kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «развивайка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Развивай-ка» по содержанию является познавательно-речевой для детей младшего дошкольного возраста; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – индивидуально-ориентированной; по времени организации – 1 год.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «развивайка»»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 44»



Программа рассмотрена и одобрена

на заседании педагогического совета

МДОУ «Детский сад №44»

Протокол №_____ от «____» _______________ 2019 г.


Утверждаю:

Заведующая МДОУ «Детский сад №44»

_________________ Дегтярева Т. Н.









ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

(ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА)

«РАЗВИВАЙКА»











Срок реализации программы: 1 год.

Возраст: 3-4 года

Руководитель кружка: Капралова Ольга Николаевна







Саранск, 2019

СОДЕРЖАНИЕ



1.

Паспорт программы


2.

Пояснительная записка


3.

Учебно-тематический план


4.

Содержание изучаемого курса


5.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы


6.

Список литературы


7

Приложения



































ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Наименование программы

Дополнительная образовательная программа «Развивайка»

Руководитель программы

Капралова Ольга Николаевна, воспитатель высшей квалификационной категории

Организация-исполнитель

МДОУ «Детский сад №44»

Адрес организации

исполнителя

г. Саранск ул. проспект 50 лет Октября, д. 5 А-корпус 1. г. Саранск, ул.50 лет Октября, 9 а-корпус 2

т.8(8342)35-70-86

Цель программы

развитие интеллектуально – творческих способностей, интеллектуальной активности и раскрытие потенциала через освоение способов познания и логико-математических представлений, свойств, отношений, связей и зависимостей.

Направленность программы

познавательно-речевая

Срок реализации программы

1 год

Вид программы

Уровень реализации программы

 адаптированная  

 дошкольное  образование

Система реализации контроля за исполнением программы

координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения;

практическую работу осуществляет педагогический коллектив

Ожидаемые конечные результаты программы

- проявлять интерес к играм и материалам, с которыми можно практически действовать.

- освоить простые связи и отношения: больше (меньше) по размеру, такое же, больше (меньше) по количеству, столько же, одинаковые и разные по цвету и размеру, ближе (дальше). Овладение умением ориентироваться в небольшом пространстве: впереди (сзади), сверху (снизу), справа (слева).

- воспринимать и обобщать группу предметов по свойствам, уравнивать группы предметов (столько же).

- развить память, внимание, логическое мышление, мелкую моторику, коммуникативные навыки, обогатить словарь детей.




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



1. Направленность программы «Развивай-ка» по содержанию является познавательно-речевой для детей младшего дошкольного возраста; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – индивидуально-ориентированной; по времени организации – 1 год.

Программа «Развивай-ка» направлена на развитие речи, мелкой моторики, сенсорного развития, логического мышления и познавательной активности детей. Предусматривает использование эвристических приемов, поисковых вопросов, приемов сравнения, различных способов работы с наглядностью.



2. Новизна программы:

  • обучение детей проводится с трехлетнего возраста;

  • подобран и систематизирован материал дидактических игр и упражнений;

  • разработан мониторинг определения уровня развития, предусматривающий следующие разделы: мелкая моторика, речевое развитие, сенсорика, познавательное развитие;

  • занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.



3. Актуальностью программы «Развивай-ка» является ее востребованность социальному запросу родителей на образовательные услуги.

Не секрет, что в настоящее время отмечается тенденция к увеличению числа детей с недоразвитием речи. Проблема развития речи детей является комплексной, т.к. основывается не только на данных педагогики и психологии, но и общего языкознания. Своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для формирования полноценной личности ребенка, для дальнейшего успешного обучения в школе. Дошкольный возраст – важный период в становлении личности ребенка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. Во второй младшей группе мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими. Очень часто речевые нарушения влекут за собой отставания в развитии.

Неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Все образовательные задачи решаются в игре как методе обучения и в большей степени актуализируют и систематизируют полученные в дошкольном образовательном учреждении знания, умения, навыки, а затем обогащают детей новым познавательным и практическим опытом.



4. Отличительные особенности программы.

Работа в кружке «Развивай-ка» направлена на всестороннее развитие ребёнка. Методика позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания.

Отличительной особенностью программы является комплексное взаимодействие видов деятельности, где присутствует единый игровой сюжет. Материал, предлагаемый ребенку, имеет занимательный характер, не содержит сложных и непонятных заданий.

Ориентируясь на возрастные особенности детей дошкольников, в занятия введено большое количество игр и игровых ситуаций, способствующих реализации задач.





5. Педагогическая целесообразность программы.

Приоритетной формой занятий по всем видам деятельности выступает игра, поскольку все, что преподносится с помощью игровых методик, наиболее доступно для детей, позволяет им раскрыться и дает возможность для самореализации. Занятия проводятся с использованием занимательного материала (игры, занимательные упражнения, графические и подвижные игры). Используются также такие формы, как беседа, рассказ, практическая и самостоятельная работа и т. д.

Программа разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в следующих принципах:

  • принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учет возрастных особенностей и возможностей ребенка и определение посильных для него заданий. Предлагаемые задания доступны для дошкольников и предполагают успешное преодоление трудностей путем физических и психических усилий занимающихся. Индивидуализация обучения заключается в учете индивидуальных особенностей ребенка;

  • принцип взаимного сотрудничества и доброжелательности: общение с ребенком строится на доброжелательной и доверительной основе;

  • принцип психологической комфортности: создание доверительной атмосферы, минимизацию стрессовых факторов образовательного процесса, уважения человеческого достоинства ребенка, ориентации на его интересы и потребности, вера в силы ребенка, создание для каждого ситуации успеха;

  • принцип интеграции: интегративный характер всех аспектов развития личности ребёнка дошкольного возраста: общекультурных, социально-нравственных, интеллектуальных;

  • принцип систематичности – непрерывность и регулярность занятий. Систематические занятия способствуют не только достижению эффективности обучения, но и дисциплинируют детей, приучают их к методичной регулярной работе и доведению до конца начатого дела.

  • принцип постепенного повышения требований, заключается в постановке перед ребенком и выполнении им все более трудных новых заданий, в постепенном увеличении объема и интенсивности нагрузок.

  • принцип сознательности и активности, предполагает обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям. Для этого необходимо четко объяснять ребенку, что и как нужно выполнить, и почему именно так, а не иначе.

  • принцип гуманности выражается в безусловной вере в доброе начало, заложенное в природе каждого ребенка, отсутствие давления на волю ребенка; глубокое знание и понимание физических, эмоциональных и интеллектуальных потребностей детей; создание условий для максимального раскрытия индивидуальности каждого ребенка, его самореализации и самоутверждения.

  • принцип повторяемости материала, заключается в многократном повторении вырабатываемых навыков. Для поддержания интереса и привлечения внимания детей к занятиям необходимо вносить в повторяющиеся упражнения некоторые изменения, или предлагать разнообразные методы и приемы их выполнения.

  • принцип наглядности. На начальной стадии разучивания упражнения главенствует зрительный анализатор, поэтому очень важен высококачественный практический показ движений педагогом в сочетании с образным словом. После того, как разученное движение переросло в навык, образное слово будет вызывать необходимые двигательные представления.

Все это позволяет обеспечить:

  • равные возможности усвоения Программы каждым ребенком;

  • преемственность целей, задач, содержания образования, реализуемых в рамках Программы;

  • развитие речевой познавательной деятельности;

  • формирование инициативности, самостоятельности, ответственности ребенка;

  • вариативность и разнообразие методических приемов, организационных форм;

  • создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

  • комплексный подход речевого развития детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях.



6. Цель программы: развитие речевой и познавательной активности, укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности.



7. Задачи программы (для детей 3-4 лет):

1. Образовательные (обучающие):

  • формирование практических умений и навыков;

  • содействовать освоению детьми сенсорных эталонов формы, величины, цвета;

  • учить ориентироваться в задании (анализировать условия работы), контролировать свои действия (определять правильность действий, результатов, оценивать качество).

2. Развивающие:

  • развитие речи детей, расширять и активировать словарный запас;

  • развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, мышления, координации движений;

  • способствовать развитию игровой деятельности.

3. Воспитательные:

  • формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.



8. Возраст детей: 3-4 года.

9. Срок реализации: 1 год.

10. Формы и режим занятий.

Для успешного освоения программы численность детей в группе составляет 10-12 человек. Кружок «Развивай-ка» посещают дети по запросам родителей.

Занятия проводятся во вторую половину дня, один раз в неделю с октября по май. Время занятий соответствует возрастной группе – 15 минут.



11. Ожидаемые результаты и способы их проверки.

В ходе работы дошкольники приобретут следующие умения:

Восприятие:

  • умение определять звуки различных животных;

  • умение правильно воспринимать основную цветовую гамму (синий, зелёный, жёлтый, красный);

  • умение правильно определять формы предметов (квадрат, круг, треугольник).

Внимание:

  • умение выполнять задание, не отвлекаясь в течение 5-8 минут;

  • умение находить между двумя предметами или картинками 3-4 отличия или сходства;

  • умение находить ошибки в рисунках;

  • умение находить одинаковые предметы.

Память:

  • умение запоминать 4-6 картинок;

  • умение запоминать и повторять ряды звуков, слов, движений;

  • умение повторять за взрослым строку из стихотворения.

 Мышление:

  • умение сравнивать предметы по цвету, форме и величине;

  • умение выделять из трёх предметов лишний признак;

  • умение обобщать предметы по цвету, форме и величине;

  • умение складывать по образцу простые постройки из конструктора;

  • умение собирать разрезные картинки из 2-4 частей.

Воображение:

  • умение отвечать на вопросы требующие размышления (например, для чего нужна ручка у двери? Что нужно сделать, чтобы чай стал сладким?).

Речь:

  • умение пересказывать потешки, небольшие стишки и рассказы;

  • умение строить простые предложения, используя предлоги и союзы;

  • умение полно отвечать на вопросы взрослого;

  • владение понятиями «посуда», «одежда», «овощи», «фрукты» в пассивной речи.

Математика:

  • умение считать от 0-5;

  • умение соотносить количество предметов с цифрой;

  • умение сравнивать предметы разной величины, сравнивать предметы по высоте и длине.

Мелкая моторика:

  • умение повторять за взрослым упражнения пальчиковой гимнастики;

  • умение лепить из пластилина, клеить, правильно держать карандаш;

  • умение обводить по трафарету.

Окружающий мир:

  • знание своего имени, фамилии;

  • знание времён года, частей суток, их признаков;

  • знание нескольких видов овощей, фруктов;

  • знание домашних и диких животных;

  • знание о мебели, одежде, обуви и посуде.

Эмоциональная сфера:

  • умение понимать эмоции и чувства другого человека;

  • уверенность в собственных силах, повышение самооценки;

  • умение почувствовать расслабление и напряжение мышц.

Межличностное отношение:

  • умение уступать, слушать и не перебивать другого человека.



Для определения уровня освоения детьми программы разработаны диагностические карты.



12. Форма подведения итогов.

В конце учебного года проводится итоговое занятие и выставка детских работ с целью подведения итогов реализации программы.







































УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Разделы

Количество занятий

Теория

Практика

Количество занятий

мин

1.

Знакомство. Диагностика речевого и познавательного уровня.

1

15

2 мин

13 мин

2.

Время года – осень.

1

15

3 мин

12 мин

3.

Цвета.

1

15

2 мин

13 мин

4.

Овощи.

1

15

3 мин

12 мин

5.

Фрукты.

1

15

3 мин

12 мин

6.

Величина (большой, маленький, средний).

1

15

2 мин

13 мин

7.

Понятие выше-ниже.

1

15

2 мин

13 мин

8.

Понятие длинный-короткий.

1

15

3 мин

12 мин

9.

Пространственное восприятие.

Предлоги на, под, за, из, около.

1

15

3 мин

12 мин

10.

Время года – зима.

1

15

3 мин

12 мин

11.

Геометрическая фигура (треугольник).

1

15

3 мин

12 мин

12.

Ёлка (аппликация).

1

15

4 мин

11 мин

13.

Геометрическая фигура (круг).

1

15

2 мин

13 мин

14.

Геометрическая фигура (квадрат).

1

15

2 мин

13 мин

15.

Геометрические фигуры (закрепление)

1

15

3 мин

12 мин

16.

Аппликация из геометрических фигур.

1

15

3 мин

12 мин

17.

Мебель.

1

15

3 мин

12 мин

18.

Мебель (закрепление).

1

15

2 мин

13 мин

19.

Посуда.

1

15

3 мин

12 мин

20.

Посуда (закрепление).

1

15

2 мин

13 мин

21.

Одежда.

1

15

3 мин

12 мин

22.

Одежда (закрепление).

1

15

2 мин

13 мин

23.

Время года – весна.

1

15

2 мин

13 мин

24.

Весна (аппликация).

1

15

4 мин

11 мин

25.

Домашние животные.

1

15

2 мин

13 мин

26.

Детеныши домашних животных.

1

15

2 мин

13 мин

27.

Дикие животные.

1

15

2 мин

13 мин

28.

Детеныши диких животных.

1

15

3 мин

12 мин

29.

Животные (аппликация).

1

15

3 мин

12 мин

30.

Пищевые продукты.

1

15

3 мин

12 мин

31.

Пищевые продукты (закрепление)

1

15

2 мин

13 мин

32.

Время года – лето.

1

15

2 мин

13 мин

33.

Лето (аппликация).

1

15

3 мин

12 мин


Всего



1ч 26 мин

6ч 49 мин

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА






















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Капралова Ольга Николаевна

Дата: 24.06.2020

Номер свидетельства: 554018


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства