Исследовательская работа "Здравствуй, милая картошка!"
Исследовательская работа "Здравствуй, милая картошка!"
Картофель - вкусный, богатый витаминами, полезный для человека продукт. Главное его достоинство - высокая каллорийность, ведь недаром в народе, картофель называют "вторым хлебом". Исследовательская работа "Здравствуй, милая картошка!" направлена на формирование у детей дошкольного возраста интереса к наблюдениям, развитие творческого решения в многочисленных способах проращивания семян картофеля, обобщение опыта по благоприятным условиям размножения картофеля для посадки в грунт, воспитание любви и уважения к "второму хлебу". Исследовательская работа способствует привитию у детей желания слаженно работать в коллективе сверстников, коммуникативно, грамотно доводить задуманное до конца, развивает чувство гордости, восхищения, позитивного интереса к творческой работе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Среди большого многообразия овощей существенное место занимает картофель, его насчитывают более сотни сортов, причем сажают его повсюду. Что такое картошка? В толковом словаре Ожегова С.И., Шведовой Н.Ю.: «Картофель – это клубнеплод, семейства пасленовых, с клубнями, богатыми крахмалом, а также (собир.) сами клубни». Картофель — культура уникальная и универсальная. Это растение – и пищевое, и кормовое, и техническое. Например, из клубней картофеля получают крахмал, патоку, спирт и другие продукты, а также картофель идет и на откорм скота. При кормлении картофелем у коров увеличиваются удои молока. И все же, главное пищевое достоинство картофеля заключается в его высокой калорийности. Недаром он получил в народе звание: второй хлеб. Картофель – вкусный, богатый витаминами, полезными для человека. Без картошки не обходиться ни одна семья. Готовят ее в любом виде: варят, жарят, пекут, фаршируют. Разнообразно и меню из картофеля - пюре, суп, выпечка, котлеты, запеканка, салат, блины, кисель и т.д.
Картошка хлеб бережет.
Ели да береза – чем не дрова, соль да картошка – чем не еда.
Картофель – второй хлеб. В начале марта завершается состояние покоя картофеля, почки клубней начинают активно прорастать. В результате снижаются пищевые качества картофеля, они теряют товарный вид, плохо хранятся. Так заведено, что в это время клубни картофеля готовят на посадку, т.е. проращивают. Все прекрасно знают, что каждый год весной в мае картофель сажают, а осенью в сентябре - урожай убирают.
Без труда картошка не родится никогда.
Известно, что перед посадкой клубни картофеля должны прорости. Если клубни картофеля не проросли заранее, то время всходов ростков картофеля затянется, картофель долго пролежит в земле. Когда лучше проращивать картофель, как и в каких условиях лучше? Несомненно, пока стоит много вопросов, ответы на них постараемся найти в процессе исследовательской работы о картофеле.
II. Цель исследования:
отметить, какие условия наиболее благоприятны для проращивания картофеля перед высадкой в грунт.
Задачи исследования:
- расширение у детей представлений о значении картофеля в жизни человека;
- формирование интереса к многочисленным способам размножения клубней картофеля;
- отметить, какие условия влияют на активный рост побегов картофеля;
- воспитание у детей любви к земле, труду;
- воспитание желания доводить задуманное дело до конца.
Гипотеза: существует мнение, что клубни картофеля, хотя и помещены в разные условия, прорастают (дают ростки) одновременно.
III. Историческая справка
Родина картофеля Южная Америка.
В 18 веке картофель в Россию завез Петр I.
Находясь в Голландии, молодой, любознательный Петр I попробовав кушанья из картофеля, нашел их вкусными, сытными и прислал мешок клубней картофеля графу Шереметьеву.
В 1765 году Екатерина II, считая, что картошка должна хорошо произрастать в нашем климате, и желая научить своих подданных выращивать "сии полезные и питательные плоды", высочайшим распоряжением повелела принять все меры к распространению картошки в России, благодаря ее плодоносности и выносливости.Лишь в 19 столетии картофель распробовали и оценили по достоинству. Картофель стал «королем овощей».
В энциклопедии сказано: «Картофель - вид рода паслёновых, образующий клубни, богатые крахмалом (15 – 20%). Родина Южная Америка, в среднее Поволжье, завезён в 18 веке. Выращивается для пищи, кормов и технических целей. Большая часть картофеля выращивается в личных подсобных хозяйствах населения». У нас в России картофель самая распространенная, самая ценная культура после зерновых. Его выращивают и за полярным кругом, и на осушенных болотах, в пустынях и в горах. Картошка – единственная еда, у которой так много имен. Ее называли земляной грушей, потейтосом, тартуфелем, картуфелем. Она же – картоха, картофля, картохля, бараболя, чертово яблоко... Но несмотря ни на что картофель очень быстро распространился в России, потому что помогал прокормиться при неурожаях зерновых культур.
октябрь 1995 г. - картофель стал первым овощем, выращенным в космосе.
23 июля 2005 г. - в России День молодой картошки.
IV. Подготовка к исследованию
Материал:
1. Клубни картофеля – 5 шт.
2. Коробка с крышкой
3. Коробка – лабиринт с крышкой и отверстием сбоку
4. Горшочек с землей
5. Бланки наблюдений – 5 шт.
6. Карточки с цифрами - 1, 2, 3, 4, 5
7. Карточки, с описанием условий содержания картофеля - 5 шт.
8. Таблица наблюдений – 5 шт.
9. Линейка
10. Фотоаппарат
V. Проведение исследования
Наблюдение № 1 – 1 день (начало)
дата
условия содержания картофеля
1
2
3
4
5
03.02.14
картофель твердый,
ростков
нет
картофель твердый,
ростков
нет
картофель твердый,
ростков
нет
картофель твердый,
ростков
нет
картофель твердый,
ростков
нет
Условия:
1 – солнечный свет, открытое место, на подоконнике
2 – темное место, коробка с крышкой, около батареи
3 – солнечный свет, коробка – лабиринт с крышкой, на подоконнике
4 – солнечный свет, горшочек с землей, на подоконнике, полив водой
5 – темное место, холодное место
ТАБЛИЦА НАБЛЮДЕНИЙ
(отмечают дети)
Условные обозначения:
Цвет картофеля – круг (зеленый, коричневый, черный)
Почки – точки
Ростки – зеленые листочки
Мягкий (на ощупь) – М
Твердый – Т
Сухой - С
Влажный - В
ФОТО № 1
Наблюдение № 2 – 15 день
дата
условия содержания картофеля
1
2
3
4
5
17.02.14
картофель мягкий,
сухой,
позеленел,
наклюнулись
почки
(глазки)
картофель твердый, наклюнулись
почки
(глазки)
появились, толстые
побеги
0,3 мм
картофель твердый,
наклюнулись
почки (глазки),
появились толстые
побеги
0,6 мм
картофель твердый,
появились два толстых,
белых
побега:
1 см и
0,7 мм
картофель твердый,
ростков
нет
Условия:
1 – солнечный свет, открытое место, на подоконнике
2 – темное место, коробка с крышкой, около батареи
3 – солнечный свет, коробка – лабиринт с крышкой, на подоконнике
4 – солнечный свет, горшочек с землей, на подоконнике, полив водой
5 – темное место, холодное место
ТАБЛИЦА НАБЛЮДЕНИЙ
ФОТО № 2
Наблюдение № 3 – 22 день
дата
условия содержания картофеля
1
2
3
4
5
24.02.14
картофель
мягкий,
сухой,
зеленоватый,
сморщенный,
побеги мелкие,
зеленые
0,2 мм
картофель слегка мягкий,
сухой,
появились толстые,
розовые
ростки
0,8 мм
картофель твердый,
много толстых,
белых
твердых
ростков
0,5 -
0,9 мм
картофель слегка мягкий,
появились
почки (глазки),
два толстых,
бледно-
зеленых
ростка:
1,3 см
и 1 см
картофель твердый,
ростков
нет
Условия:
1 – солнечный свет, открытое место, на подоконнике
2 – темное место, коробка с крышкой, около батареи
3 – солнечный свет, коробка – лабиринт с крышкой, на подоконнике
4 – солнечный свет, горшочек с землей, на подоконнике, полив водой
5 – темное место, холодное место
ТАБЛИЦА НАБЛЮДЕНИЙ
ФОТО № 3
Наблюдение № 4 – 38 день
дата
условия содержания картофеля
1
2
3
4
5
12.03.14
картофель
мягкий,
сухой,
зеленоватый,
сморщенный,
побеги мелкие,
зеленые,
один росток-
0,6 мм
картофель слегка мягкий,
сухой,
появились толстые,
розовые
ростки
0,8 мм
(подсыхают)
картофель твердый,
наклюнулись
еще побеги,
много толстых,
бело – желтых. твердых
ростков
0,4 - 1,2 см
картофель слегка мягкий,
появились
почки (глазки),
два толстых,
зеленых
ростка:
1,5 см
и 1,2 см
картофель твердый,
ростков
нет
Условия:
1 – солнечный свет, открытое место, на подоконнике
2 – темное место, коробка с крышкой, около батареи
3 – солнечный свет, коробка – лабиринт с крышкой, на подоконнике
4 – солнечный свет, горшочек с землей, на подоконнике, полив водой
5 – темное место, холодное место
ТАБЛИЦА НАБЛЮДЕНИЙ
ФОТО № 4
Наблюдение № 5 – 45 день (окончание)
дата
условия содержания картофеля
1
2
3
4
5
19.03.14
картофель
мягкий,
сухой,
зеленоватый,
сморщенный,
побеги мелкие,
зеленые,
один росток -
1 см
картофель мягкий,
сухой,
розовые
ростки
засыхают-
0,8 мм
картофель мягкий,
очень много толстых,
твердых,
сильных
бело - желтых
ростков
0,8 - 1,6 см
картофель мягкий,
появились
еще
почки,
два толстых,
зеленых
ростка с побегами:
1,5 см
и 1,7 см
картофель твердый,
ростков
нет
Условия:
1 – солнечный свет, открытое место, на подоконнике
2 – темное место, коробка с крышкой, около батареи
3 – солнечный свет, коробка – лабиринт с крышкой, на подоконнике
4 – солнечный свет, горшочек с землей, на подоконнике, полив водой
5 – темное место, холодное место
ТАБЛИЦА НАБЛЮДЕНИЙ
ФОТО № 5
VI. Результаты исследования
Исходя из проведенных за картофелем наблюдений, отмечаем, что конечные результаты исследования таковы:
- 1 условия (солнечный свет, открытое место, на подоконнике) – у картофеля слабенькие, мелкие ростки;
- 2 условия (темное место, коробка с крышкой, около батареи) - у картофеля бледные, слабенькие, засохшие ростки;
- 3 условия (солнечный свет, коробка – лабиринт с крышкой, на подоконнике) – у картофеля много сильных, твердых, розовых ростков;
- 4 условия (солнечный свет, горшочек с землей, на подоконнике, полив водой) – у картофеля два зеленых ростка с побегами;
- 5 условия (темное место, холодное место) – у картофеля нет ростков.
Итог наблюдения:
на I месте – картофель, который находился в условиях № 3, быстрее всех дал побеги и много сильных, крепких ростков (на 15 день от начала эксперимента).
Вывод:
- следует согласиться с общепринятым мнением, что проращивать клубни картофеля для посадки в грунт лучше всего в тепле и темноте (условия № 3).
P.S. Нужно помнить всегда: картофель по калорийности в два раза превышает морковь, и в три раза — белокочанную капусту. Его ценят за то, что он хороший источник углеводов, белков и витамина С. Помимо этого, в картошке содержатся минеральные соли кальция, железа, йода, калия, серы и других веществ, совершенно необходимых для нормальной жизнедеятельности человека.
- Знают о картошке все на свете Богачи и те, кто не богат.
Все её по-своему готовят, Каждый на столе картошке рад. И кто жарит, и кто парит, Кто печёт, и кто толчёт, Но едят ее повсюду - Ей и слава, и почёт!
VII. Результаты анкетирования
С воспитанниками Школы раннего развития «Росток» было проведено анкетирование по теме: «Любимые блюда из картофеля».
Цель: уточнить отношение дошкольников к картофелю, отметить интерес детей , к правильному питанию, вкусной и полезной еде.
Участники: 50 детей (от 6 до 7 лет).
Итоги анкетирования:
На вопрос: - Зачем люди сажают картофель?
- 36 респондентов ответили - кушать;
- 18 респондентов - для еды;
- 1 респондент - нет ответа.
На вопрос: - Сажаете ли вы с родителями картофель в огороде?
- 17 респондентов ответили - да;
- 13 респондентов - иногда;
- 13 респондентов - нет, не сажают;
- 8 респондентов - да, с бабушкой и дедушкой;
- 5 респондентов - нет.
На вопрос: - Любите ли вы блюда из картофеля?
- 47 респондентов ответили - да, люблю, очень люблю;
- 9 респондентов - обожаю.
На вопрос: - Какие блюда из картофеля вы знаете?
- 50 респондентов ответили - картофельное пюре, картофель отварной, суп картофельный, картофель в мундире, картошка печеная, пирожки с картошкой, вареники с картошкой, запеканка картофельная, картофель - фри, картошка жареная, картошка тушеная, картофельные котлеты и т.д.
VIII. Список литературы
1. Большая советская энциклопедия
2. Гребенюк Г.Н. Экология для младших школьников, М.: Просвещение, 2005
3. Мамонов Е.В. Сортовой каталог, М.: Просвещение, 2001
4. Мухин В.Д. Приусадебное хозяйство, М.: изд-во ЭКСМО, 2000
5. Небесный С. Юным овощеводам, М.: Детская литература, 2007
6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений, М.: Азбуковник, 1992
7. Плешаков А.А. Природоведение 3 класс, М.: Просвещение, 2003
8. Раделова С.Ю. Все о лекарственных растениях на ваших грядках, СПб.: Кристалл, 2010
9. Трайтак Д.И. Книга для чтения. Растения, М.: Просвещение, 2006