kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дополнительная общеобразовательная программа "весёлая азбука"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие речи детей дошкольного возраста, подготовку их к обучению грамоте в школе и предупреждение нарушений устной и письменной речи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная программа "весёлая азбука"»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №29»


ПРИНЯТО

на заседании педагогического Совета № 6

от «__» ___________2023 г.

Протокол №6 от «__» __________2023 г.


УТВЕРЖДАЮ:

Заведующая МДОУ «Детский сад №29»

____________________ Н.П. Есякова

Приказ №____от «___» ______ 2023 г.














ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА

(ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ)

«Веселая Азбука»
Возраст детей: 5-7 лет
Срок реализации: 2 года





Составитель:

воспитатель

Романова С.Н.










Саранск 2023-2024

Паспорт программы


Наименование дополнительной образовательной

услуги

«Веселая азбука»

Дополнительная общеразвивающая программа

Заказчик программы

Родители

Сроки реализации программы

2 года

Цель программы

Развитие речи детей дошкольного возраста, подготовку их к обучению грамоте в школе и предупреждение нарушений устной и письменной речи.

Задачи

Задачи 5-6 лет:

Образовательные:

 Готовить детей к обучению чтению, развивать фонематический слух и умение, проводить элементарный звуковой анализ речи

 Дать первоначальные математические представления Развивающие:

 Развивать память, внимание, мышление, воображение

 формирование ценностных установок и ориентаций;

 развитие творческой активности;

 развитие личностных качеств;

 формирование и развитие психических функций познавательной сферы;

 развитие эмоционально-волевой сферы;

 развитие коммуникативных умений;

 развитие умений действовать по правилам.

Воспитательные:

 Воспитывать организованность в учебной деятельности


Задачи 6-7 лет:

Образовательные:

  • Формировать буквенный гнозис.

  • Формировать навык слогослияния.

  • Обучать грамотному, осознанному чтению.

  • Формировать языковой анализ и синтез слов

  • Формировать психологические предпосылки к обучению и учебную мотивацию

  • Обогащение словарного запаса детей.

  • Усвоение единиц языка: звук, слог, слово, предложение.

  • Формирование умения читать.

Развивающие:

  • Развитие звуковой культуры речи.

  • Развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи, к речи окружающих.

Воспитательные:

• Воспитывать организованность в учебной деятельности


Целевая группа

Дети 5-7 лет, посещающие дошкольное учреждение

Составитель программы

Романова С.Н. воспитатель

Ожидаемые результаты

Прогнозируемые результаты (5-6 лет)

• Различать понятия «звук», «слово»

• Характеризовать звуки (гласный, твердый или мягкий согласный)

• Определять место звука в слове (начало, середина, конец).

• Выделять ударный гласный звук в слове.

• Делить слова на слоги.

Прогнозируемые результаты (6-7 лет)

• Различать понятия «звук», «слово», «слог», «предложение».

• Выполнять звуковой анализ слов, предложений.

• Характеризовать звуки (гласный, твердый или мягкий согласный, звонкий или глухой согласный).

• Определять место звука в слове (начало, середина, конец).

• Выделять ударный гласный звук в слове, ударную гласную букву.

• Делить слова на слоги.

• Составлять предложения, учитывая порядок слов и правила.

• Уметь читать по слогам.

• Слитно читать (по возможностям ребенка).

Содержание программы
  1. Пояснительная записка.

    1. Направленность дополнительной общеразвивающей программы.

    2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.

    3. Цели, задачи дополнительной образовательной программы.

    4. Отличительные особенности данной программы.

    5. Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной образовательной программы.

    6. Сроки реализации (продолжительность образовательного процесса, этапы).

    7. Формы и режим занятий.

    8. Ожидаемые результаты и способы их проверки.

    9. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.

  1. Учебно – тематический план.

    1. Учебно – тематический план (старшая группа).

    2. Учебно – тематический план (подготовительная группа).


  1. Методическое обеспечение программы.

  2. Список литературы.

    1. Пояснительная записка


    1. Направленность дополнительной образовательной программы. Дополнительная общеразвивающая программа «Веселая азбука» имеет социально-педагогическую направленность. Кроме этого, занятия по подготовке детей к овладению грамотой носят общеразвивающий характер, способствуют развитию психических процессов, активной мыслительной деятельности, повышению работоспособности, нравственных и эстетических качеств личности ребенка.

    2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы.

В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой является особо актуальной. Как отмечается в специальной литературе, в последнее десятилетие растет число детей с отклонениями в развитии, в том числе и речевом. Речь ребенка в целом понятна и не вызывает у него трудностей в общении в дошкольном возрасте, пока к ней не предъявляются особые требования. Небольшие отклонения не беспокоят родителей и воспитателей. Но дело резко меняется с началом школьного обучения. Уже на первых порах обучения чтению и письму такие дети испытывают значительные затруднения, пишут с ошибками, и как результат - плохие оценки, негативное отношение к школе, отклонение в поведении, повышенная утомляемость и невроз.

Вторая причина актуальности этой проблемы - возросшие требования школ, а особенно гимназий и лицеев, к будущим первоклассникам. Одно из требований – готовность к овладению грамотой, которая включает в себя овладение ребенком звукобуквенным, звуко-слоговым и лексико-синтаксическим анализом и синтезом до поступления в школу.

Ребенок начинает пользоваться родным языком с раннего детства, но не осознает тех способов, с помощью которых осуществляется его речь. С начала обучения грамоте он приступает к анализу своей речи и узнает, что она состоит из отдельных слов, слова — из слогов, слоги — из звуков, звуки обозначаются буквами. С психологической точки зрения начальный период обучения грамоте

— формирование у ребенка нового отношения к речи. Предметом познания становится сама речь, ее внешняя звуковая сторона. Поэтому в период обучения грамоте большое место отводится развитию фонематического слуха, умению различать в речевом потоке отдельные слова, звуки в слове.

Уровень речевого развития, на который выходит ребёнок в старшем дошкольном возрасте, вплотную подводит его к серьёзному этапу – овладению письменными формами речи (чтением и письмом). Поэтому старший дошкольный возраст – это период серьёзной подготовки детей к обучению в школе.Чувствительность этого периода и высокая обучаемость проявляются и в процессе подготовки к освоению грамотой. Если педагоги и родители упустят этот момент, запоздают, то в дальнейшем ее освоение может проходить с большими трудностями.

Кроме того, букварный период в первом классе совпадает с периодом адаптации детей к новым условиям жизни и обучения. Педагогическая практика показывает, что читающие ребята чувствуют себя более уверенно и имеют больше перспектив для успешного обучения в школе.

1.1. Цель программы.

Программа дополнительного образования «Веселая азбука» направлена на речевое развитие детей дошкольного возраста, подготовку их к обучению грамоте в школе и предупреждение нарушений устной и письменной речи.

Основные направления программы
  • Развитие фонематического слуха и произносительной стороны речи;

  • Развитие навыков звукобуквенного анализа слов;

  • Формирование буквенного гнозиса;

  • Развитие графомоторных навыков;

  • Развитие психических процессов;

  • Формирование интереса к чтению.

Основные задачи.
  1. Формирование интереса к процессу обучения.

  2. Развитие звуковой культуры речи.

  3. Умение проводить звуковой анализ и синтез слов.

  4. Развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи, к речи окружающих.

  5. Обогащение словарного запаса детей.

  6. Усвоение единиц языка: звук, слог, слово, предложение.

  7. Формирование умения читать.

    1. Отличительные особенности программы от уже существующих.

Созданием данной образовательной программы послужил социальный запрос родителей и школы для наиболее эффективного решения проблем при переходе детей из детского сада в первый класс. Интеллектуальная готовность ребенка (наряду с эмоциональной психологической готовностью) является приоритетной для успешного обучения в школе, успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Рабочая Программа д/о составлена в соответствии с основными нормативно- правовыми документами по дошкольному воспитанию:

-Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155);

  • Конституцией и Конвенции ООН о правах ребенка;

  • «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СанПиН» 2.4.3049-13)

А также на основе изучения передовых технологий по проблеме обучения детей грамоте в детском саду. В данной программе также используются частично логопедические методики и технологии для детей дошкольного возраста.

Успешность образовательно-развивающей деятельности обеспечивается реализацией следующих принципов:

принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей; принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи;

принцип обогащения мотивации речевой деятельности; учет ведущей деятельности дошкольников;

принцип индивидуального подхода; принцип социального взаимодействия;

принцип создания равных условий образования детей дошкольного возраста, независимо от языковой и культурной среды в семье;

принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания; принцип партнерского взаимодействия с семьей.

Программа имеет в своей основе также принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации по всем направлениям работы, что позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения, и в конечном итоге обеспечивает поступательное развитие.

Важным условием реализации программы является психолого-педагогическая поддержка обучающихся, создание на занятиях комфортной атмосферы для развития индивидуальных способностей детей.

Используемый на занятиях дидактический материал понятен и доступен ребенку, пробуждает положительные эмоции, служит адаптацией в новых для него условиях обучения.

Известно, что одной из важных составляющих обучения чтению является хорошо развитый фонематический слух. В процессе освоения программы используются специальные игры, подготавливающие слуховое восприятие, внимание и память дошкольников к работе со звуками речи. Играя со сказочными персонажами, дети знакомится с гласными и согласными звуками, их правильной артикуляцией.


    1. Возраст детей, участвующих в реализации программы.

Программа рассчитана для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). При составлении программы учитывались индивидуальные и возрастные особенности детей, их потенциальные возможности и способности.

Программа направлена не только на конечный результат - изучение букв и умение читать, но и на творческое развитие личностных качеств ребенка.

Программный материал систематизирован и изучается в определенной

последовательности: от простого к сложному, от изучения звуков к овладению знаниями о буквах

    1. Сроки реализации (продолжительность образовательного процесса, этапы).

Реализация программы - 2 года. Занятия проходят с октября по май включительно и проходят в три этапа: вводный – октябрь, основой – ноябрь- апрель и итоговый – май.

    1. Формы и режим занятий.

Программа реализуется за рамками основной образовательной деятельности. Используемые методы обучения:

  1. Словесные методы (беседы, сочинение сказок, загадок,

специальное моделирование ситуаций общения: «Интервью», «Телеканал детского сада представляет», ролевые диалоги на основе текста,

драматизации, инсценировки, и др.)

  1. Наглядные методы (наблюдение, демонстрация видеофильмов, ТСО, рассматривание картин, демонстрация показ образца задания и т.д.)

  2. Практические, игровые методы (настольно-печатные игры; компьютерная игра

«Цифры и буквы».

  1. Объяснительно-иллюстративный метод.

  2. Репродуктивный метод (умственные упражнения - развивающие игры: головоломки, лабиринты, смекалки).

В структуру каждого занятия входят также различные игры, способствующие развитию у детей навыков фонематического анализа и синтеза. Гласные и согласные звуки на занятиях соотносятся с образами соответствующих букв, при этом графический образ подкрепляется двустишием о букве, что способствует более быстрому запоминанию материала.

B каждой возрастной группе предусматривается работа по развитию графических навыков и моторики (гимнастика для пальцев) c целью подготовки руки ребенка к письму.

Развитию мышления способствует отгадывание детьми загадок, дидактические игры.

Веселые рисунки, игровые упражнения, которые присутствуют на каждом занятии, делают процесс обучения ориентированным на ребенка-дошкольника, развивают его образное мышление. Занятия проводятся фронтально по подгруппам. На занятиях используется индивидуальная работа, работа в парах и коллективная работа. Формы проведения занятий: занятие-беседа, занятие- практика, занятие-путешествие, занятие - игра. Количество занятий – 1 раз в неделю. Продолжительность 25 - 30 минут.

    1. Ожидаемые результаты и способы их проверки.

К концу 1 года обучения дети научатся:

  • понимать и различать понятия «звук» и «буква», «слог», «слово»;

  • дифференцировать звуки (гласный – согласный);

  • дифференцировать гласные 1-2 ряда;

  • проводить звуковой анализ слов из 3-х звуков;

  • проводить слияние гласных с согласными звуками;

  • овладеть элементарными графическими умениями. К концу 2 года обучения дети научатся:

  • понимать и различать понятия «звук» и «буква», «слог», «слово»,

«предложение»;

  • проводить звуковой анализ слов из 4-х звуков;

  • дифференцировать звуки (гласный – согласный, твердый – мягкий, звонкий глухой);

  • делить слова на слоги, считать слоги в слове;

  • составлять слова из готовых слогов;

  • читать простые по звуко – буквенному составу слова;

  • овладеют технической стороной письма и элементарными графическими умениями.


    1. Формы подведения итогов реализации дополнительного образовательного процесса.

Результативность обучения будет проверятся опросом, тестами, письменными работами. Формами подведения итогов станут итоговые занятия, выставки, конкурсы.


    1. Учебно-тематический план.


Старшая группа.



Наименование

Количество занятий

В неделю

В месяц

В год


«Веселая азбука»


1 занятие


4 занятия


31 занятие




Месяц

Наименование разделов и тем

Количество

всего

теория

практи

ка

Октябрь

Развитие речи и обучение грамоте

  1. Звук и буква [а]

  2. Звук и буква [у]

  3. Звук и буква [и]

  4. Звук и буква [о].


1занятия - 25 мин 1занятия - 25 мин 1занятия - 25 мин 1занятия - 25 мин


10 мин

10 мин

10 мин

10 мин


15 мин

15 мин

15 мин

15 мин

Ноябрь

Развитие речи и обучение грамоте

  1. Звук и буква [ы]

  2. Звуки [н], [н’], буква «н»

  3. Звуки [т], [т’], буква «т»

  4. Звуки [к], [к’], буква «к»


1занятия - 25 мин 1занятия - 25 мин 1занятия - 25 мин 1занятия - 25 мин


10 мин

10 мин

10 мин

10 мин


15 мин

15 мин

15 мин

15 мин

Декабрь

Развитие речи и обучение грамоте

  1. Звуки [с], [с’], буква «с»

  2. Звуки [л], [л’], буква «л»

  3. Звуки [р], [р’], буква «р»

  4. Звуки [в], [в’], буква «в»


1занятия - 25 мин 1занятия - 25 мин 1занятия - 25 мин 1занятия - 25 мин


10 мин

10 мин

10 мин

10 мин


15 мин

15 мин

15 мин

15 мин

Январь

Развитие речи и обучение грамоте

  1. Звуки [п], [п’], буква «п»

  2. Звуки [м], [м’], буква «м»

  3. Буквы ъ и ь


1занятия - 25 мин 1занятия - 25 мин

1занятия - 25 мин


10 мин

10 мин

10 мин


15 мин

15 мин

15 мин

Февраль

Развитие речи и обучение грамоте

  1. Звуки [з], [з’], буква «з»

  2. Звуки [б], [б’], буква «б»

  3. Звуки [д], [д’], буква «д»

  4. Буква «я»


1занятия - 25 мин 1занятия - 25 мин 1занятия - 25 мин 1занятия - 25 мин


10 мин

10 мин

10 мин

10 мин


15 мин

15 мин

15 мин

15 мин

Март

Развитие речи и обучение грамоте

  1. Звуки [г], [г’], буква «г»

  2. Звук [ч], буква «ч»

  3. Звук [ш], буква «ш»

  4. Звук [ж], буква «ж»


1занятия - 25 мин 1занятия - 25 мин 1занятия - 25 мин

1занятия - 25 мин


10 мин

10 мин

10 мин

10 мин


15 мин

15 мин

15 мин

15 мин






Апрель

Развитие речи и обучение грамоте

  1. Звук и буква[й]

  2. Звуки [х], [х’], буква «х»

  3. Буква «е»

  4. Буква «ю»


1занятия - 25 мин 1занятия - 25 мин 1занятия - 25 мин 1занятия - 25 мин


10 мин

10 мин

10 мин

10 мин


15 мин

15 мин

15 мин

15 мин

Май

Развитие речи и обучение грамоте

  1. Звук и буква [э]

  2. Звуки [ф], [ф’], буква «ф»

  3. Закрепление

  4. Итоговое занятие


1занятия - 25 мин 1занятия - 25 мин

1занятия - 25 мин

1занятия - 25 мин


10 мин

10 мин

10 мин

10 мин


15 мин

15 мин

15 мин

15 мин



Итого


12 ч 55 мин


10мин


7 ч.

45мин



Подготовительная группа.



Наименование

Количество занятий

В неделю

В месяц

В год


«Веселая азбука»


1 занятие


4 занятия


30 занятий




Месяц

Наименование разделов и тем

Количество

всего

теория

практика

Октябрь

Развитие речи и обучение грамоте

  1. Звуки и буквы [а], [у], [э], [о]

  2. Звуки и буквы [ы], [и]

  3. Звуки и буквы [и] [и]

  4. Звуки и буквы [п], [п’], [т], [т’]


1занятия - 30 мин 1занятия - 30 мин 1занятия - 30 мин 1занятия - 30 мин


10 мин

10 мин

10 мин

10 мин


20 мин

20 мин

20 мин

20 мин

Ноябрь

Развитие речи и обучение грамоте

  1. Звуки [к], [к’], буква «к»

  2. Звуки [м], [м’], буква «м»

  3. Звуки [х], [х’], буква «х»

  4. Буквы Е, Е, И, Ю, Я.


1занятия - 30 мин 1занятия - 30 мин 1занятия - 30 мин 1занятия - 30 мин


10 мин

10 мин

10 мин

10 мин


20 мин

20 мин

20 мин

20 мин

Декабрь

Развитие речи и обучение грамоте

  1. Звуки [с], [с’], буква «с»

  2. Звуки [н], [н’], буква «н»

  3. Звуки [з], [з’], буква «з»

  4. Звуки и буквы [с], [з]


1занятия - 30 мин 1занятия - 30 мин 1занятия - 30 мин 1занятия - 30 мин


10 мин

10 мин

10 мин

10 мин


20 мин

20 мин

20 мин

20 мин

Январь

Развитие речи и обучение грамоте

  1. Звуки [л], [л’], буква «л»

  2. Звуки [р], [р’], буква «р»

  3. Закрепление звука [р], [р’], буква «р»


1занятия - 30 мин 1занятия - 30 мин

1занятия - 30 мин


10 мин

10 мин

10 мин


20 мин

20 мин

20 мин


Февраль

Развитие речи и обучение грамоте

  1. Звуки [б], [б’], буква «б»

  2. Звук и буква [ш]

  3. Звук и буква [ж]

  4. Звуки и буквы [ш], [ж]


1занятия - 30 мин 1занятия - 30 мин 1занятия - 30 мин 1занятия - 30 мин


10 мин

10 мин

10 мин

10 мин


20 мин

20 мин

20 мин

20 мин

Март

Развитие речи и обучение грамоте

  1. Звуки [д], [д’], буква «д»

  2. Звуки [в], [в’], буква «в»

  3. Звуки [г], [г’], буква «г»

  4. Звук и буква «й»


1занятия - 30 мин 1занятия - 30 мин 1занятия - 30 мин 1занятия - 30 мин


10 мин

10 мин

10 мин

10 мин


20 мин

20 мин

20 мин

20 мин

Апрель

Развитие речи и обучение грамоте

  1. Звуки [ф], [ф’], буква «ф»

  2. Звук [ц], буква «ц»

  3. Звук [ч], буква «ч»

  4. Звук [щ], буква «щ»


1занятия - 30 мин 1занятия - 30 мин 1занятия - 30 мин 1занятия - 30 мин


10 мин

10 мин

10 мин

10 мин


20 мин

20 мин

20 мин

20 мин

Май

Развитие речи и обучение грамоте

  1. Звуки [ч], [щ]

  2. Буквы [ь], [ъ]

3.Закрепление пройденного материала.


1занятия - 30 мин 1занятия - 30 мин

1занятия - 30 мин


10 мин

10 мин

10 мин


20 мин

20 мин

20 мин



Итого


15 ч



10 ч


    1. Программно-методическое обеспечение.


  1. Шарики «Су-Джок» для развития мелкой моторики.

  2. Тетради с заданиями на каждого ребенка из серии «Солнечные ступеньки» (Обучение грамоте).

  3. Карандаши (простой и цветные) на каждого ребенка.

  4. Счетные палочки.

  5. Столы, стулья для детей по росту.

  6. Мольберт, магниты, мел.

  7. Магнитная азбука.

  8. Демонстрационные таблицы для обучения грамоте и развития техники чтения.

  9. Разрезные азбуки на каждого ребенка.

  10. Схемы для составления звукового анализа слова.

  11. Схема составления предложения.

  12. Авторское пособие для развития речи и логического мышления «Синквейн»

  13. Дидактический материал для обследования речи ребенка.

    1. Список литературы.
  1. Агранович З.Е. «Сборник домашних заданий» в помощь логопеду и родителям. Санкт-Петербург: «Детство –Пресс»2004;

  2. Белова М.П. «Планы конспектов занятий по обучению грамоте детей 6-7 лет» М.: «Детство-Пресс» 2018;

  3. Жукова Н.С «Уроки логопеда» М.: Эксмо 2013;

  4. Жукова Н.С «Букварь» М.: Эксмо 2013;

  5. Нищева Н.В. «Играйка» 16 игр для развития речи дошкольников. СПб.:

«Детство-Пресс» 2003;

  1. Рыбникова О.М. «Обучение чтению и грамоте детей 6-7 лет» М.: «Учитель» 2010;

  2. Цыбирева Л.В., Гоголева Н.А. «Обучение грамоте детей 5-7 лет» М.:

«Сфера» 2017;

  1. Шумаева Д.Г. «Как хорошо уметь читать» Обучение дошкольников чтению. Санкт-Петербург «Акцидент» 1997.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Дополнительная общеобразовательная программа "весёлая азбука"

Автор: Романова Светлана Николаевна

Дата: 11.07.2025

Номер свидетельства: 672642


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства