Познакомить детей с историей русского народного костюма и выставкой головных уборов . Вспомнить историю русской народной игрушки, разнообразие материалов при её изготовлении; способами изготовления игрушки. (познавательное развитие)
Расширять словарный запас, формировать навыки устной речи через коммуникативные игры; развивать интерес к культуре русского народа через знакомство с народным костюмом и головным убором и значением русской печи - презентация, закрепление истории русской народной игрушки.
Развивать желание изготовить игрушку самостоятельно;
Способствовать общему развитию детей, прививая им любовь и уважение к Родине (русской культуре, русскому языку, русским традициям ).
Воспитывать дружеское отношение друг другу и окружающим, умение взаимодействовать в коллективе.
Знакомство с игрушками, сделанными из разных материалов - Дымковская, Филимоновская, Богородская, Каргопольская, Тверская, матрёшка и др. Заучивание пословиц, поговорок, потешек, русских народных песен; загадывание загадок об игрушках, посещение этнографического музея- заповедника «Шушенское».
ХОД НОД:
1.Вступительная часть.
Дети входят в музыкальный зал под музыку.
Педагог встречает детей: Здравствуйте гости дорогие! Проходите, посмотрите на меня, на то, что вас окружает. Как вы думаете, о чём сегодня у нас пойдёт речь? (ответы детей)
Давайте все вместе поздороваемся друг с другом, со своими соседями.
«Здравствуйте!» На капельку радостней стало
От того что мы просто друг другу сказали «Здравствуйте!» П : А что означает слово «здравствуйте!»? Дети: Ответы детей. П : Этим словом мы желаем здоровья, показываем своё доброе отношение, вежливость, воспитанность.
2. Основная часть. П : Сегодня, мы с вами совершим путешествие в прошлое - посетим музей старины.
А что означает слово «музей», как вы понимаете? (ответы детей)
Чтобы переместиться в прошлое, нам нужно произнести заклинание:
Раз, два, три, четыре
Глазки крепко все закрыли,
Ничего мы не забыли?
В старину так люди жили,
Платья разные носили.
Раз, два, три,
Мы на месте, посмотри!
(Открывается занавес) Нам в этом путешествии поможет старинный сундучок, откроем его: - Этот костюм одевали русские женщины. Костюму много лет, а он выглядит он хорошо. А знаете почему? (предполагаемые ответы детей). П : Его шили с любовью, очень бережно хранили и одевали только по праздникам. Поэтому костюм радует наш глаз и сегодня. Старшее поколение хранит ее как добрую память о своей молодости, о родителях. У нас в этнографическом музее «Шушенское» имеется собрание русских костюмов и костюмов других национальностей. Женский народный костюм состоит из рубахи и сарафана. Для традиционного русского костюма характерен прямой крой , для свободы движения с прямоугольными или косыми вставками (поликами и ластовицами их называли).
Мужская одежда по сравнению с женской была более единообразной - одинаковой. Рубаху - косоворотку и порты носили повсеместно. Рубаху носили на выпуск и подпоясывали разными узкими и широкими поясами. В украшении костюма больше всего изображали солнышко. П : Как вы думаете, какого цвета использовали материю, для изготовления костюма? Дети: Белого, красного , жёлтого и темной или светлой отделки. П : рубаха белого цвета, на горловине и на рукавах вышивка. Ребята полюбуйтесь, как красиво! (дети рассматривают, дискутируем)
Предлагаю нам вспомнить русскую народную песню, которую мы знаем.
Педагог с помощью музыкального руководителя, вместе с детьми исполняют русскую народную песню: « Как у наших , у ворот» и водят хоровод.
П: Тише ребята, тише, я слышу какой-то шорох в сундуке. Ой, да это же домовёнок Кузя! (Берет на руки домовёнка- куклу) Кузя, ты, что там делаешь, зачем в сундучок залез, почему такой грустный? Кузя: У меня сегодня именины, а у меня и друзей нет, которые могли бы прийти ко мне, от этого стало грустно. Я сижу в сундучке один и грущу. П : Ребята, а давайте мы с вами вместе Кузю научим, как надо дружить? Что же такое дружба? Давайте возьмем у паучка паутины и смотаем ее в клубок. А пока будем мотать клубок, каждый скажет, как понимает слово « дружба». Я вам предлагаю сесть на коврик в круг, в удобную для вас позу (Дети говорят о том, что такое дружба, передавая волшебный клубок друг - другу). Предполагаемые ответы детей: разговаривать вежливо и не грубить; уметь посочувствовать другу; если обидел, надо извиниться, быть справедливым в игре; когда дети дружат, они заметят, кто грустит, и придумают, как развеселить товарища, поиграют с ним. Последний ребенок заканчивает сматывать паутинку в клубок , убираем его. П : Ребята, посмотрите на Кузю, какой он стал весёлый. Кузя: До свидания , ребята ,спасибо, я понял что значит дружить. Пойду искать своих друзей - домовых, до новых встреч. П : Ребята , а что считалось традиционно в русской избе главной? Что называли - хозяйкой, матушкой?
Дети: Русскую печь (Ответы детей)
П : Правильно(убирается ширма). Проходите в этот выставочный зал, рассмотрите, что здесь находится.
(Дети рассказывают что видят - дискутируем)
Присаживайтесь и посмотрите про «Русскую печь « (презентация)
-Ну что, вы согласны с её таким названием? Почему печь считалась главной, называлась – хозяйкой , матушкой? (Ответы детей)
Также после просмотра презентации «Русская печь» мы беседуем с детьми о посуде, которая стоит на лавочке около модели печи или просто на печи. Педагог обращает внимание на хлеб, вместе с ребятами вспоминают пословицы о хлебе, и дает понюхать, как он вкусно пахнет. Предлагает скушать его за обедом.
А какие головные уборы были в старину? (Ответы детей)
Теперь я предлагаю вам сходить на выставку головных уборов.
( Убирается ширма , и дети рассматривают головные уборы, идёт комментарий о головных уборах)
Звучит русская народная мелодия.
- Ребята вы слышите?
Дети: Да!
- Это наш старинный сундучок приглашает опять в путешествие, наверное, он нам хочет рассказать что-то интересное.
Рассаживаемся на коврики как кому удобно.
Давайте, откроем его и посмотрим что же, он нам приготовил на этот раз!
Педагог открывает сундучок и вынимает листок с загадками.
- Интересно, что здесь написано? Давайте прочитаем.
Чтение загадок.
Есть кабинка, кузовок, Откидной на нём борток, Есть колёсики и шинки, У игрушечной... (машинки)
Круглый, цветной, Прыгает, скачет, А называется... (Мячик)
Я хорошая игрушка, Буду девочкам подружкой. Я могу сидеть в коляске, Закрывать умею глазки. Я прошу меня любить, Не ронять меня, не бить. (Кукла)
- О чем же эти загадки? (ответы детей). Правильно, об игрушках. Какие игрушки у вас есть дома? Во что вы любите играть? (ответы детей)
Словесная/игра « Кому что подойдет?»
(в какие игрушки играют мальчики; девочки; вместе)
- А в нашем сундучке что-то ещё есть, посмотрим? Рассматривание игрушек.
- Сундучок нам приготовил игрушки-самоделки. Как вы понимаете, что значит «игрушки-самоделки»? (ответы детей)
- Правильно, это значит, что их не покупали, а родители сами мастерили такие игрушки в минуты отдыха на забаву своим детям. Дети постарше сами могли сделать такую игрушку без помощи взрослого.
- Из какого материала сделаны эти игрушки? (ответы детей)
- Видите, какие удивительные игрушки умели делать на Руси.
- Давайте все вместе сделаем игрушку - куколку из бумажной салфетки.
Проходим за столы. У вас в столах: бумажные салфетки, клей, ножницы, фломастеры. Нужно разделить салфетку на части. Перед вами - образец, как и в какой, последовательности, мы будем делать игрушку. Внимательно рассмотрите (проговаривание вместе с детьми этапов работы). Перед работой разомнем наши пальчики - пальчиковая гимнастика «Волшебник»:
Если ножницы достану
То волшебником я стану!
Вырежу я из бумаги-
Птиц, машину, башню, флаги.
Приступайте к работе, а я вам буду помогать.
Посмотрите , что у нас получилось.
Помойте, вытрите руки. А теперь предлагаю сыграть в русскую народную игру «Антошка».
Русская народная игра «Антошка»: Все участники разуваются, обувь перемешивается и складывается в середине круга (одна пара вообще убирается). Участники располагаются вокруг обуви. Выбирается водящий. Водящий говорит:
-Ты, Антошка, не зевай, не зевай!
-Лапоточки обувай, обувай!
Звучит весёлая музыка. Все подскоками или шагом движутся по кругу. С окончанием музыки все останавливаются и стараются быстрее обуться. Ребёнок, оставшийся без обуви, выбывает из игры. Убирается ещё одна пара обуви. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок. Он и считается победителем.
Хорошо! Мы попутешествовали, поработали и поиграли, а сейчас нужно возвращаться в наш детский сад. Произнесём опять заклинание:
Раз, два, три, четыре
Глазки крепко мы закрыли.
Раз, два, три
Мы вернулись, посмотри!
(Закрываем занавес) П: Вам понравилось наше путешествие в прошлое?
Чем сегодня занимались?
Мы с вами продолжим путешествие в прошлое , когда будем посещать наш этнографический музей - заповедник «Шушенское»»