Просмотр содержимого документа
«Игры,упражнения на развитие пространственных представлений»
Игры, упражнения на развитие пространственных представлений
Игра «Ракеты».
Цель: Формировать понятия направо - налево; умения определять пространственное направление движения объекта, отвечать на вопросы полным распространенным предложением.
Ход игры.
Учитель-дефектолог показывает детям рисунок звездного неба, вырезанное контурное изображение ракеты и говорит: «Посмотрите внимательно на рисунок. Расположите ракету в небе так, чтобы она летела направо, а затем - налево».
После этого учитель-дефектолог размещает контурные изображения ракет так, чтобы часть из них летела направо, а часть - налево, и просит ответить на вопросы: сколько ракет летит налево? А сколько - направо?
Игра «Овощи».
Цель: формировать умение определять пространственное расположение объекта, понятия первая слева, между, после.
Оборудование: картинки с изображением овощей (морковь, огурец, лук, горох, картошка, свекла, помидор).
Ход игры
Учитель-дефектолог просит детей разложить картинки с овощами на столе в нужном порядке.
Инструкция: «Хозяйка разложила купленные овощи на полке в определенном порядке. Послушай, как они расположены, и разложите каждый овощ в соответствии с его местом на полке».
Варианты: «Посередине полки лежит помидор. Перед помидором лежит горох. После помидора лежит лук. Слева от гороха лежит картошка. Между картошкой и горохом лежит свекла. Последний - огурец».
Упражнение «Волшебный карандаш».
Цель: формировать умение выполнять по инструкции задание на листе бумаги.
Ход упражнения
Детям выдаются листы бумаги в клетку с разметкой. Инструкция учителя-дефектолога: «На листе, на месте, где поставлены точки, нужно нарисовать то, что я сейчас скажу. А где рисовать, вы узнаете, если будете внимательно меня слушать».
1. Наступила весна, солнышко стало сильнее согревать землю. Начал таять снег. Нарисуй простым карандашом солнышко в правом верхнем углу.
2. Появились первые весенние цветы. Нарисуй в левом нижнем углу цветок.
3. Весной на деревьях вырастают листочки. Нарисуй посередине листа бумаги три листочка.
4. С первым весенним теплом из далеких стран прилетают перелетные птицы. Нарисуй птичку над листочками.
5. Когда выглядывает солнышко, нам становится весело. Нарисуйте веселый смайлик в правом нижнем углу.
Затем детям показывают образец для сравнения своих рисунков.
Игра «Что это?».
Цель: Формировать умение понимать описание пространственного местоположения предмета.
Ход игры
Учитель-дефектолог размещает вокруг одного из детей четыре игрушки (кукла, машинка, пирамидка, мячик), описывает одну из них и предлагает остальным детям ее угадать. Например: игрушка лежит перед девочкой. Игрушка лежит сзади девочки. Игрушка лежит справа от девочки. Игрушка лежит слева от девочки.
Индивидуальное занятие с воспитанником старшей группы с заиканием
Тема: Весна. Перелетные птицы.
Программное содержание: Обогащение словарного запаса по теме, развитие целенаправленного внимания и наблюдательности, слухового восприятия. Развитие процессов словообразования и словоизменения: образование названий птенцов перелетных птиц. Формировать умение размещать рисунки в соответствии с инструкцией, формировать понятия справа, слева. Воспитывать подражательность, плавный выдох, выразительность голоса, паузацию. Коррекция моторных функций средствами релаксации. Воспитывать у ребенка стремление к хорошим делам и поступкам, воспитание любви к природе.
1. Снятие мышечного и эмоционального напряжения «Весенний сон» (лежа на ковре, звучит музыка Д. Ласта «Одинокий пастух»): - Ты волнуешься? Чтобы наше волнение и тревога прошли, мы погрузимся в волшебный сон.
2. Упражнение самовнушение.
Повторить правила правильной речи:
А. Когда разговариваю, смотрю собеседнику в глаза.
Б. Прежде чем сказать, сделаю вдох.
В. Произношу все предложение на одном выдохе.
3. Развитие фонационного дыхания:
А. Расслабление гортани. (Стоим, спина ровная. Вдыхаем через нос, делаем спокойный длительный выдох.)
Б. Выдыхаем толчками.
В. Голову чуть-чуть вниз и зеваем (а-а-а).
Г. На улыбке говорим и-и-и (басом, долго). Голова опущена вниз.
Д. Упражнение «Вьюга» (тихо с усилением у-у-у, рукой показываем нарастание).
4. Упражнение артикуляционной гимнастики. Игра «Пирамидка».
5. Автоматизация звуков. Игра «Звуковой лабиринт».
6. Упражнение «Снежинки» (сдуть снежинки плавным выдохом с руки).
7. Новая тема: чтение стихотворения Б. Заходера «Весна». Когда это бывает? Правильно, это весна - замечательное и прекрасное время года. Ты хочешь оказаться в мире весны? Тогда закрой глаза, покружись…в мире весны ты очутись! Представь себя на весенней солнечной полянке.
8. Вот и лесная полянка. Небо голубое-голубое, а солнышко теплое.
На доске в центре размещено солнышко, а по сторонам прикреплены картинки с изображением различных пор года.
-Посмотрите внимательно, какие здесь картинки лишние?
Картинки, с изображением какой поры года остались?
9. Чтение (наизусть) стихотворения О.Высоцкой «Разговор с весной» (с ритмичным движением пальцев рук).
10. Игра «Капель» (развитие чувства ритма).
-Послушай (звучит аудиозапись «Капель»).
-Что это там за звуки? Ты их узнал?
-Это первая песенка весны - капель.
-Послушай, какой забавный ритм придумали сосульки (ритм выстукивает учитель-дефектолог на металлофоне, ребенок повторяет: 11 1,11 11,111 1,11 1).
12. Прошел первый весенний дождик. Из-под снега пробились первые весенние цветы (демонстрация картинки с изображением подснежников).
Посчитать подснежники (один подснежник, два подснежника и т. д.).
Релаксационный комплекс «Подснежник». (Мелодия Х. Циммера «Спирит»)
-А сейчас я тебя превращаю в подснежник.
13. Рисование подснежника, солнышка пальцем на зеркале (зеркало покрыто тонким слоем пены для бритья). В правом верхнем углу рисуем солнышко. Под солнышком рисуем два подснежника. В нижнем левом углу рисуем еще один подснежник. Сколько всего подснежников нарисовали?
14. Весной просыпаются некоторые лесные звери. Посмотри картинки и назови этих животных. (Барсук, медведь и ежик). Вот и мы на лесной полянке встретили ежа.
(Аудиозапись «Птицы») Чьи это голоса? Из далеких жарких стран прилетели перелетные птицы. Посмотрите, вот они уселись здесь на дереве.
(На доске мелом нарисовано дерево, на нем размещены картинки с изображением перелетных и зимующих птиц)
Называем птиц, зимующих убираем.
16. Упражнение «Аист» (Умение различать правую и левую ногу).
Учитель-дефектолог, изображая аиста, читает ребенку стихотворение и вместе с ним выполняет описываемые в нем движения.
17. Игра с мячом «Чьи малыши?». Птицы будут вить гнезда, и выводить птенцов. У аиста появятся - …(аистята) и т. д.
18. Подведение итогов занятия.
А теперь закрой глаза, покружись, дома снова очутись. Вот и закончилось наше занятие. На память о нем я дарю тебе 3 шарика. А ты назови три задания, которые тебе понравились и запомнились больше других. На одном из шариков фломастером нарисуй свое настроение.
Игра «Зайцы и ежата»
Цель: формировать умение понимать схематичные изображения направления движения и обозначать их в речи; формировать умение составлять сложносочиненное предложение с союзом а.
Ход игры
Дефектолог раскладывает на столе картинки с изображениями ежат и зайчат, а затем читает стихотворение.
Не знали зайчата,
Что колются ежата.
И давай с ежатами
Играть, как с зайчатами,
Дефектолог сообщает детям: «Укололись зайчата, испугались ежата и разбежались все в разные стороны. А кто куда побежал. Мы сейчас узнаем».
Дефектолог размещает под изображение животных схемы направления движения (налево, направо) и предлагает детям сказать, в какую сторону убежал каждый из ежат и зайчат (Ежонок убежал налево, а зайчонок - направо).
Игра «Звери в зоопарке»
Цель: формировать умение определять пространственное расположение объектов; формировать умение определять пространственное расположение объектов; формировать умение понимать предлоги перед, за, после.
Оборудование: картинки с изображением животных (слон, волк, суслик, бегемот, антилопа, обезьяна) и шести клеток.
Ход игры
Дефектолог на доске размещает картинки с изображением шести клеток, а под ними картинки с изображением животных. Далее говорит: «Назовите, какие звери нарисованы на картинках. Определите, в какой клетке может находиться каждый зверь в зоопарке, если известно что суслик занимает вторую клетку. (Воспитанник размещает картинку над клеткой.) Клетка волка – третья слева. Перед клеткой слона находится клетка бегемота. За клеткой слона находится клетка антилопы». Дефектолог предлагает каждому ребенку провести дорожку от каждого животного к его клетке и ответить : где находится пустая клетка? Чья она?
Игра «Сестрички»
Цель: формировать умение определять правые и левые части тела другого человека; формировать умение отвечать простым распространенным предложением.
Оборудование: картинка с изображением двух одевающихся девочек.
Ход игры.
Дефектолог показывает детям картинку с изображением двух одевающихся девочек и говорит: «Это Маша и Даша. Они близнецы, поэтому очень похожи. Маша в синей блузке, Даша – в белой. Девочки собираются гулять, они одеваются и обуваются. Найдите на картинке правый сапог. Чей он-Дашин или Машин? На какую руку не успела надеть варежку Даша? А Маша? и т.д.
Упражнение «Семья»
Цель: формировать умение определять пространственное расположение объектов по отношению к сидящему напротив человеку.
Оборудование: картинка с изображением сидящих на диване папы и двух детей.
Ход упражнения
Дефектолог показывает детям картинку с изображением сидящих на скамейке папы и двух детей и читает стихотворение.
На скамейку папа сел.
Справа- Даня, слева – Миша.
После этого детям предлагается выполнить задания.
-Покажи правую руку папы.
- Покажи ребенка, который сидит справа от папы.
-Даня сидит справа от папы. Покажи Даню.
- Скажи: где видит Миша? Где сидит Даня?
Дефектолог предлагает одному ребенку стать справа от него, другому-слева и каждому из них определить свое пространственное местоположение.
Моделирование сказочной истории
«Синица и белка»
Цель: формировать умение ориентироваться на листе бумаги.
Оборудование; у каждого ребенка лист бумаги, дерево, синичка, белка.
Инструкция: «Во дворе росло дерево. Около дерева сидела синичка. Потом птичка полетела и села на дерево, наверху. Прискакала белка . Белка хотела поймать синичку и залезла на дерево. Птичка улетела вниз и села под деревом. Белка осталась на дереве».
Игра «Найди и исправь ошибки»
Цель: формировать умение понимать и употреблять предлоги и наречия с пространственным значением
Ход игры.
Дефектолог дает инструкцию: «Незнайка читал книгу и перепутал все слова. Вот как он прочитал:
« Бабка в печи, блины на печи». Как сказать правильно?
«На столе валенки, под столом пирожки». Как надо сказать?
«Козы в речке, ерши в сарае». Как надо сказать?
«Под столом картина, над столом стул». Исправь, чтобы было правильно.
Упражнение «Наоборот»
Цель: формирование умения понимать и употреблять предлоги и наречия с пространственным значением.
Ход упражнения
Дефектолог читает предложения и предлагает детям сказать наоборот.
Вера положила мяч в ящик. (А Коля вынул мяч из ящика).
На доске размещается три геометрические фигуры (красный круг, желтый квадрат, синий треугольник). Инструкция: «Найди и покажи фигуру, которая находится посередине». После выбора верного варианта дефектолог предлагает ребенку дать полный ответ: «Желтый квадрат находится посередине».