Цели, задачи дополнительной образовательной программы.
Отличительные особенности данной программы.
Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной образовательной программы.
Сроки реализации (продолжительность образовательного процесса, этапы).
Формы и режим занятий.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.
Учебно – тематический план.
Учебно – тематический план (старшая группа).
Учебно – тематический план (подготовительная группа).
Методическое обеспечение программы.
Список литературы.
Пояснительная записка
Направленность дополнительной образовательной программы.Дополнительная общеразвивающая программа «Веселая азбука» имеет социально-педагогическую направленность. Кроме этого, занятия по подготовке детей к овладению грамотой носят общеразвивающий характер, способствуют развитию психических процессов, активной мыслительной деятельности, повышению работоспособности, нравственных и эстетических качеств личности ребенка.
В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой является особо актуальной. Как отмечается в специальной литературе, в последнее десятилетие растет число детей с отклонениями в развитии, в том числе и речевом. Речь ребенка в целом понятна и не вызывает у него трудностей в общении в дошкольном возрасте, пока к ней не предъявляются особые требования. Небольшие отклонения не беспокоят родителей и воспитателей. Но дело резко меняется с началом школьного обучения. Уже на первых порах обучения чтению и письму такие дети испытывают значительные затруднения, пишут с ошибками, и как результат - плохие оценки, негативное отношение к школе, отклонение в поведении, повышенная утомляемость и невроз.
Вторая причина актуальности этой проблемы - возросшие требования школ, а особенно гимназий и лицеев, к будущим первоклассникам. Одно из требований – готовность к овладению грамотой, которая включает в себя овладение ребенком звукобуквенным, звуко-слоговым и лексико-синтаксическим анализом и синтезом до поступления в школу.
Ребенок начинает пользоваться родным языком с раннего детства, но не осознает тех способов, с помощью которых осуществляется его речь. С начала обучения грамоте он приступает к анализу своей речи и узнает, что она состоит из отдельных слов, слова — из слогов, слоги — из звуков, звуки обозначаются буквами. С психологической точки зрения начальный период обучения грамоте
— формирование у ребенка нового отношения к речи. Предметом познания становится сама речь, ее внешняя звуковая сторона. Поэтому в период обучения грамоте большое место отводится развитию фонематического слуха, умению различать в речевом потоке отдельные слова, звуки в слове.
Уровень речевого развития, на который выходит ребёнок в старшем дошкольном возрасте, вплотную подводит его к серьёзному этапу – овладению письменными формами речи (чтением и письмом). Поэтому старший дошкольный возраст – это период серьёзной подготовки детей к обучению в школе.Чувствительность этого периода и высокая обучаемость проявляются и в процессе подготовки к освоению грамотой. Если педагоги и родители упустят этот момент, запоздают, то в дальнейшем ее освоение может проходить с большими трудностями.
Кроме того, букварный период в первом классе совпадает с периодом адаптации детей к новым условиям жизни и обучения. Педагогическая практика показывает, что читающие ребята чувствуют себя более уверенно и имеют больше перспектив для успешного обучения в школе.
1.1. Цельпрограммы.
Программа дополнительного образования «Веселая азбука» направлена на речевое развитие детей дошкольного возраста, подготовку их к обучению грамоте в школе и предупреждение нарушений устной и письменной речи.
Основные направления программы
Развитие фонематического слуха и произносительной стороны речи;
Развитие навыков звукобуквенного анализа слов;
Формирование буквенного гнозиса;
Развитие графомоторных навыков;
Развитие психических процессов;
Формирование интереса к чтению.
Основные задачи.
Формирование интереса к процессу обучения.
Развитие звуковой культуры речи.
Умение проводить звуковой анализ и синтез слов.
Развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи, к речи окружающих.
Обогащение словарного запаса детей.
Усвоение единиц языка: звук, слог, слово, предложение.
Формирование умения читать.
Отличительные особенности программы от уже существующих.
Созданием данной образовательной программы послужил социальный запрос родителей и школы для наиболее эффективного решения проблем при переходе детей из детского сада в первый класс. Интеллектуальная готовность ребенка (наряду с эмоциональной психологической готовностью) является приоритетной для успешного обучения в школе, успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Рабочая Программа д/о составлена в соответствии с основными нормативно- правовыми документами по дошкольному воспитанию:
-Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155);
Конституцией и Конвенции ООН о правах ребенка;
«Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СанПиН» 2.4.3049-13)
А также на основе изучения передовых технологий по проблеме обучения детей грамоте в детском саду. В данной программе также используются частично логопедические методики и технологии для детей дошкольного возраста.
Успешность образовательно-развивающей деятельности обеспечивается реализацией следующих принципов:
принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей; принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи;
принцип обогащения мотивации речевой деятельности; учет ведущей деятельности дошкольников;
принцип индивидуального подхода; принцип социального взаимодействия;
принцип создания равных условий образования детей дошкольного возраста, независимо от языковой и культурной среды в семье;
принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания; принцип партнерского взаимодействия с семьей.
Программа имеет в своей основе также принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации по всем направлениям работы, что позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения, и в конечном итоге обеспечивает поступательное развитие.
Важным условием реализации программы является психолого-педагогическая поддержка обучающихся, создание на занятиях комфортной атмосферы для развития индивидуальных способностей детей.
Используемый на занятиях дидактический материал понятен и доступен ребенку, пробуждает положительные эмоции, служит адаптацией в новых для него условиях обучения.
Известно, что одной из важных составляющих обучения чтению является хорошо развитый фонематический слух. В процессе освоения программы используются специальные игры, подготавливающие слуховое восприятие, внимание и память дошкольников к работе со звуками речи. Играя со сказочными персонажами, дети знакомится с гласными и согласными звуками, их правильной артикуляцией.
Возраст детей, участвующих в реализации программы.
Программа рассчитана для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). При составлении программы учитывались индивидуальные и возрастные особенности детей, их потенциальные возможности и способности.
Программа направлена не только на конечный результат - изучение букв и умение читать, но и на творческое развитие личностных качеств ребенка.
Программный материал систематизирован и изучается в определенной
последовательности: от простого к сложному, от изучения звуков к овладению знаниями о буквах
Сроки реализации (продолжительность образовательного процесса, этапы).
Реализация программы - 2 года. Занятия проходят с октября по май включительно и проходят в три этапа: вводный – октябрь, основой – ноябрь- апрель и итоговый – май.
Формы и режим занятий.
Программа реализуется за рамками основной образовательной деятельности. Используемые методы обучения:
Словесные методы (беседы, сочинение сказок, загадок,
специальное моделирование ситуаций общения: «Интервью», «Телеканал детского сада представляет», ролевые диалоги на основе текста,
драматизации, инсценировки, и др.)
Наглядные методы (наблюдение, демонстрация видеофильмов, ТСО, рассматривание картин, демонстрация показ образца задания и т.д.)
Практические, игровые методы (настольно-печатные игры; компьютерная игра
«Цифры и буквы».
Объяснительно-иллюстративный метод.
Репродуктивный метод (умственные упражнения - развивающие игры: головоломки, лабиринты, смекалки).
В структуру каждого занятия входят также различные игры, способствующие развитию у детей навыков фонематического анализа и синтеза. Гласные и согласные звуки на занятиях соотносятся с образами соответствующих букв, при этом графический образ подкрепляется двустишием о букве, что способствует более быстрому запоминанию материала.
B каждой возрастной группе предусматривается работа по развитию графических навыков и моторики (гимнастика для пальцев) c целью подготовки руки ребенка к письму.
Развитию мышления способствует отгадывание детьми загадок, дидактические игры.
Веселые рисунки, игровые упражнения, которые присутствуют на каждом занятии, делают процесс обучения ориентированным на ребенка-дошкольника, развивают его образное мышление. Занятия проводятся фронтально по подгруппам. На занятиях используется индивидуальная работа, работа в парах и коллективная работа. Формы проведения занятий: занятие-беседа, занятие- практика, занятие-путешествие, занятие - игра. Количество занятий – 1 раз в неделю. Продолжительность 25 - 30 минут.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
К концу 1 года обучения дети научатся:
понимать и различать понятия «звук» и «буква», «слог», «слово»;
дифференцировать звуки (гласный – согласный);
дифференцировать гласные 1-2 ряда;
проводить звуковой анализ слов из 3-х звуков;
проводить слияние гласных с согласными звуками;
овладеть элементарными графическими умениями. К концу 2 года обучения дети научатся:
понимать и различать понятия «звук» и «буква», «слог», «слово»,