» в нижней – это водная стихия, движение, жизнь. Чтобы он у нас получился, нужно на каждую кереге наклеить одинаковые элементы по образцу. Обращаю внимание детей на образец. -Вот мы и собрали юрту для Зере аже, думаю, что она очень обрадуется. Сейчас ей позвоним и скажем, что мы ей юрту приготовили. | Ответы детей: Потому что, они вели кочевой образ жизни. Малмен айналасты. Юрта соберается и разбирается. А дом не разбирается как юрта. Играют в д/и. Красивая,круглая, Большая. Называют чего нет у юрты (бұрыш-углов, терезе-окна нет) а у дома –шанырака нет. Перечисляют. Түтін шығу үшін және терезенің орнына. Чтобы выходил дым, служит вместо окна. Смотрят слайд. Работают сквадратом В.Воскобовича. Играют в п/игру Слушают Охотно соглашаются. 4 бөлшектерден тұрады. Перечисляют части юрты. Рассказывают, что за чем строится. Отвечают, смотрят слайды, слушают и повторяют слова. Кереге-Туырлық. Уық -үзік. Шанырақ -түндік. Есік - киіз есік Сергіту сәтін жасайды. Работают за столами. Рассказывают стихи. Смотрят. Повторяют слова Садятся за столы. делятся на три группы. Саусақ жаттығуын жасайды. Тұмар, толқын проговаривают слова. Работа детей с образцами. |