Просмотр содержимого документа
«"Глаза-наши помощники"»
Воспитатель-Фотеева Анастасия Николаевна, МАДОУ «Детский сад», г. Березники
Конспект ООД в старшей группе «Глаза – наши помощники»
Цель: способствовать осознанию детьми важности органов зрения для жизнедеятельности человека.
Задачи: закрепить представления детей о мозге, об органах зрения; уточнить какое значение для человека имеют глаза при восприятии им окружающего мира; помочь понять почему человек имеет два глаза; развивать зрительные ощущения; способствовать развитию уверенности в себе, развивать умения устанавливать положительные взаимоотношения в совместной деятельности детей; воспитывать потребность быть здоровым; воспитывать бережное отношение к органу зрения.
Виды деятельности: познавательно - исследовательская, игровая, продуктивная, коммуникативная.
Формы организации совместной деятельности: решение проблемных ситуаций, экспериментирование, ситуативный разговор, игра.
Предварительная работа: введение термина «органа чувств»; выполнение зрительной гимнастики; дидактические игровые задания «Четвёртый лишний», «Отгадай, кто нарисован»; беседы, направленные на формирование санитарно-гигиенических навыков; чтение художественных произведений, отгадывание загадок.
Материал к ООД: шарф для завязывания глаз, рисунки, таблица «Строение глаза», плакат «Гимнастика для глаз», таблица «Головной мозг», половинка грецкого ореха, фотография кошки с разными глазами, три набора геометрических фигур для игры «Разбей на группы», видео презентация «Зрение у животных».
Ход занятия:
Дети сидят полукругом на стульчиках
В: Сейчас я вам загадаю загадку, а отгадка будет тема нашего сегодняшнего занятия.
Да, сегодня мы поговорим о глазах. Ребята, может быть нам достаточно одних ушей, и глаза нам не нужны? Карина, подойди сюда (Воспитатель завязывает ей глаза). Скажи, что я держу в руках? (Карина не знает). А что я делаю? (Воспитатель бесшумно совершает два-три действия, например, взмахивает рукой, берёт в руку книгу, накидывает на шею косынку. Ребёнок этих движений не видит и ничего сказать о них не может). Теперь сними шарф и скажи: зачем человеку глаза? (Чтобы видеть всё нас окружающее).
А хотите побольше узнать о глазах? А как вы думаете, где мы сможем больше узнать о глазах? Я предлагаю вам отправиться в «Центр зрения» и побыть в роли учёных.
Посмотрите вокруг. В лаборатории имеются различные таблицы, рисунки (дети рассматривают).
Как вы думаете, кого или что можно назвать командиром? Почему? (Головной мозг – самый главный наш орган, без которого мы не можем жить. Руки, ноги, все органы выполняют команды головного мозга).
Ребята, покажите, где у каждого из нас находится головной мозг.
Мозг надёжно спрятан в черепной коробке. Мозг сложно устроен, но самая главная его часть – это кора головного мозга. На что она похожа? (Дети смотрят на картинку с изображением головного мозга и выбирают из предложенных предметов половинку грецкого ореха без скорлупы).
Кора головного мозга имеет сложный узор – извилистые, спутанные бороздки. У каждого человека извилины разные. Поэтому все люди чувствуют и думают по-разному.
А знаете, дети, у нашего мозга есть секрет. Хотите, я вам его открою? (дети садятся на стульчики)
У нашего «командира» - мозга есть память. Мозг может запомнить на долгие, долгие годы множество запахов, картин, вкусов, людей и не забывать их, т.е., запоминать различную информацию. Но одному мозгу не справиться со всей информацией. У него есть верные помощники, с помощью которых он познаёт мир.
Какие? (глаза, уши, нос, язык, кожа)
Как вы думаете, какой из этих органов является самым главным помощником? (глаза)
Да с помощью глаз человек получает очень много информации. Положите перед собой руки. Сколько пальчиков вы видите? (10) Загните пять пальчиков. Сколько пальчиков осталось? (5) Эту информацию мозг получил с помощью глаз.
Сколько у нас глаз?
Закройте глаза и ощупайте их пальцами через веки. Сильно не надавливайте, иначе глаз можно повредить.
Что вы чувствуете? (глаз круглый и плотный)
Игра «Какие бывают глаза?»
Посмотрите друг на друга в глаза. Какие они красивые! Как можно сказать о глазах, чтобы передать их красоту? (дети перечисляют: ясные, чистые, прекрасные, умные, блестящие и т.д.)
Видите, в глазном яблоке есть глазная оболочка. А середина яблока не белая, а окрашенная. Это радужная оболочка, или радужка. Какого цвета радужка у вашего напарника?
Да, глаза бывают разного цвета: голубые, синие, зелёные, карие, чёрные, серые.
А могут ли быть у человека глаза разного цвета? Очень редко бывают случаи, когда у человека один глаз голубой, а другой карий.
А теперь внимательно приглядитесь к глазу. Видите, в середине окрашенного кружка есть небольшая точка. Какого она цвета? Это не точка, а отверстие.
Кто знает, как оно называется? (зрачок) через зрачок в глаз попадает свет. Лучи света раздражают нервы, по нерву сигнал поступает в мозг, а человек не просто видит, но и понимает, что он видит. Глаз и мозг работает дружно.
Ткани глаз очень нежные, поэтому глаза хорошо защищены. Как защищены глаза? (веки, ресницы, брови). Они не только для красоты, они оберегают глаза от пыли, ветра, пота. Но чтобы сохранить зрение этой защиты недостаточно.
Игра «Полезно-вредно»
Воспитатель предлагает детям некоторые ситуации, а дети поднимают соответствующую карточку (одна карточка с весёлой рожицей – полезно, а вторая карточка с грустной рожицей- вредно)
Ребёнок читает за столом в хорошо освещённой комнате;
Ребёнок читает в транспорте;
Ребёнок трёт глаза грязными руками;
Ребёнок вытирает глаза чистым платком; ребёнок смотрит телевизор или играет на компьютере, сидит близко к экрану;
Ребёнок читает лёжа;
Ребёнок держит ножницы и карандаш остриём вверх.
А ещё у глаз есть мышцы, и их надо тренировать. Гимнастика для глаз. С помощью стрелок указаны траектории, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения физкультминуток:
Вверх-вниз, вправо-влево, по часовой стрелке, по восьмёрке. Каждая траектория отличается от других цветом. Это делает схему яркой, красочной и привлекает внимание. Упражнения выполняются стоя, руки на поясе, плечи развёрнуты. Плакат находится впереди, вверху.
Скажите, дети, а что ещё умеют различать наши глаза? (перечисляют) Давайте проверим. Посмотрите, на столах лежат конверты. Сколько их? (три стола, на каждом по одному конверту). Сейчас с помощью эксперимента мы выясним, правильно ли мы предположили, что умеют различать глаза.
Игра «Разбей на группы» (первая группа детей разбивает - по величине, вторая - по форме, а третья – по цвету).
Почему вы так разделили? Вывод: с помощью зрения мы различаем величину, форму, цвет, расположение предметов.
А что ещё умеют наши глаза? Посмотрите, что вы увидели на листе бумаги? (написано слово «мама», дети читают). Вывод: глаза умеют читать.
А что вы видите здесь? (точки) Сколько их? (дети считают, точек 7) Вывод: и считать помогают глаза. Вот какие помощники!
Дети, как вы думаете глаза помогают только людям? (все живые существа наделены зрением). Давайте послушаем какое интересное сообщение приготовили ребята.
Презентация ребёнка о зрении у животных.
У всех представителей животного мира есть глаза. Это связано с тем, что глаза приспособлены к той среде, в которой их обитатели живут.
А как вы думаете видят ли растения? Воспринимают свет даже растения, поворачивая к нему свои листья (показ растения).
Рыбы хорошо видят предметы, расположенные вблизи.
Лягушка видит только двигающиеся предметы. Чтобы рассмотреть неподвижный предмет, ей самой необходимо начать двигаться.
У раков глаза расположены на специальных анкетах – стебельках, выдвигаются далеко вперёд и могут сами по себе вращаться, когда рак неподвижен. И ещё у раков есть глаз на хвосте, который помогает ориентироваться, когда рак пятится назад.
А вот у морских звёзд есть по одному глазу на конце каждого луча.
У совы и филина глаза большие, но неподвижные, зато голова вращается вокруг своей оси по полному кругу. К тому же видят они в темноте.
Человек не такой зоркий, как орёл, и в темноте он не видит, как сова. Людям всегда хотелось рассмотреть некоторые вещи поближе - лучше, чем это видно глазом.
- Какое приспособление придумал человек, чтобы ближе видеть то, что не видно глазом? (лупа -увеличительное стекло). Сначала появилась лупа, а затем очки, микроскоп, бинокль, телескоп.
Глаза необходимый орган человеку. Они помогают нам воспринимать окружающий мир. Берегите зрение!
Как вы думаете, дети, а могут ли иногда вместо глаз работать другие органы чувств? Об этом мы поговорим в следующий раз.
Наша экскурсия завершилась. Закройте, пожалуйста, глаза. Представьте, что перед глазами возникает большой цветной экран, как у телевизора. А по телевизору показывают фильм о нашей экскурсии. Скажите, что вы увидели на экране вашего волшебного телевизора?
Так для чего глаза на свете?
Стихотворение (читает ребёнок)
Разберёмся вместе, дети,
Для чего глаза на свете?
И зачем у всех у нас
На лице есть пара глаз?
Чтоб текла из них слеза?
Ты закрой глаза ладошкой,
Посиди совсем немножко:
Сразу сделалось темно,
Где кроватка, где окно?
Странно, скучно и обидно
-Ничего вокруг не видно.
Женя хочет быть пилотом
-Править быстрым самолётом:
Все моря на белом свете
Переплыть мечтает Петя,
Будет Николай танкистом,
А Сергей парашютистом,
Станет снайпером Илья…
Но для этого, друзья,
Кроме знанья и уменья
- Всем необходимо зренье!
Предлагаю вам дома составить памятку «Как заботиться о глазах» (знаки, рисунки). Мы повесим её в группах и будем заботиться о зрении.