Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «развивайка»
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «развивайка»
«Развивай-ка» по содержанию является познавательно-речевой для детей младшего дошкольного возраста; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – индивидуально-ориентированной; по времени организации – 1 год.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «развивайка»»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 44»
Программа рассмотрена и одобрена
на заседании педагогического совета
МДОУ «Детский сад №44»
Протокол №_____ от «____» _______________ 2019 г.
Утверждаю:
Заведующая МДОУ «Детский сад №44»
_________________ Дегтярева Т. Н.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
(ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА)
«РАЗВИВАЙКА»
Срок реализации программы: 1 год.
Возраст: 3-4 года
Руководитель кружка: Капралова Ольга Николаевна
Саранск, 2019
СОДЕРЖАНИЕ
1.
Паспорт программы
2.
Пояснительная записка
3.
Учебно-тематический план
4.
Содержание изучаемого курса
5.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
6.
Список литературы
7
Приложения
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы
Дополнительная образовательная программа «Развивайка»
Руководитель программы
Капралова Ольга Николаевна, воспитатель высшей квалификационной категории
Организация-исполнитель
МДОУ «Детский сад №44»
Адрес организации
исполнителя
г. Саранск ул. проспект 50 лет Октября, д. 5 А-корпус 1. г. Саранск, ул.50 лет Октября, 9 а-корпус 2
т.8(8342)35-70-86
Цель программы
развитие интеллектуально – творческих способностей, интеллектуальной активности и раскрытие потенциала через освоение способов познания и логико-математических представлений, свойств, отношений, связей и зависимостей.
Направленность программы
познавательно-речевая
Срок реализации программы
1 год
Вид программы
Уровень реализации программы
адаптированная
дошкольное образование
Система реализации контроля за исполнением программы
координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения;
практическую работу осуществляет педагогический коллектив
Ожидаемые конечные результаты программы
- проявлять интерес к играм и материалам, с которыми можно практически действовать.
- освоить простые связи и отношения: больше (меньше) по размеру, такое же, больше (меньше) по количеству, столько же, одинаковые и разные по цвету и размеру, ближе (дальше). Овладение умением ориентироваться в небольшом пространстве: впереди (сзади), сверху (снизу), справа (слева).
- воспринимать и обобщать группу предметов по свойствам, уравнивать группы предметов (столько же).
1. Направленность программы «Развивай-ка» по содержанию является познавательно-речевой для детей младшего дошкольного возраста; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – индивидуально-ориентированной; по времени организации – 1 год.
Программа «Развивай-ка» направлена на развитие речи, мелкой моторики, сенсорного развития, логического мышления и познавательной активности детей. Предусматривает использование эвристических приемов, поисковых вопросов, приемов сравнения, различных способов работы с наглядностью.
2. Новизна программы:
обучение детей проводится с трехлетнего возраста;
подобран и систематизирован материал дидактических игр и упражнений;
разработан мониторинг определения уровня развития, предусматривающий следующие разделы: мелкая моторика, речевое развитие, сенсорика, познавательное развитие;
занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.
3. Актуальностью программы «Развивай-ка» является ее востребованность социальному запросу родителей на образовательные услуги.
Не секрет, что в настоящее время отмечается тенденция к увеличению числа детей с недоразвитием речи. Проблема развития речи детей является комплексной, т.к. основывается не только на данных педагогики и психологии, но и общего языкознания. Своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для формирования полноценной личности ребенка, для дальнейшего успешного обучения в школе. Дошкольный возраст – важный период в становлении личности ребенка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. Во второй младшей группе мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими. Очень часто речевые нарушения влекут за собой отставания в развитии.
Неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Все образовательные задачи решаются в игре как методе обучения и в большей степени актуализируют и систематизируют полученные в дошкольном образовательном учреждении знания, умения, навыки, а затем обогащают детей новым познавательным и практическим опытом.
4. Отличительные особенности программы.
Работа в кружке «Развивай-ка» направлена на всестороннее развитие ребёнка. Методика позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания.
Отличительной особенностью программы является комплексное взаимодействие видов деятельности, где присутствует единый игровой сюжет. Материал, предлагаемый ребенку, имеет занимательный характер, не содержит сложных и непонятных заданий.
Ориентируясь на возрастные особенности детей дошкольников, в занятия введено большое количество игр и игровых ситуаций, способствующих реализации задач.
5. Педагогическая целесообразность программы.
Приоритетной формой занятий по всем видам деятельности выступает игра, поскольку все, что преподносится с помощью игровых методик, наиболее доступно для детей, позволяет им раскрыться и дает возможность для самореализации. Занятия проводятся с использованием занимательного материала (игры, занимательные упражнения, графические и подвижные игры). Используются также такие формы, как беседа, рассказ, практическая и самостоятельная работа и т. д.
Программа разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в следующих принципах:
принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учет возрастных особенностей и возможностей ребенка и определение посильных для него заданий. Предлагаемые задания доступны для дошкольников и предполагают успешное преодоление трудностей путем физических и психических усилий занимающихся. Индивидуализация обучения заключается в учете индивидуальных особенностей ребенка;
принцип взаимного сотрудничества и доброжелательности: общение с ребенком строится на доброжелательной и доверительной основе;
принцип психологической комфортности: создание доверительной атмосферы, минимизацию стрессовых факторов образовательного процесса, уважения человеческого достоинства ребенка, ориентации на его интересы и потребности, вера в силы ребенка, создание для каждого ситуации успеха;
принцип интеграции: интегративный характер всех аспектов развития личности ребёнка дошкольного возраста: общекультурных, социально-нравственных, интеллектуальных;
принцип систематичности – непрерывность и регулярность занятий. Систематические занятия способствуют не только достижению эффективности обучения, но и дисциплинируют детей, приучают их к методичной регулярной работе и доведению до конца начатого дела.
принцип постепенного повышения требований, заключается в постановке перед ребенком и выполнении им все более трудных новых заданий, в постепенном увеличении объема и интенсивности нагрузок.
принцип сознательности и активности, предполагает обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям. Для этого необходимо четко объяснять ребенку, что и как нужно выполнить, и почему именно так, а не иначе.
принцип гуманности выражается в безусловной вере в доброе начало, заложенное в природе каждого ребенка, отсутствие давления на волю ребенка; глубокое знание и понимание физических, эмоциональных и интеллектуальных потребностей детей; создание условий для максимального раскрытия индивидуальности каждого ребенка, его самореализации и самоутверждения.
принцип повторяемости материала, заключается в многократном повторении вырабатываемых навыков. Для поддержания интереса и привлечения внимания детей к занятиям необходимо вносить в повторяющиеся упражнения некоторые изменения, или предлагать разнообразные методы и приемы их выполнения.
принцип наглядности. На начальной стадии разучивания упражнения главенствует зрительный анализатор, поэтому очень важен высококачественный практический показ движений педагогом в сочетании с образным словом. После того, как разученное движение переросло в навык, образное слово будет вызывать необходимые двигательные представления.
Все это позволяет обеспечить:
равные возможности усвоения Программы каждым ребенком;
преемственность целей, задач, содержания образования, реализуемых в рамках Программы;
развитие речевой познавательной деятельности;
формирование инициативности, самостоятельности, ответственности ребенка;
вариативность и разнообразие методических приемов, организационных форм;
создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
комплексный подход речевого развития детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях.
6. Цель программы: развитие речевой и познавательной активности, укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности.
7. Задачи программы (для детей 3-4 лет):
1. Образовательные (обучающие):
формирование практических умений и навыков;
содействовать освоению детьми сенсорных эталонов формы, величины, цвета;
учить ориентироваться в задании (анализировать условия работы), контролировать свои действия (определять правильность действий, результатов, оценивать качество).
2. Развивающие:
развитие речи детей, расширять и активировать словарный запас;
развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, мышления, координации движений;
способствовать развитию игровой деятельности.
3. Воспитательные:
формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
8. Возраст детей: 3-4 года.
9. Срок реализации: 1 год.
10. Формы и режим занятий.
Для успешного освоения программы численность детей в группе составляет 10-12 человек. Кружок «Развивай-ка» посещают дети по запросам родителей.
Занятия проводятся во вторую половину дня, один раз в неделю с октября по май. Время занятий соответствует возрастной группе – 15 минут.
11. Ожидаемые результаты и способы их проверки.
В ходе работы дошкольники приобретут следующие умения:
Восприятие:
умение определять звуки различных животных;
умение правильно воспринимать основную цветовую гамму (синий, зелёный, жёлтый, красный);
умение правильно определять формы предметов (квадрат, круг, треугольник).
Внимание:
умение выполнять задание, не отвлекаясь в течение 5-8 минут;
умение находить между двумя предметами или картинками 3-4 отличия или сходства;
умение находить ошибки в рисунках;
умение находить одинаковые предметы.
Память:
умение запоминать 4-6 картинок;
умение запоминать и повторять ряды звуков, слов, движений;
умение повторять за взрослым строку из стихотворения.
Мышление:
умение сравнивать предметы по цвету, форме и величине;
умение выделять из трёх предметов лишний признак;
умение обобщать предметы по цвету, форме и величине;
умение складывать по образцу простые постройки из конструктора;
умение собирать разрезные картинки из 2-4 частей.
Воображение:
умение отвечать на вопросы требующие размышления (например, для чего нужна ручка у двери? Что нужно сделать, чтобы чай стал сладким?).
Речь:
умение пересказывать потешки, небольшие стишки и рассказы;
умение строить простые предложения, используя предлоги и союзы;
умение полно отвечать на вопросы взрослого;
владение понятиями «посуда», «одежда», «овощи», «фрукты» в пассивной речи.
Математика:
умение считать от 0-5;
умение соотносить количество предметов с цифрой;
умение сравнивать предметы разной величины, сравнивать предметы по высоте и длине.
Мелкая моторика:
умение повторять за взрослым упражнения пальчиковой гимнастики;
умение лепить из пластилина, клеить, правильно держать карандаш;
умение обводить по трафарету.
Окружающий мир:
знание своего имени, фамилии;
знание времён года, частей суток, их признаков;
знание нескольких видов овощей, фруктов;
знание домашних и диких животных;
знание о мебели, одежде, обуви и посуде.
Эмоциональная сфера:
умение понимать эмоции и чувства другого человека;
уверенность в собственных силах, повышение самооценки;
умение почувствовать расслабление и напряжение мышц.
Межличностное отношение:
умение уступать, слушать и не перебивать другого человека.
Для определения уровня освоения детьми программы разработаны диагностические карты.
12. Форма подведения итогов.
В конце учебного года проводится итоговое занятие и выставка детских работ с целью подведения итогов реализации программы.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Разделы
Количество занятий
Теория
Практика
Количество занятий
мин
1.
Знакомство. Диагностика речевого и познавательного уровня.