Фронтальное логопедическое занятие для подготовительной к школе группы.
Лексическая тема: «Хлеб».
Цели:
Закрепить знания детей о долгом пути хлеба от поля до стола;
закрепить представление о том, что хлеб является ежедневным продуктом питания;
познакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий;
воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу;
актуализировать, обогащать лексикон по теме "Хлеб";
совершенствовать навыки связного высказывания;
формирование мелкой и общей моторики;
развитие внимания, памяти, мышления.
Орг. момент.
Мы тесто месили, мы тесто месили:
Нас тщательно все помесить попросили,
Но сколько ни месим, и сколько ни мнем,
Комочки опять и опять достаем.
( дети делают движения, импровизируя действия)
Ход занятия.
Логопед: Ребята, мы сейчас с вами делали тесто. А скажите, для чего нужно тесто? Вспомните, что делают из теста?
Дети: Из теста пекут блины, хлеб, булочки, макароны…
Логопед: Правильно. Сегодня мы с вами поговорим… Сейчас я вам загадаю загадки, а вы постарайтесь их отгадать. В ответах этих загадок и будет тема нашего занятия.
Загадки о хлебе.
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)
Комковато, ноздревато,
И губато, и горбато, и твердо,
И мягко, и кругло, и ломко,
И черно, и бело, и всем мило. (Хлеб)
Всем нужен, а не всякий сделает (Хлеб)
Бьют меня палками, жмут меня камнями,
Держат меня в огненной пещере,
Режут меня ножами.
За что меня так губят?
За то, что любят. (Хлеб)
Круглобок и маслян он,
В меру крут, посолен, -
Пахнет солнечным теплом,
Пахнет знойным полем. (Хлеб)
Мнут и катают,
В печи закаляют,
Потом за столом
Режут ножом. (Хлеб)
Вот он –
Тёплый, золотистый.
В каждый дом,
На каждый стол –
Он пожаловал – пришёл. В нем –
Здоровье, наша сила,
В нем –
Чудесное тепло.
Сколько рук
Его растило,
Охраняло, берегло! (Хлеб)
Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье...
Ну и объеденье! (Баранка или бублик.)
Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают? (Блины.)
В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят!
По кусочку все съедят. (Пирог.)
Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.
В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.
В нем тогда таких, как я, будет целая семья. (Зерно)
Вырос в поле дом. Полон дом зерном. Стены позолочены. Ставни заколочены. Ходит дом ходуном на столбе золотом (Зерно)
Дети отгадывают загадки.
Логопед: Молодцы, ребята. Вы, наверное, догадались, о чем мы сегодня будем говорить. Конечно же, о хлебе.
Когда - то человек попробовал жевать зерна, они показались ему очень вкусными. Он научились размельчать зерна камнями и получилась мука, а затем научился выпекать хлеб. Но он не был таким вкусным.
Хлеб всегда на Руси пользовался почетом и уважением. Гостя встречали всегда хлебом и солью.
Вот он, хлебушко душистый,
С хрусткой корочкой витой.
Вот он, теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
В нем – здоровье наше, сила,
В нем – чудесное тепло.
В нем – земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем…
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе.
А как вы думаете, герой какой сказки знает все о хлебе? Затрудняетесь ответить, я сейчас вам прочитаю начало сказки, и вы сразу поймете кто это. ( Читает начало сказки «Колобок»).
Дети: «Колобок»
Логопед: Молодцы, правильно. Ведь Колобок, это тоже хлеб. Давайте, вместе с Колобком отправимся в путешествие и посмотрим: «Откуда хлеб пришел?»
За лесами, за лугами
Раздается в поле гром,
Это тракторы плугами
Пашут легкий чернозем.
На широкие долины
Вышли новые машины:
Глянь в раскрытое окно-
Сеют сеялки зерно.
Сколько в это зернышко
Вложено труда,
Знают только солнышко,
Ветер да вода.
Посеяли хлеб хлеборобы весною,
Созрел он и встал
Золотистой стеною
И слышит страна;
За уборку пора,
Для хлеба комбайны нужны, трактора
Дети вместе с логопедом смотрят слайды.
Логопед: Очень много пословиц о хлебе. Я вам сейчас их зачитаю, а вы попробуете объяснить их значение. (Слайд с пословицами).
Дети объясняют значение пословиц.
Логопед: Ребята, давайте поиграем в игру «Четвертый лишний».
Булочка, баранка, хлеб, яблоко.
Пирог, бублик, сушка, каша
Хлеб, блин, сухарь, глухарь.
Дети находят лишнее.
Логопед: Посмотрите, я вам предлагаю слово. Прочтите его.
Дети: Хлеб.
Логопед: Давайте узнаем, сколько слогов в слове «хлеб».
Теперь составьте схему данного слова.
Дети делают звуковой анализ слова и составляют схему.
Физ. минутка.
Посмотрите вверх – ярко светит солнце. ( Постепенно встают, тянут руки вверх). Мы, как колоски, тянемся к солнцу, растем. Посмотрите вправо – едет комбайн, гудит: «Тр – тр – тр». Посмотрите влево – едет трактор (топают ногами).
Логопед: Ребята, было время, когда кусочек ржаного хлеба был дороже золота. Во время Великой Отечественной войны хлеб пекли из шелухи, травы лебеды и т.д. И вот такой хлебушек давали по маленькому кусочку 125г на весь день. Других продуктов не было. Люди понимали, что хлеб - это их жизнь.
Сегодня в магазине можно купить хлеба, сколько хочешь, но надо с уважением относиться к каждому кусочку, не покупать лишнего и не выбрасывать хлеб.
Ведь он прошел долгий путь, прежде чем появиться на полке в магазине. Нам нужно много хлеба. Вы посмотрели на картинки и увидели, что длинный путь хлеба от поля до нашего стола. Сколько рук к нему прикоснулось, чтобы он стал хлебом. Чьи же руки прикоснулись к хлебу? (агронома, тракториста, пекаря, мельника, продавца и т.д.) Об этих профессиях мы с вами еще не говорили. Это очень важные профессии. Без этих людей у нас не было бы хлеба на столе. Давайте разделим название этих профессий по слогам.
Дети хлопают столько, сколько в слове слогов.
Логопед: Ребята, а вы знаете, что хлеб бывает разный? (Просматривают слайды).
Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо поработали. И чтобы узнать, получили ли вы новые знания, я предлагаю поиграть в игру "Цепочка"
Откуда хлеб пришел?
Дети: Из магазина
Логопед: В магазин откуда попал?
Дети: Из пекарни
Логопед: Что делают в пекарне?
Дети: Пекут хлеб.
Логопед: Из чего пекут хлеб?
Дети: Из муки
Логопед: Из чего мука?
Дети: Из зерна.
Логопед: Откуда зерно?
Дети: Из колоса.
Логопед: Откуда пшеница?
Дети: Выросла в поле
Логопед: Кто вырастил пшеницу?
Дети: Агроном.