Интегрированная непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе «Рощи и леса Кубани»
Автор Папазян Ольга Дмитриевна.
Программные задачи: Научить узнавать деревья по породам, описывать их. Дать характеристику берёзе. Воспитывать бережное отношение к деревьям, особенно зимой, когда веточки хрупкие.
Обогащать словарь детей: могучий дуб, берёза – белоствольная, ажурная, кудрявая, длинокосая, хвоя, смола, береста.
Упражнять в умении отгадывать загадки.
Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.
Предшествующая работа. Заучивание В. Косицына «Берёза». С какой ветки эти детки. Засушивание листьев для изготовления поделок. Игра «С какого дерева листок». Хоровод «Во поле берёза стояла». Гербарий из листьев. Знакомство с деревьями на участке.
Ход.
Оно весной нас веселит,
А летом знойным холодит
Осенью питает,
Зимой согревает. (Дерево).
- А какие деревья растут у нас на территории детского сада? (ясень, берёза, туя).
- А какие деревья растут возле нашего детского сада? (ива, тополь, клён, верба).
- Какие деревья растут в центре нашей станицы? (каштан, липа, ёлки).
- Для чего нам нужны деревья? (чтобы было красиво).
- Да, даже пословица есть такая:
Рощи да леса – всему свету краса.
- А ещё? (чтобы был чистый воздух).
- Да листочки деревьев выделяют кислород, которым мы дышим.
- А ещё где растут деревья? (в лесу, роще, лесхозе).
- У нас в крае тоже есть лес, и рощи в них растёт много разных деревьев. Лес, рощи называют лёгкими земли. Они очищают воздух. В лесах растут хвойные и лиственные деревья.
Подумайте, о каком дереве я говорю.
Прямо в небо рвутся, ввысь;
Ты внимательно всмотрись:
Не берёзы, не осинки,
Нет листочков, есть хвоинки. (ёлки).
Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (сосна).
Вроде сосен, вроде ёлок,
А зимою без иголок. (лиственница).
- А какое дерево на нашем участке всегда зелёное? (туя). Это ребята хвойные породы деревьев. Вместо листочков у них хвоинки, поэтому их так и называют.
- В нашем крае растёт дерево могучее, полное жизни, силы и красоты.
Оно растёт и ввысь и вширь!
Это чудо – богатырь!
- Догадались. Это дуб.
Сколько дубу силы
Земля подарила!
Руки-ветки распростёр
И укрыл всех, как шатёр.
- Давайте вспомним стихотворение И. Токмаковой «Дуб».
Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу можно простудиться?
Ведь до поздней осени дуб стоит зелёный!
Значит, он выносливый,
Значит закалённый.
Показ иллюстраций с изображением дуба. Иллюстрацию «Дубовая роща».
- Какие дубы? (могучие, большие, с толстыми стволами, раскидистыми ветками).
Физминутка.
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Локти согнули,
Кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
Ветер тихо клён качает,
Вправо-влево наклоняет.
Раз – наклон, два – наклон,
Зашумел листвою он.
- Дети, а вот послушайте. О каком дереве говорят: «Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не человек». (берёза).
- Берёзы считают первыми красавицами наших лесов. Особенно они хороши во время цветения. Она распускает листву и жёлтые серёжки. Вспомните стихи о берёзке наших кубанских поэтов.
Русская красавица
Стоит на поляне.
В зелёной кофточке,
Белом сарафане.
Т. Голуб.
Берёзка, берёзка,
Подари мне серёжки.
Я украшу ими уши,
Шёпот листьев буду слушать.
В. Косицын.
- А вы знаете, что берёза – единственное в мире дерево с белой корой? Её можно называть белоствольной. Веточки у неё гибкие тонкие. Они свисают вниз. И её ещё называют длинокосая, кудрявая.
Берёза не только красивая, но и необходимая человеку. Из неё делают мебель, игрушки, корзины.
Кора – береста, тонкая. А под корой есть особое вещество, которое окрашивает ствол в белый цвет. Летом ствол у берёзы прохладный. Берёза ещё и лекарственное дерево. Очень полезен и берёзовый сок.
- А вот ещё одно дерево.
Летом знойным зацветает –
Сразу пчёл к себе зовёт.
Круглые листочки
Вкусен, сладок их нектар…
Кто, то дерево узнал? (липа).
Липа медоносное дерево. Пчёлы собирают нектар с цветов липы. Липовый мёд очень полезный. Цветы липы используют при лечении простуды. Веточки у липы ровные, сладкая кора. Зацветает липа в начале лета. Цветы очень приятно пахнут.
Вдоль реки Кубань растут деревья с гибкими веточками. Спускаются к самой воде. Кора светло-коричневого и немного желтоватого цвета, гладкая. Догадались? (если нет загадать загадку).
К речке дерево склонилось,
А склонившись, удивилось:
- Как же я красива!
Я речная … (ива).
На иву похоже дерево верба. У него тоже гибкие веточки, но бурого цвета. Из ивы и вербы делают корзины. Веточки гибкие и хорошо гнутся. Листья удлиненные, наружные зелёные, а с внутренней стороны белые. «Белые овечки бегают по свечке».
- А теперь представьте что вы берёзки. (дети встают).
Наступило утро,
Солнышко проснулось.
И берёзки к солнцу потянулись.
(руки вверх, на носочки).
Поздоровались друг с дружкой
Наклонились в сторону.
(наклоны в сторону).
С солнцем поздоровались,
Радуясь дню новому.
(Руки вверх сделать вдох и помахать руками).