Инновационный проект "дети творчество театр" вторая младшая группа
Инновационный проект "дети творчество театр" вторая младшая группа
создание предпосылок для творческого и речевого развития личности ребенка средствами театрализованной деятельности. Обогащение знаний о видах театра. Развитие конструктивного взаимодействия с семьями воспитанников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Участники проекта: дети 2 младшей группы, воспитатели, родители.
« Театр для детей - это уникальное пространство, где они
могут раскрыть свой творческий потенциал».
Александра Козлова.
Пояснительная записка:
Дошкольное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Дошкольный возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Именно речевое развитие, его объём, и характер становятся главными показателями успешности учебно-познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности. Полноценное образование ребенка младшего дошкольного возраста возможно лишь при условии психологического комфорта ребенка в процессе общения со сверстниками, взрослыми в детском саду и семье. Младший дошкольный возраст - наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В 3-4 года у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь. В этот же период происходит формирование основных качеств личности. Поэтому ни один из детских возрастов не требует такого разнообразия средств и методов развития и воспитания, как младший дошкольный.
Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, и, получая огромное наслаждение. Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу.
Актуальность:
Развитие психики ребенка младшего дошкольного возраста, формирование его личности происходит в процессе деятельности освоения окружающего, то есть усвоения накопленного человечеством опыта в активной практической деятельности, опосредованной его отношениями с другими людьми. В раннем детстве ведущим для ребенка являются эмоциональное общение со взрослым. Раннее детство характеризуется большими потенциальными психофизиологическими возможностями. Их реализации уделяют особое внимание современная педагогика и психология. Исследователи доказали необходимость целенаправленного руководства воспитанием ребенка с первых дней его жизни, основанного на знании закономерностей психического развития. Процесс созревания всех систем организма, в том числе и нервной системы, носит особо интенсивный характер в первые годы жизни ребенка.
Театрализованная деятельность позволяет осуществлять художественное, эстетическое, нравственное, речевое развитие ребенка; развивает воображение, фантазию, речь и коммуникативные навыки; учит детей анализировать окружающую действительность, делать выводы. Театр – средство эмоционально-эстетического воспитания младших дошкольников. Театрализованная деятельность способствует формированию начального опыта социальных навыков, социализации ребенка, воспитанию у него доброты, смелости и других положительных качеств личности. Театр учит дошкольника видеть прекрасное, различать добро и зло, зарождает стремление быть хорошим, честным.
Театрализованная деятельность позволяет решать задачи интеллектуального, художественно-эстетического воспитания ребенка. Участвуя в театрализованных играх, наблюдая за театрализованными действиями героев сказок, дети глубже познают окружающий мир людей, животных, растений, предметов. Театрализованная деятельность обогащает представления детей о культуре взаимоотношений, эмоциональную сферу.
Основная направленность проекта – усиление внимания педагогов дошкольных образовательных учреждений и родителей к проблеме развития детей второй младшей группы посредством театрализованной деятельности.
Новизна:
Новизна опыта в том, что в проекте используется театрализованная деятельность не только в форме тематических развлечений, праздников, игр- драматизаций, но и в нетрадиционных формах работы с детьми. А именно, в проектной деятельности, которая допускает решение разноплановых задач образовательного процесса ДОУ. Здесь дети как самостоятельно, так и при поддержке взрослых являются авторами любых видов проектов. Темы работ могут варьироваться от истории театрального головного убора до желания научиться создавать сценарий для театральной постановки. Через театрализацию мы нацеливаем воспитанников к исследовательской деятельности, что способствует развитию любознательности. Главная педагогическая задача – сформировать интерес детей как основной предпосылки для дальнейшего успешного обучения.
Инновационная идея заключается в важности заинтересовать родителей воспитанников перспективами формирования театрализованной деятельности в ДОУ, приобщая их к жизни детского сада и делая их полноправными партнёрами в своей работе. Когда детям ещё не хватает полноценных знаний, умений и навыков (в младшем дошкольном возрасте), режиссерами выступают воспитатели, а соавторами – сценаристами, артистами, декораторами и костюмерами родители воспитанников. Я хочу научить детей самому придумывать игры, сказки, рассказы, сценарии, по-своему передавать сценический образ. Не копировать чужое, а самому создавать, фантазировать. Дети проявляют творчество и в изобразительной деятельности – самостоятельно выбирают материал для изготовления различных видов театров, по-своему изображают героев сказки, передавая в рисунке свое отношение к нему, каким он представляет, видит данного героя, передает в рисунке эпизоды рассказа, придуманные им самим.
Проблема:
недостаточно внимание родителей и детей к театру;
мало сформированы умения детей в «актёрском мастерстве»;
застенчивость детей, слабо развито художественное воображение.
Ожидаемые результаты:
у детей начнут развиваться творческие способности:
умение перевоплощаться, передавать характер персонажа, импровизировать, брать на себя роль, мимика и жесты станут более разнообразными;
дети чаще будут использовать настольный театр в своей игровой деятельности, а также как часть сюжетно-ролевых игр;
совершенствуется речь: расширится и активизируется словарный запас детей;
усовершенствуется диалогическая и монологическая форма речи, улучшится грамматический строй речи.
Родители:
активно участвуют в реализации проекта;
оказывают помощь в пополнение предметно-развивающей среды группы ;
принимают участие в совместных мероприятиях, выставках;
создают дома условия для воспитания и творческого развития детей.
благодаря активному участию родителей в проекте наша костюмерная пополнится новыми костюмами.
Цель проекта: создание предпосылок для творческого и речевого развития личности ребенка средствами театрализованной деятельности. Обогащение знаний о видах театра. Развитие конструктивного взаимодействия с семьями воспитанников.
Задачи проекта:
Образовательные:
формировать представления детей о театрализованной деятельности и видах театра;
Игра для развития мимики, жестов, голоса:«Отгадай загадку и изобрази героя». «Ровным кругом», «Зверята», «Игры с пальчиками».
Сюжетно-ролевая игра с использованием театра резиновой игрушки «Встреча в лесу» (Сочиняют дети), «Пришёл Мишка с прогулки».
Познавательное развитие:
Беседа «Что такое театр?»
ООД «Знакомство с волшебным миром театра»
Игры-лабиринты по сказкам, игры с кубиками «Собери сказку»
Рассматривание тематического альбома и иллюстраций по сказкам, о театре.
Дидактические игры по сказкам: «Кто прячется в сказке?», «Составь сказку», «Кто лишний?», «Узнай по контуру», «Найди ошибки художника».
Рассматривание с детьми пальчикового театра, настольного театра.
Речевое развитие:
Чтение художественной литературы: сказки: « Кто сказал мяу», « Усатый-полосатый» «Лис и мышонок».
Сказкотерапия : «Кот Васька», «Добрая темнота» .
Стихи: А.Барто « Игрушки».
Стихотворение В.Берестова «Рука-артистка»
Рассматривание иллюстраций к произведениям (В. Васнецов, И. Билибин, Е. Рачев)
Моделирование сказок с использованием мнемотаблиц.
ООД Рассказывание сказки с использованием настольного театра « Три медведя».
Беседа «Театральные секреты»
Дидактическая игра «Игры с пальчиками»
Художественно- эстетическое развитие:
Аппликация коллективная «Лиса и колобок», «Репка», «Теремок».
ООД по лепке с элементами театрализованной деятельности: «Пирожки для Маши» (по сказке «Маша и медведь»);
ООД по рисованию с игрой-драматизацией по сказке «Теремок»;
«Танцевальное творчество. Танцевальные импровизации;
Рисование с родителями «Мой любимый сказочный герой»;
Разукрашивание картинок по русским народным сказкам;
Прослушивание русских народных аудиосказок;
Просмотр мультфильмов по русским народным сказкам;
Подготовка к мини развлечению «Постучалась сказка в дом»;
Конструирование из бумаги «Конусный театр. Ёжик».
Физическое развитие:
Подвижные игры с сюжетом: «У медведя во бору», «Лохматый пес», «Воробышки и кот», «Лягушка», «Зайчик беленький сидит»;
Имитационные упражнения «Изобрази героя сказки», «Покажи как ходит…?»;
Ритмопластика: «Смелые мышки», «Птицы в гнёздах».
Разучивание физминуток: «Спрячем нашу куклу», «Жили - были зайчики», «На водопой», «С неба падают снежинки».
Спортивное развлечение « Путешествие по сказкам».
Работа с родителями:
Распределение заданий между родителями (сшить костюмы, связать героев пальчикового театра, пополнить театральный уголок различными видами театра: настольный, пальчиковый, магнитный);
Консультация «Развитие речи детей через театрализованную деятельность»;
Памятка «Игры для развития речи детей»;
Изготовлены маски и атрибуты;
Консультация для родителей «Театральная деятельность в детском саду»;
Папка-передвижка «Театр и дети».
Заключительный:
Показ детьми сказки «Колобок ищет себе друзей» для детей родителей;
получили положительный опыт привлечения родителей к нашей работе;
появились изменения в личностном развитии детей;
повысилась эмоциональная отзывчивость;
раскрылись артистические данные;
заложены основы эстетического вкуса путем оформления атрибутов,
декораций, костюмов.
у детей появилась уверенность в своих силах, застенчивые дети стали выступать перед зрителями;
В самостоятельной деятельности дети импровизируют с персонажами пальчикового, настольного театра и театра на прищепках;
У родителей появился интерес к театру и совместной театрализованной деятельности;
Театральный уголок, при содействии родителей, пополнился новыми видами театра и атрибутами (маски, настольный (вязанный), пальчиковый, магнитный театры, ширма);
У детей сформировался ряд качеств, ценных для дальнейшего творческого развития: способность к сочувствию и сопереживанию, яркость в выражении и проявлении воображения, навыки совместного взаимодействия со сверстниками;
Заключение:
Целенаправленная и планомерная работа в течение года по развитию творческих способностей детей, показала, что, театрализованная деятельность, игры-драматизации, и частые выступления на сцене перед зрителями способствовали реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Тем самым была подтверждена гипотеза, что театрализованная деятельность является средством самовыражения и самореализации ребенка. Понимая значение театрализованной деятельности в воспитании и обучении ребёнка дошкольного возраста, я намерена использовать ее и дальше в своей работе, создавать условия для развития творческой активности; приобщать к театральной культуре; обеспечить её взаимосвязь с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.