· Развивать мелкую моторику через продуктивную деятельность.
· Развивать связную речь, умение отвечать на вопросы полным предложением.
· Воспитательные:
· Воспитывать уважительное отношение к государственным символам России.
· Воспитывать чувство гордости и любви к своей Родине.
Предварительная работа:
· Рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением родной природы, городов России.
· Беседа о России, о том, что наша страна большая и красивая.
· Чтение стихов о Родине.
· Дидактическая игра «Собери флаг» (знакомство с российским триколором).
Материалы и оборудование:
1. Изображение герба России (большое, четкое).
2. Картинки с изображением гербов других стран (для сравнения)
3. Заготовки для аппликации: силуэт двуглавого орла на красном щите (1 на ребенка), отдельные детали из желтой бумаги: корона, скипетр, держава.
4. Клей-карандаш, салфетки.
5. Мяч.
Ход занятия:
I. Вводная часть (организационный момент)
Воспитатель: Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Сегодня мы с вами отправимся в небольшое путешествие. А путешествовать мы будем, не выходя из группы. Мы поговорим о нашей стране. Как называется страна, в которой мы живем?
Дети:Россия.
Воспитатель: Правильно! Россия — это наша большая и красивая Родина. У каждой страны, как и у людей, есть свои отличительные знаки, которые называют символами. Они рассказывают всему миру о нашей стране. Давайте мы с вами вспомним, какие символы России мы уже знаем?
(Дети могут вспомнить флаг, Кремль, матрешку, медведя). Воспитатель подводит к теме: «А сегодня мы познакомимся с еще одним очень важным символом — гербом».
II. Основная часть
1. Знакомство с гербом. Беседа.
(На мольберте появляется большое изображение Герба России).
Воспитатель: Посмотрите внимательно на эту картинку. Это и есть герб России. Слово «герб» очень старое, оно означает «наследство». Герб передается из поколения в поколение, от отцов к детям.
· Рассматривание элементов:
· Воспитатель: На что похож герб? (Ответы детей: на щит). Правильно, он имеет форму щита. Щит — это защита. Значит, наш герб как бы защищает нашу страну.
· Воспитатель: А кого вы видите в центре герба? (Орла). Какой он необычный? (У него две головы). Верно, это двуглавый орел. Он сильный, гордый и зоркий. Почему у него две головы? (Предположения детей). Он смотрит одновременно на запад и на восток, как бы охраняя нашу огромную страну со всех сторон.
· Воспитатель: Что держит орел в лапах? В одной лапе — скипетр (жезл), в другой — держава (золотой шар). Это старинные символы власти. Они говорят о том, что Россия — сильная и независимая страна.
· Воспитатель: А над головами орла что мы видим? (Короны). Три короны символизируют дружбу и согласие народов, которые живут в России.
2. Дидактическая игра «Найди герб России»
На доске вывешиваются 3-4 картинки с разными гербами (например, герб другой страны, герб сказочного замка, герб спортивного клуба). Дети должны найти и показать герб России и объяснить свой выбор («Потому что здесь двуглавый орел!»).
3. Физкультминутка «Наша родина - Россия»
В нашей стране горы высокие (тянемся на носочках вверх), Реки глубокие (присаживаемся на корточки), Степи широкие (раскидываем руки), Леса большие (руки вверх), А мы — ребята вот такие (показываем большой палец)!
4. Продуктивная деятельность. Аппликация «Собери герб» – 8 минут
Воспитатель: А теперь давайте сами попробуем сделать наш герб, чтобы лучше его запомнить.
Дети садятся за столы. У каждого заготовка — красный щит с контуром двуглавого орла. Отдельно лежат желтые детали: одна большая корона, скипетр и держава.
Воспитатель (комментирует последовательность):
1. Возьмите самую большую желтую деталь — корону. Найдите ей место над головами орла и аккуратно приклейте.
2. Теперь возьмите скипетр. В какую лапу его нужно приклеить? (В правую). Молодцы!
3. А теперь найдите державу. Ее мы приклеим в левую лапу орла.
В процессе работы воспитатель оказывает индивидуальную помощь, напоминает об аккуратности.
III. Заключительная часть
1. Итог беседы.
Выставка готовых работ. Дети рассматривают свои гербы.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним:
· Как называется символ, с которым мы сегодня познакомились? (Герб).
· Кто изображен в центре герба? (Двуглавый орел).
· Что он держит в лапах? (Скипетр и державу).
· Для чего нужен герб? (Чтобы мы могли отличить свою страну от других, это ее знак, символ).
2. Игра с мячом «Какой? Какая?»
Воспитатель бросает мяч ребенку и задает вопрос о гербе, ребенок ловит мяч и отвечает.
· Герб какой? (Красивый, большой, важный, золотой, красный, сильный).
· Страна наша какая? (Большая, красивая, сильная, родная).
Воспитатель: Вы все сегодня были молодцы, много узнали и сделали замечательные гербы. Теперь вы сможете рассказать своим родителям, что означает герб нашей страны — России. Герб — это наша гордость!
Домашнее задание для родителей: Рассмотреть вместе с ребенком герб России на паспорте, денежных купюрах или официальных документах.