Просмотр содержимого документа
«Я и мои эмоции. Работа с пиктограммами. Аппликация. »
Бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей муниципального образования Динской район «Центр внешкольной работы»
План-конспект
открытого занятия
студии развивающего обучения
«Эврика»
«Яи мои эмоции. Работа с пиктограммами. Аппликация»
Подготовили педагог студии развивающего обучения «ЭВРИКА»
Степаненко Ирина Николаевна
Пояснительная записка
Главной целью студии развивающего обучения «Эврика» является психологическая подготовка дошкольников к школьному обучению. Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент, как для самого ребенка, так и его родителей. Практический опыт психологического обследования детей показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе. Психологическая подготовка включает формирование у детей определенного отношения к учебе в школе, как к серьезной и социально – значимой деятельности, т.е. соответствующую мотивацию учения, а также обеспечение определенного уровня интеллектуального и эмоционального, волевого развития.
Седьмой год жизни ребенка – кризисный, и одним из проявлений этого кризиса является эмоциональная неустойчивость. Проблемы в выражении эмоций зачастую связаны с запретами взрослых. Это запрет на громкий смех в неподходящей ситуации (по разумению взрослых), запрет на слезы (особенно для мальчиков), запрет на выражение страха, агрессии. Для многих детей таких запретов на определенные виды поведения, за которыми следует наказание довольно много. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Ребенок стремится привлечь к себе внимание, иногда не очень адекватными способами. Поэтому работе с «эмоциями» уделяется особое внимание на протяжении всего учебного года (наиболее интенсивная работа на первых 11 занятиях – тренингах). Именно эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности, выработке положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.
Повышенная эмоциональность и высокий уровень тревожности свидетельствуют о заниженной самооценке, затрудненном общении, неумении взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Такие дети тяжело адаптируются к школе, трудно усваивают учебную программу, быстро утомляются. Использование на занятиях специальных игр, тренингов, обыгрывания ситуаций, инсценировок позволяет мне развивать у воспитанников спонтанность, произвольность процессов, уверенность в своих силах, принятие себя и других. Детям становится легче общаться со сверстниками, они лучше понимают чувства других и легче выражают свои, у них вырабатываются положительные черты характера (смелость, уверенность, доброта и т.д.), исчезает неуверенность, агрессивность, страх, повышается самооценка.
Тема занятия: «Я и мои эмоции. Работа с пиктограммами. Аппликация».
Цели и задачи занятия:
- Создать условия для развития эмпатийных способностей у дошкольников.
- Дать понятие «эмоции».
- Научить детей, используя выразительные средства, передавать свои чувства, эмоциональные состояния; понимать эмоциональное состояние окружающих.
Тип занятия: тренинг.
Количество воспитанников в группах - 10-12 человек. Возраст детей – 5,5–7 лет. Продолжительность 1-го занятия - 25 минут, перерыв 10 минут, 2-е занятие – 25 минут. Занятие проводится в хорошо освещенном, просторном, вентилируемом помещении с оптимальным тепловым режимом. Помещение – комната 30-32 м² со столами и стульчиками по количеству участников, ковровое покрытие на полу. На занятии используются технические средства обучения: магнитофон, аудиозаписи, видеозаписи, обеспечивающие просмотр фрагментов мультфильмов, фильмов, наиболее ярко отражающих эмоциональное состояние героев.
Занятие условно можно разделить на три части: вводную, основную и завершающую. Задачами вводной части являются ослабление телесных и эмоциональных зажимов у детей, создание атмосферы доверия в группе. Задачами основной части являются развитие самопознания ребенка, выработка конструктивных способов взаимодействия между сверстниками, умения самостоятельно принимать решения и действовать согласно намеченному плану. У детей появляется желание не только участвовать в предложенных играх, ситуациях, но и самим придумывать их. Придуманные детьми игры способствует развитию воображения, творчества. Они помогают в решении коррекционных задач, так как дети включают в содержание игр проблемы, которые их волнуют. Педагогу следует обращать особое внимание на инструкцию к играм - упражнениям, от нее во многом зависит их эффективность. Иногда целесообразно привести пример, иллюстрирующий выполнение упражнения, иногда показать с кем либо из детей, как оно выполняется. После предъявления инструкции нужно спросить у детей, понятна ли она, не требуются ли уточнения. Участие педагога – ведущего в некоторых играх, особенно на первых занятиях, желательно, поскольку может содействовать появлению у детей доверия к педагогу. Задачами завершающей части занятия являются телесные и эмоциональные расслабления, создание ощущения эмоционального единства и взаимной поддержки членов группы, подготовка к конструктивному общению за пределами группы.
Каждое последующее занятие – тренинг начинается с обсуждения прошлого занятия, самочувствия участников и того, что будет происходить на нынешнем. Дети проявляют интерес к занятиям, постепенно вовлекаются в совместную деятельность, развивают активное игровое взаимодействие и коммуникативные умения, проявляют творческий подход к действительности, физически и эмоционально раскрепощаются.
План-конспект занятия-тренинга
студии развивающего обучения «Эврика»
Тема занятия: «Я и мои эмоции. Работа с пиктограммами. Аппликация»
Тип занятия: коррекционно – развивающее, тренинг.
Цели и задачи занятия:
Создать условия для развития эмпатийных способностей у дошкольников.
Дать понятие «эмоции».
Научить детей, используя выразительные средства, передавать свои чувства, эмоциональные состояния; понимать эмоциональное состояние окружающих.
Оборудование:
Телевизор, DVD.
Материалы:карточки-пиктограммы, цветные карандаши, листы бумаги с кругами.
Литература: Вшивкова И.В. Тренинг снятия тревожности у детей старшего дощкольного возраста», Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры.
Ход занятия:
I. Разминка (вводная часть).
1. Упражнение «Построиться по росту»:повышение уровня
сплоченности, взаимопонимания и согласованности действий в
группе.
2. Упражнение «Аплодисменты»:повышение настроения и
самооценки, активизация участников группы.
II.Основное содержание занятия.
1. Рассказ-беседа ведущего «Я и мои эмоции»:получение обратной
связи от группы, самопознание; развитие способности к анализу и
самоанализу.
2. Тренинг узнавание эмоций по внешним сигналам: возможность
самовыражения, самораскрытия, получение обратной связи,
формирование навыков эмоционального восприятия.
Этюды на отображение эмоциональных состояний:
развитие творческого воображения, фантазии.
3. Игра «Собери эмоцию»: закрепление навыков развития внимания,
- телесное и эмоциональное расслабление, создание ощущения эмоционального единства, подготовка к конструктивному общению за пределами группы.
Игра «Поза покоя»: расслабление
Ход занятия:
I. Разминка (вводная часть).
Задача: ослабление телесных и эмоциональных зажимов у детей, их активизация; создание непринужденной, доброжелательнойатмосферы, повышение сплочённости.
1. Упражнение «Построиться по росту»
Цель: повышение уровня сплоченности, взаимопонимания и согласованности действий в группе.
Необходимое время: 3 мин.
Процедура проведения. Участникам группы предлагается построиться по росту, затем сделать это, закрыв глаза (другой вариант: встать по росту по кругу). Группа может сделать несколько попыток.
2. Упражнение «Аплодисменты»
Цель: повышение настроения и самооценки, активизация участников группы.
Необходимое время: 4 мин.
Процедура проведения. Участники сидят в кругу. Ведущий просит встать всех тех, кто обладает определенным умением или качеством (например: «Встаньте те, кто помогает маме мыть посуду, кто любит убирать за собой игрушки, любит смотреть мультфильмы, мечтает пойти в школу» и др.). Остальные участники группы аплодируют тем, кто встал.
II.Основное содержание занятия.
Задача: развитие самооценки самосознания ребёнка, выработка конструктивных способов взаимодействия, умений самостоятельно принимать решение и действовать согласно намеченному плану. Включает беседы, игры, упражнения, помогающие понять и усвоить главную тему занятия.
1. Рассказ-беседа ведущего «Я и мои эмоции»
Цель: получение обратной связи от группы, самопознание; развитие способности к анализу и самоанализу.
Необходимое время: 10 мин.
Материалы: карточки с изображением разных эмоций, телевизор, DVD.
Процедура проведения: Участники сидят в кругу. Ведущий заводит разговор о том, что у каждого из людей в разные дни и в разнообразных ситуациях бывает различное настроение. Затем спрашивает, знают ли дети, что обозначает слово «эмоции».
Правильно, это наше настроение, наши переживания.
+ А какие бывают переживания, настроения?
+ А с чем они связаны? (например: вам приснился ночью плохой сон, вам подарили долгожданный подарок, вы сломали чужую игрушку...)
+ Как вы думаете, эмоции бывают только у людей? А бывают ли добрые или злые кошки, собаки? Нужно ли учиться понимать чужие эмоции? А зачем это необходимо. Как можно определить, что человек злой? (удивлённый, добрый, грустный?...)
В помощь детям предлагаются карточки с изображением разных эмоций: радость, страх, удивление, стыд... Обращается внимание на положение бровей, рта, выражение глаз. Затем демонстрируется с помощью DVD на экране телевизора отрывок из мультфильма «Приключения кота Леопольда», обсуждение увиденного.
2. Тренинг узнавание эмоций по внешним сигналам.
Цель:возможность самовыражения, самораскрытия, получение обратной связи, формирование навыков эмоционального восприятия.
Необходимое время: 15 мин.
Материалы: карточки с изображением различных эмоциональных состояний.
Процедура проведения. Каждый ребёнок по очереди задумывает эмоцию и показывает её с помощью мимики. Остальные должны узнать эмоцию.
Дети вспоминают что-нибудь весёлое и стараются выразить мимикой, пластикой - всем телом. Наблюдают как это делают другие.
Вспоминают что-нибудь печальное.
Вспоминают что-нибудь, вызывающее злость.
Если дети затрудняются выразить свои эмоции, им предлагается представить ситуации, в которых наиболее ярко проявляется эта эмоция.
Каждый ребёнок выбирает себе одну карточку с изображением какого-либо эмоционального состояния и рассказывает, когда, в какой ситуации он бывает таким («Я радуюсь, когда...», «Я злюсь, когда ..., «Я огорчаюсь, когда...», и т.д.)
Этюды на отображение эмоциональных состояний
Дается задание выбрать какое-нибудь животное, которое нравится ребёнку, (например: собаку, кошку, курицу, слона) и изобразить его в различных эмоциональных состояниях: «злая собака», «трусливый заяц», «добрая белка», «удивлённая курица»...
Каждый ребёнок изображает по очереди, остальные дети смотрят, тренируются, подражая эмоциям.
3. Игра «Собери эмоцию»
Цель: закрепление навыков развития внимания, эмоционального восприятия.
Процедура проведения. Детям предлагается практическая работа с двумя наборами карточек-пиктограмм целыми и нарезанными. По целым карточкам дети определяют, какой человек: весёлый или грустный, сердитый или добрый, счастливый или расстроенный. По разрезанным и перемешанными между собой карточкам дети находят и собирают изображения, определяя эмоциональное состояние их по лицам.
4. Упражнение «Нарисуй эмоцию»
Цель: закрепить навыки узнавания эмоциональных состояний по внешним признакам.
Необходимое время: 10-15 мин.
Материалы: листы бумаги с изображением кругов.
Процедура проведения. Детям даются листы бумаги. Предлагается изобразить 2-3 наиболее запомнившиеся эмоции (мимики лица), превратив круги в лица с соответствующими эмоциональными состояниями. (Если возникает затруднение, вновь показываются карточки с изображением эмоциональных состояний, анализируется положение глаз, бровей, рта).
5. Практическая работа, аппликация «Пиктограмма»
Воспитанники вспоминают, какая из эмоций понравилась на занятии больше всего, выбирают соответствующие детали - шаблоны, вырезают, наклеивают на альбомный лист.
III.Рефлексия (завершающая часть).
Задача: телесное и эмоциональное расслабление, создание ощущения эмоционального единства, подготовка к конструктивному общению за пределами группы.
Цель: поделиться своими чувствами, впечатлениями, мнениями, настроением, состоянием.
Необходимое время: 2 мин.
- Что такое эмоции?
- С чем они бывают связаны?
- Что нам помогает определить эмоциональное состояние, настроение человека? (мимика, жесты).
- Какие эмоции наиболее запомнились? Почему?
- Нужно ли уметь определять эмоциональное состояние, настроение другого человека?
Игра «Поза покоя»
Цель: расслабление.
Необходимое время: 1 минута
Процедура проведения: Дети находятся на полу в удобных позах. Ведущий медленно, тихим голосом произносит слова (дети расслабляют мышцы):
Все умеют танцевать,
Прыгать, бегать, рисовать,
Но пока не все умеют
Расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая –
Очень легкая, простая,
Замедляется движенье,
Исчезает напряженье…
И становится понятно –
Расслабление приятно!
Список рекомендованной литературы:
Вшивкова И.В. Программа «Тренинг снятия тревожности у детей старшего дошкольного возраста». Ростов-на-Дону, 2006г.
Вшивкова И.В. Программа детско - родительского тренинга «Повышение психологической и эмоционально – волевой готовности к школьному обучению». Ростов-на-Дону, 2006г.
Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 2007г.
Приложение
Вводная часть
Игра «Хоровод»
Цель: развитие чувства общности, выразительности движений, снятие напряжения.
Описание игры.Дети встают в круг и по команде педагога показывают, двигаясь друг за другом, печального зайца. Злого волка, задумчивую сову, счастливую ласточку, веселого ежа и т.п.
Игра «Хлопки по кругу»
Цель:повышение настроения, активизация участников группы.
Описание игры. Дети стоят по кругу и «передают» друг другу хлопки. Каждый может изменить направление движения хлопков.
Описание игры. Педагог (затем выбранный ребенок) выполняет роль доктора Айболита. Остальные изображают больных обезьянок. Доктор подходит к каждой обезьянке, лечит ее, жалеет. После того, как доктор Айболит обойдет всех, обезьянки выздоравливают и радуются, что у них ничего больше не болит.
Описание игры. Дети идут по кругу. На один хлопок в ладоши они должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, вторая поджата, руки в стороны), на два хлопка – позу лягушки (присесть на корточки), на три хлопка – возобновить ходьбу.
Игра «Флажок»
Цель: активизация участников группы, развитие внимания, повышение настроения.
Описание игры. Дети ходят по комнате под музыку. Когда ведущий поднимает флажок, все дети должны остановиться, хотя музыка продолжает звучать.
Игра «Пожалуйста»
Цель:преодоление двигательного автоматизма, повышение уровня сплоченности, повышение настроения, активизация участников группы.
Описание игры. Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий показывает разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), а играющие должны их повторять лишь в том случае, если он к показу добавляет слово «пожалуйста». Кто ошибается, выходит на середину и выполняет какое-нибудь задание, например: улыбнуться, попрыгать на одной ноге и т.п.
Упражнение «Построиться по длине волос»
Цель:повышение уровня сплоченности, взаимопонимания и согласованности действий в группе.
Процедура проведения. Участникам группы предлагается построиться «по длине волос» (первый тот, у кого самые длинные волосы, последний тот, у кого самые короткие). Затем предлагается сделать это с закрытыми глазами, встав по кругу и т.п.
Этюд «Насос и мяч»
Цель: отработка навыков и умений взаимодействия в парах.
Процедура проведения. Дети играют парами. Один из пары изображает большой надувной мяч, другой воображаемым насосом надувает этот мяч. «Мяч» стоит обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки и шея расслаблены, корпус наклонен несколько вперед, голова опущена
Основная часть
Игра «Знакомство»
Цель:возможность самораскрытия, получение обратной связи.
Процедура проведения. Воспитанники сидят на ковриках по кругу. Каждому ребенку предлагается пропеть свое имя, а следом его имя хором поют все остальные (поют громко, тихо; тонким голосом, как мышки, толстым голосом, как медведь и т.п.)
Процедура проведения. Проигрывается ситуация, в которой от ребенка требуется оказание помощи другому. Дети берут на себя роли «бабушки» («дедушки»), «внука» («внучки»). «Бабушки» и «дедушки» ничего не видят. Вдруг, они внезапно заболели, их нужно очень аккуратно, осторожно провести между домами (стульями), магазинами (столами), перевести через дорогу (широкая лента) и привести в поликлинику в кабинет врача (стулья на другом конце комнаты).
Игра «Мама и детеныш»
Цель:развитие эмпатии, самоконтроля, выразительности движений и речи.
Описание игры. Дети разбиваются на пары. Один в паре выполняет роль мамы, другой – детеныша. Затем меняются местами. Педагог говорит, что мамы могут ласкать, отчитывать, наказывать, жалеть, спасать детенышей, а детеныши – реагировать на эти действия. Животных называет педагог. Это может быть семья кошек, обезьян, лошадей, ворон, собак, кур и т.п.
Описание игры. На уроке «учитель» (выбранный ребенок) отгадывает животных, которых изображали дети на перемене. «Учитель» должен отгадать других животных. В случае затруднения «учитель» может попросить «ученика» продемонстрировать как его животное ест, пьет, ходит, бегает, т.е. одно из названных или подобных им движений.
Описание игры. На берегу воображаемой реки, лежат камешки (силуэты животных). Их можно оживить, если дети точно покажут выразительными движениями, кого символизирует выбранный ими «камешек», а остальные дети отгадают это животное.
Завершающая часть
Психомышечная тренировка
Цель: расслабление.
Прцедура проведения. Ведущий предлагает детям удобно устроиться, расслабиться и слушать с закрытыми глазами тихую, спокойную музыку. С окончанием музыки дети открывают глаза и тихо встают.
Этюд «Фея сна»
Цель:телесное и эмоциональное расслабление, получение обратной связи, обмен чувствами, эмоциями.
Процедура проведения.Дети сидят на ковре, на расстоянии друг от друга. К ним подходит девочка (мальчик) с «волшебной палочкой» в руке – «фея сна». «Фея» касается палочкой плеча одного из играющих, тот засыпает (наклоняет голову, закрывает глаза). Затем «фея» обходит остальных детей, касаясь их также палочкой, смотрит на детей (все спят, играет тихая музыка). Затем «фея» негромко хлопает три раза – дети просыпаются.