Цель: Закрепить счет до 5.Учить детей видеть равенство и неравенство численности групп предметов.
Ход: Вызвать 4- 6 детей, раздать им карточки. Предложить каждому ребенку найти пару, т.е. ребенка, у которого на карточке изображено столько же предметов.
«Найди свой домик»
Цель: Закрепить счет до 5.Учить детей видеть равенство и неравенство численности групп предметов.
Ход: Воспитатель раздает детям карточки с кружками. По сигналу «пошли гулять» дети расходятся по группе.
На сигнал »домой», идут к своим домикам. Воспитатель вместе с детьми проверяет, правильно ли дети нашли свои домики. Он просит жильцов сосчитать кружки на своих карточках и сверить с табличкой домика.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дидактические игры для 3-5 лет»
Дидактические игры для 3-5 лет
Математика.
Количество и счет
«Найди пару»
Цель: Закрепить счет до 5.Учить детей видеть равенство и неравенство численности групп предметов.
Ход: Вызвать 4- 6 детей, раздать им карточки. Предложить каждому ребенку найти пару, т.е. ребенка, у которого на карточке изображено столько же предметов.
«Найди свой домик»
Цель: Закрепить счет до 5.Учить детей видеть равенство и неравенство численности групп предметов.
Ход: Воспитатель раздает детям карточки с кружками. По сигналу «пошли гулять» дети расходятся по группе.
На сигнал »домой», идут к своим домикам. Воспитатель вместе с детьми проверяет, правильно ли дети нашли свои домики. Он просит жильцов сосчитать кружки на своих карточках и сверить с табличкой домика.
«Автомобили и гаражи»
Цель: Закрепить счет до 5.Учить детей видеть равенство и неравенство численности групп предметов. Закрепить умение детей считать независимо от расположения предметов
Ход: Давайте поиграем в игру. Я построила гаражи, прикрепила номер. Когда я скажу « машины едут»- вы будете ездить по всей группе, а когда скажу: «Машины в гараж, всем надо подойти к своему гаражу, на номере которого столько же треугольников, сколько кружков на вашем номере машины. Воспитатель и дети проверяют правильность выбора гаража. Вызвать 4- 6 детей, раздать им карточки. Предложить каждому ребенку найти пару, т.е. ребенка, у которого на карточке изображено столько же предметов.
« Хватит ли?»
Цель: Закрепить счет до 5.Учить детей видеть равенство и неравенство численности групп предметов.
Ход: Воспитатель предлагает угостить зверей. Предварительно выясняет, хватит ли зайчикам морковок? Белочкам орехов?- как узнать? Как проверить? Дети считают и сравнивают.
«Найди игрушки »
Цель: Закрепить счет до 5.Учить детей видеть равенство и неравенство численности групп предметов.
Ход: Воспитатель объясняет задание: я буду вызывать детей и говорить, сколько игрушек надо найти. Тот , кого я позову должен хорошо запомнить число. Сначала вызывает 1 ребенка, затем 3-х детей.
«Подбери нужную карточку »
Цель: Учить детей определять равное количество разных предметов, расположенных по-разному.
Ход: У воспитателя на столе карточки с разным количеством предметов(3-5), по 3,4 на каждое число, лежат рисунками вниз. Воспитатель помещает на доску 3 числовые фигурки и обращается к детям: у меня на столе лежат карточки. Дети, которых я позову должны взять по одной и сосчитать количество нарисованных предметов, затем найти на доске карточку, с изображением такого же количества кружков и подставить под ней свою. Выигрывает тот, кто справится с заданием правильно.
«Кто где живет »
Цель: Закрепить навыки порядкового счета.
Материал: макет многоэтажного дома, цветные изображения разных животных.
Ход: Воспитатель задает вопросы»сколько в это доме этажей? Какой по счету последний? На каком этаже живет заяц?( белочка?).Звери могут меняться квартирами.
«Магазин без продавца »
Цель: Закрепить счет до 5., счет зрительным анализатором.
Ход: В магазине разные товары, среди них имеются игрушки и вещи разных форм. У детей чек с изображением фигуры( круг, квадрат, прямоугольник, треугольник)
В количестве от одного до пяти.. ребенок- покупатель выбирает предметы соответствующей формы и отсчитывает столько, сколько фигур на карточке, а потом рассказывает, что и какой формы отсчитал.
Форма.
1. «Чудесный мешочек »
Цель: учить детей выбирать фигуры на ощупь, по зрительно воспринимаемому образцу.
Материал: 2 набора объемных и плоских фигур. Один набор в мешочке на столе.
Ход: Воспитатель раскладывает на столе геометрические фигуры и прячет в мешочек с набором таких же фигур комнате. Затем находят его вместе с детьми. Достает из него несколько фигур, дети называют их. Затем показывает геометрические фигуры на столе. По указанию воспитателя ребенок находит в мешочке такую же фигуру, какая была на столе.
2.«Составные картинки »
Цель: учить расчленять изображение предмета на составные части и воссоздать сложную форму из частей..
Материал: Демонстрационные образцы рисунков, составленных из геометрических фигур: машина, лодка, человек. Раздаточный у каждого ребенка, фланелеграф.
Ход: Воспитатель спрашивает, что нарисовано нам этих картинках, из каких фигур составлена лодка?. Правильно- это треугольник, а то трапеция.. основная часть лодки- трапеция. Затем показывает геометрические фигуры на столе. По указанию ребенок находит такую же фигуру.
3.«Какая нужна фигура »
Цель: Учить подбирать круги и прямоугольники разных пропорций по образцу.
Материал: Демонстрационные: карточки с изображением желудя, шапки, дома, шарика и гриба;
раздаточный: геометрические фигуры.
Ход: Воспитатель вызывает по очереди детей и спрашивает, из каких фигур состоят картинки. Особое внимание уделяют выяснению пропорций круга и прямоугольника.( длинный, короткий,)Воспитатель задает наводящие вопросы «Где самый узкий овал?, где самый широкий?
4. «Найди свой автобус »
Цель: Закреплять умение различать фигуры (круги, прямоугольники, треугольник, квадрат), находить их на марках автобусов во время игры
Материал: таблички для автобусов, билеты с изображением геометрических фигур.
Ход: Воспитатель ставит на некотором расстоянии друг от друга 4 стула, к которым прикреплены модели фигур. Дети садятся в автобусы( в 3 колонны за стульчиками. Кондуктор раздает им билеты, на каждом автобусе такая же фигура, как и на марке автобуса. На сигнал «остановка» дети идут гулять, педагог меняет местами модели фигур. На сигнал « в автобус», дети ищут свой автобус .
ЛЮБОПЫТНЫЙ КОТЕНОК
Игровые математические упражнения для изучения нумерации чисел первого десятка
ЛЮБОПЫТНЫЙ КОТЕНОК
Карточки с числами от 1 до 10 крепятся на резинке или на веревке и могут поворачиваться изнаночной и лицевой стороной. На одной карточке вместо числа — рисунок котенка. На другой — рисунок мышонка. Живет на свете маленький котенок. Больше всего он любит прятаться в разные математические задания. Ищет его хозяйка, чтобы покормить, а котенка нигде нет. Он такой хитрый, спрятался — попробуй найти!
Умеет маленький котенок Резвиться, по полу скакать! А каждый маленький ребенок Умеет думать и считать!
Возможные виды заданий:
1. Все карточки открыты, карточка с изображением котенка перевернута. Надо:
назвать числа по порядку;
сказать, за каким числом спрятался котенок;
сказать, перед каким числом спрятался котенок;
сказать, между какими числами спрятался котенок.
2. Все карточки закрыты, кроме карточек с котенком и мышонком.
Надо посчитать:
сколько карточек между котенком и мышонком;
сколько карточек между мышонком и котенком.
3. Затем открываются все карточки.
Надо сказать:
какие числа располагаются между котенком и мышонком,
между мышонком и котенком.
Карточки с мышонком и котенком на каждом занятии перемещаются на новое место на числовой прямой (на резинке).
НЕОБЫЧНАЯ ПРОГУЛКА
Для этой игры понадобятся изображения зверюшек и картинка, на которой нарисована речка. Через речку проложен изогнутый мостик. Каждое бревнышко в нем пронумеровано.
На разных берегах речки живут зверушки. Они любят ходить друг к другу в гости. Идут по мостику и считают бревнышки. Те, кто ходят в гости с левого берега на правый, считают, сколько бревнышек они уже прошли. А те, кто ходят с правого берега на левый, считают, сколько бревнышек еще осталось пройти. Давайте погуляем по мостику вместе со зверятами.
Мы по мостику крутому Ходим к берегу другому. Тут прибавить, здесь отнять — Все придется нам понять.
ПОМОГИ СЧИТАТЬ ВИННИ-ПУХУ
Для этой игры потребуется изображение сосны с толстыми ветками, на которых висят шишки, гнездятся птицы. У самой макушки сосны устроено пчелиное гнездо. Вокруг него летают пчелы. Над деревом — белые облачка.
Рисунок крепится на магнитной доске или фланелеграфе. Медвежонок Винни-Пух очень любит мед. Увидел он на дереве пчелиное гнездо и полез за медом.
Мишка очень любит мед. Отчего? Кто поймет? В самом деле, почему Мед так нравится ему?
Б.Заходер
Лезет и все вокруг считает, чтобы не скучно было: сколько веток у сосны? Сколько шишек на каждой ветке? Сколько птиц на дереве? Сколько облачков в небе? Сколько пчел вьется вокруг пчелиного гнезда? Одна пчела укусила Винни-Пуха прямо в нос! Ой!
По мере того, как дети вместе с медвежонком считают все, что попадается на глаза, рядом с деревом крепятся карточки с числами:
1 — медвежонок; 2 — птицы на дереве; 3 — шишки на каждой ветке; 4 — облака в небе; 5 — толстые ветки у сосны; 6 — пчелки у дупла.
Числа можно написать на картинках воздушных шариков.
В ГОСТЯХ У АНФИСЫ
Для этой игры нужно изготовить плоские изображения фонариков. На каждом фонарике нарисовано определенное количество точек.
Белочка Анфиса позвала к себе гостей. До позднего вечера собирала она вкусные орехи, а когда закончила, было уже совсем темно. Чтобы гости не заблудились, Анфиса развесила над тропинкой фонарики.
Чтобы гости к нам пришли, Мы фонарики зажгли. Сразу стало всем светлей. Сколько их? Считай скорей!
Детям предлагается посчитать количество фонариков на тропинке. Затем нужно повесить фонарики каждый на свое место. На первом месте должен висеть фонарик, отмеченный одной точкой. На втором — фонарик, отмеченный двумя точками. А на третьем? Найдите этот фонарик. Сколько точек должно быть на следующем фонарике? Надо его отыскать! И так далее.
ПОМОГИ ПУШИСТИКУ
Для этой игры нужны картинки с нарисованными на них морковками и карточки с цифрами. Каждой картинке с морковками соответствует одна из карточек с цифрами.
Одна из возможных карточек
Весной зайчонок Пушистик посеял морковь. На каждой грядке выросло так много морковок, что зайчик не смог их сосчитать. Надо ему помочь.
Сосчитайте все, кто ловок, Сколько выросло морковок? Грядка первая видна, И морковка здесь одна!
Дальше, это знают все, Будет их на грядке две! А на третьей, посмотри, Сколько там морковок? Три!
Нет еды вкуснее в мире. Их теперь уже четыре! Сосчитаем-ка опять: И морковок стало пять!
Витаминов в них не счесть, Здесь морковок красных шесть! Пользы много будет всем, Если съесть морковок семь!
Мы у зайца их попросим. Нам морковок нужно восемь! Девять — ежику подарим. Десять — белочке оставим. Огородник очень ловок — Много вырастил морковок!
Дети считают морковки на каждой картинке. Для каждой картинки выбирается парная карточка с нарисованным под ней числом. Одна карточка размещается под другой.
ПОМОГИ ЕЖАМ
Для этого игрового упражнения потребуется нарисовать двух ежей. У каждого ежа на спине должен быть специальный карман, в котором будет размещаться счетный материал: карточки с нарисованными на них грибами, ягодами, яблоками и т.п. Также надо приготовить карточки с числами от 1 до 10.
Поглядите-ка: вот два ежика вышли на прогулку.
По дорожке, не спеша, Шли навстречу два ежа. Много вкусного несли: Ягоды, грибы нашли. Чего сколько — подскажи, Чтоб не спорили ежи.
Варианты игровых упражнений с ежами:
1. Педагог вкладывает в карман каждого ежа картинку с изображением предметов. Дети должны посчитать их количество и ответить на вопрос: «Сколько грибов (яблок, листьев) у каждого ежа?» Можно предложить какому-то ребенку найти карточку с нужным числом и укрепить ее под изображением ежа. Если у детей имеются индивидуальные наборы карточек с числами, все они могут выполнять задание на своих рабочих местах.
2. Можно изменить задание следующим образом: педагог укрепляет под каждым изображением ежика карточку с числом. Водящему ребенку из всех картинок надо выбрать такую, на которой количество нарисованных предметов соответствует числу. Остальные дети в это время могут выложить ряд из такого же числа кружочков подходящего цвета (кружочки — из индивидуальных раздаточных наборов)
Вы хотите познакомить детей с цифрами? Предложите им отправиться в страну Цифирию. Все предметы и существа этой страны чем-то напоминают цифры.
Посмотрите на картинку и попробуйте их отыскать. Справились? Ну а теперь расскажем маленькую сказку «Путешествие по стране Цифирии».
ӘИдем мы по дороге. В небе парит ласточка (цифра 3). В пруду плавает лебедь (2). А вот и сказочный домик. Можно отдохнуть! У крыльца лежит серп (5). Вставляем ключ в дверной замочек (6) и открываем дверь. Вешаем курточки на крючок (1). Вкусно пахнет крендельками, да не простыми, а математическими (8). У печки стоит кочерга (7). А на печке греется кот, у которого хвост свисает справа налево (9). Отыскали перевернутый стул (4) (кто-то тут безобразничал?), поставили у стола, отведали крендельков и тронулись в обратный путь.
После «путешествия» можно предложить детям такие задания:
1. Отыскать на картинке все цифры, изображающие числа от 1 до 9, как можно быстрее. Играющие по очереди выходят к доске. Время счета замеряется. Труднее всех — первому игроку. 2. Самостоятельно рассказать сказку «Путешествие по стране Цифирии». 3. Нарисовать похожий математический домик в своем альбоме. 4. Нарисовать цифры от 1 до 9.