Просмотр содержимого документа
«Интегрированное занятие в старшей логопедической группе по теме: "Весеннее путешествие. Звуки С-Ш".»
Интегрированное занятие в старшей логопедической группе с учетом ФГОС по теме: «Весеннее путешествие».
Дифференциация звуков С-Ш.
Подготовила: учитель-логопед Бязрова Л.Ю.
Цель:
Закрепить знания детей по теме «Весна»; расширить и активизировать
словарь детей по данной теме; дифференцировать звуки С-Ш в слогах и в словах.
Коррекционно-образовательные задачи:
закрепление навыков словообразования и словоизменения: согласование существительных с прилагательными;
существительных с глаголами;
умение подбирать прилагательные к сущ.; развитие связной речи;
закрепление умения отвечать на вопросы полным предложением;
Упражнять в умении дифференцировать звуки С и Ш в произношении и на слух.
Коррекционно-развивающие задачи:
совершенствование фонематического восприятия;
развитие мелкой моторики, памяти, внимания, мышления;
Коррекционно–воспитательные задачи:
воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе, учить правильному поведению в природе.
Оздоровительные задачи:
развитие координации движений вместе с речевыми заданиями и музыкой, самомассаж, терапия с массажными шариками Су-Джок.
Оборудование: картинки с изображением времён года, картинки-символы артикуляционной гимнастики, картинки с изображением признаков весны, предметные картинки на звуки С, Ш; солнышко, прищепки, запись музыки с пением птиц, песня «Паровозик», мяч, цифры, массажные шарики Су-Джок, презентация по теме «Весна», презентация по теме «Весенние месяцы», «Вальс дождя» муз. Ф.Шопена, логоритмическое упражнение под фонограмму р.н.м. «Ой, ты, Порушка-Поранья», пособие «Круги Луллия».
Организационный момент.
Логопед: Здравствуйте, ребята!(давайте с вами поздороваемся)
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро - солнцу и птицам,
Доброе утро - приветливым лицам!»
Ребята, посмотрите к нам на занятие пришли гости. Давайте с ними тоже поздороваемся. (Дети здороваются).
Ход занятия:
Логопед: Ребята, о чем мы будем говорить на сегодняшнем занятии вы узнаете из стихотворения, которое я вам прочту:
Растекайтесь ручьи,
Разбегайтесь лужи.
Выползайте муравьи после зимней стужи.
Пробирается медведь сквозь лесной валежник,
Стали птицы песни петь,
И расцвел подснежник. (Звучит пение птиц). Аудио запись.
Догадались, о каком времени года мы сегодня будем говорить?
Дети: О весне!
Логопед: Какая самая главная примета весны? От нее зависят все остальные приметы.
Дети – Солнце.
Логопед: На улице пасмурно, а так хочется, чтобы солнышко всегда с нами было. Где же оно? Поедем его искать. И чтобы солнышко нашлось надо выполнить все задания. Но перед началом путешествия вспомним, какой у нас ловкий язычок:
Логопед: как вы думаете, на чем можно поехать за солнышком?
Дети: перечисляют виды транспорта.
Логопед: А мы с вами поедем…. Нет, попробуйте сами отгадать:
Братцы в гости снарядились.
Друг за другом уцепились И помчались в путь далёк,
Лишь оставили дымок.
Дети: Поезд!
Логопед: Он нас ждёт. Но в вагон сядет лишь тот, кто назовёт признаки весны.
(Детиназывают признаки весны.) Презентация по теме «Весна».
Музыкальная заставка «Поезд». (Садятся на стулья и едут со звуком С)
Логопед. Ребята, виднеется остановка. Давайте выйдем из вагона и встанем в круг. Мы с вами приехали в весенний лес! (Аудио запись «Звуки природы».) В лесу нужно вести себя правильно, не обижать животных, не портить природу, бережно относиться ко всему, что нас окружает.
Весной оживает природа, и просыпаются звери, проснулся и ёжик.
(Массажные шарики Су-Джок).
Су-Джок терапия: чистоговорки со звуками: С, Ш. «Ёжик-чудачок».
Ша – ша – ша – наша Маша хороша.
Шо – шо – шо – говорим мы хорошо.
Шу – шу – шу – помогите малышу.
Ши – ши – ши – на поляне малыши.
Са-са-са- прибежала к нам коза.
Со-со-со- круглое колесо.
Логопед:
Давайте вспомним название весенних месяцев: март, апрель, май.
(Презентация весенних месяцев).
Логопед: Дети давайте посмотрим и скажем, чем отличаются друг от друга месяцы? Все они братья одной мамы, но как и мы все разные.
(Дети называют особенности месяцев под показ презентации).
Молодцы, ребята!
Игра: «Верно-неверно».
Логопед: Сейчас я буду называть слова, а вы хлопайте, если они относятся к
весне и топайте, если не относятся. Будьте очень внимательны!
Ребята, а кто из вас знает, что означают слова проталина, первоцвет,
половодье, капель, ледоход? (дети отвечают на вопросы)
Логопед:
Прекрасно!!!
Дидактическая игра: «Подбери и назови». (На доске картинки, изображающие весну).
Логопед:
Ребята, я буду называть слова, а вы к ним подбирать как можно больше слов –признаков и слов –действий. Например, весна, она какая? –ранняя, теплая, разноцветная и т.д.
Солнце..., почки..., листья..., птицы..., солнце весной что делает? –
греет, светит, припекает, ласкает и т.д. листья на деревьях что делают?... снег что делает?... и т.д.
Логопед: Ребята, нас ждет наш поезд! Поехали дальше! (Едут под песню «Поезд» со звуком Ш).
.
Логопед: А вот и остановка.
Ребята, мы поиграем с кругами. На какую картинку попадет стрелка, про ту и поговорим. Надо назвать первый звук в слове и количество слогов.
Дидактическая игра: «Первый звук в слове» с кругами Луллия.
Дидактическая игра: «Раздели на слоги». С кругами Луллия.
Игра «Найди картинку» со звуком «С», со звуком «Ш».
Давайте правильно повторим скороговорки.
Кошка спит, а мышку видит.
От шалостей большие шишки.
Шесть мышат в камышах шуршат.
Пушистая кошка сидит на окошке.
Саша шапкой шишку сшиб.
Игра: Из 4 слов найдите лишнее, которое отличается начальным звуком от остальных слов:
Стул, солнце, шапка, собака и т. д. (Дети кладут свои картинки на стол 3-4человека, а затем выбирают лишнее слово).
Игра: «Посчитай-ка».
Посчитать предметы на картинках, куда показала стрелка. (С кругами Луллия).
Логопед: Ребята, нас ждет наш поезд! Поехали дальше! (Едут под музыку «Поезд»)
Логопед: А вот и остановка. Мы приехали на лесную полянку. Выходите из поезда. Давайте разомнемся. Логоритмическая физ.минутка под музыку «Ой, ты, Порушка-Поранья».
Физ.минутка: «Мы в лесок пойдём».
1.Мы в лесок пойдём, мы грибок найдём. Дети маршируют.
В шапочке нарядной, светло-шоколадной. Изображают шапочку.
В шапочке нарядной, светло-шоколадной
2.Ты не прячь, грибок, Закрывают лицо руками.
От ребят свой бок! Руки на поясе.
В шапочке нарядной, светло-шоколадной. Изображают шапочку.
В шапочке нарядной, светло-шоколадной.
3. (Сгибают-разгибают пальчики).
4. (Ноги на пятку попеременно).
Логопед:
Ребята, я вам буду называть слова, а вы мне
скажете, как их стало много: трава, лист, ручей, почка, подснежник, птица.
Дидактическая игра: «Один-Много» (с мячом).
Логопед:
Ребята, я вам говорю слова, а вы мне должны назвать это слово
Л: Ребята, нас ждет наш поезд! (Едут под музыку «Поезд» со звуком С). А вот и остановка.
Логопед: Ребята, все выполнили правильно и к нам пришло…..посмотрите, а это что? (Достает солнышко без лучиков).
Дети: Солнышко. Вот оно и нашлось!
Л.: Ребята, а чего не хватает солнышку?
Дети: лучиков.
Логопед: А давайте сделаем лучики солнышку, и оно засверкает ещё веселее и ярче.
Игра: « Сделать лучики из прищепок». (Развитие мелкой моторики пальцев рук).
Психогимнастика : «Солнышко».
Логопед: Давайте поприветствуем солнышко.
Здравствуй солнце золотое.
(Дети раскрывают ладони в сторону солнца)
Здравствуй небо голубое.
(Поднимают руки вверх)
Здравствуй матушка земля.
(Наклон руки вниз)
Здравствуй все мои друзья.
(Руки вниз, затем в стороны, касаясь друг друга ладонями).
Логопед: На землю вернулась красавица весна. Давайте ощутим её прикосновение.
(Проводится массаж лица).
Светит яркое весеннее солнышко - поглаживание и ласкает нам лицо.
Дождик ещё холодный - постукивание подушечками пальцев
По утрам ещё иногда пощипывает морозец - пощипывание
А всё-таки солнышко светит сильнее - снова поглаживание
Логопед: Ребята, нас ждет наш поезд! Заберем солнышко с собой в детский сад. (Едут под музыку «Поезд» со звуком Ш). А вот и остановка. Наш детский сад. Устали путешествовать? Давайте отдохнем.
Релаксация. Музыка Ф.Шопена Вальс дождя»
Реснички опускаются, глазки закрываются Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем, Дышится легко, ровно, глубоко. Напряжение улетело и расслаблено всё тело.
А теперь представим, что светит над нами солнышко, мы открываем глаза, поднимаем руки, потягиваемся, сначала одну ногу, потом другую. Медленно встаем.
Итог:
Логопед: Ребята, какие вы молодцы. Занятие сегодня было интересным. А вам оно понравилось? Задаёт вопросы детям: Что тебе понравилось? Что запомнилось? Кому ты расскажешь о сегодняшнем занятии? (Оценивает работу детей).
Выберите смайлики, которые соответствуют вашему настроению.