Детский дизайн в совместной деятельности с дошкольниками с ОВЗ.
Детский дизайн в совместной деятельности с дошкольниками с ОВЗ.
Введение дизайн - деятельности в в образовательный процесс ДОО обусловлен возросшими потребностями людей в современном мире, возможностями детей, а так же и концепцией дошкольного образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Детский дизайн в совместной деятельности с дошкольниками с ОВЗ.»
Детский дизайн – новый вид деятельности в работе
с дошкольниками с ОВЗ.
Детский дизайн – новая художественно-продуктивная деятельность, которая понимается как проектное мышление самого широкого диапазона. В дизайне важны не только развитие замысла, но и планирование результата, что способствует развитию ребенка.
Введение дизайн - деятельности в образовательный процесс обусловлено возросшими культурными потребностями людей в современном мире, возможностями детей, а так же концепцией дошкольного образования, которая заявляет в качестве важнейшей основы реализации ФГОС – это развивающую предметно - пространственную среду детской деятельности, как систему материальных объектов, функционально моделирующую содержание физического и духовного развития ребенка.
В практике ДОО нередко смешивают содержания понятий: “изобразительная деятельность” (с рукоделиями), “творческое конструирование” и, собственно, деятельность “детского дизайна”. Естественно, что эти ограничения условны, но вместе с тем, следует отметить следующее: детская продукция после художественно-дидактической непосредственно образовательной деятельности, складываемая в папки и коробки и далее невостребованная – это еще не детский дизайн.
Так, детская выставка (интерьер, декор, оформленные с их участием) могут являться объектами детского дизайна (декоративно-оформительской деятельности). Вместе с тем, профессиональный дизайн имеет общие черты с детским дизайном, т.е. изобразительной деятельностью и конструированием. А, именно, оригинальность и неповторимость творческого продукта; знакомство с системой сенсорных эталонов, предпосылкой модульного принципа проектирования; совместно раздельный характер исполнения замысла.
Искусство дизайна активно входит в жизнь. Если “дизайн для детей” является одним из направлений профессиональной деятельности художников-дизайнеров, то “детский дизайн” связан с декоративной деятельностью самого ребенка по благоустройству окружающей его предметно-пространственной среды.
Дети обращают внимание на окружающие объекты среды, которые им нравятся или не нравятся, отмечают разнообразие их окраски, формы, величины, пропорций. Они могут использовать бумагу, ткани и синтетические материалы, создавать из них аранжировки (букеты, гербарии, гирлянды) и образные композиции для украшения своего быта.
Введение в ННОД и в совместную с педагогом деятельность элементов дизайна требует от педагога расширения знаний детей о свойствах различных материалов (бумаги, картона, ткани, пластмассы, и др.); формирование у дошколят навыков и умений работы с новыми материалами, что позволит им выбрать для воплощения своих замыслов наиболее подходящую технику или материал, умение договариваться друг с другом, уступать и помогать сверстнику при выполнении коллективных работ.
Под давлением времени, вопрос обучения детей элементам дизайна стала невероятно актуальным, изучение его только-только начинается, возможно, уже на подходе несколько серьезных трудов по этой проблеме. Но сейчас объем источников невероятно мал, хотя по имеющемуся передовому педагогическому опыту уже можно и нужно использовать дизайн-деятельность в детских садах. Ведь мы хотим, чтобы наши дети понимали красоту и умели создавать ее, так как это очень важно для всестороннего развития ребенка. Итак, каким же образом организовывать деятельность детским дизайном, чтобы они способствовали развитию навыков взаимодействия со сверстниками дошкольников с ОВЗ?
Изучив литературу, выявили, что для дошкольников с ОВЗ наиболее приемлемой формой дизайн-деятельности может являться использование художественной аранжировки: бумажная пластика, аппликация сувениров-подарков, создание коллективных тематических панно,объемные композиции (гирлянды, игрушки елочные), композиции «кинетического дизайна» (свободного вращения) при оформлении помещений к праздникам (гирлянды, шары, фонарики, звездочки, снежинки и т.п.)
Обучающие задачи:
- создать условия для формирования знаний, умений, навыков для достижения определенных результатов.
- формировать оценочное отношение к окружающему миру, эстетический вкус, культуру поведения.
- развивать интерес к дизайн-творчеству.
Воспитательные задачи:
- формировать способности последовательно осуществлять свой замысел, умело
обращаться с материалами и инструментами.
- формировать способности к анализу, самооценке при выполнении работ.
- формирование внимания и уважения к людям, терпимости к чужому мнению.
- стимулировать сотворчество со сверстниками и взрослыми в дизайн деятельности, используя результат творческой деятельности в быту, играх, декоре помещений в детском саду, дома.
- развитие художественного и творческого потенциала.
- развитие образного мышления, воображения, устойчивого внимания, наблюдательности,
аккуратности.
В процессе обучения выделили следующие методы работы:
Наглядные: иллюстрация, демонстрация; сравнение
Словесные: объяснение; обсуждение; рассказ, сказка; инструктаж; анализ готовых работ.
Практические: показ способов, техник, приемов выполнения работы; помощь воспитателя;
самостоятельная и коллективная работа.
При организации дизайн-деятельности создаем игровую ситуацию, что повышает интерес детей. Знакомство дошкольников с различными методами и техниками, используемыми в дизайне, позволяет им в дальнейшем переносить подобную методику работы в повседневную жизнь. Эффектно выглядят работы, сочетающие в себе различные виды и техники. Созданы наглядные пособия, раздаточный материал, который служит для объяснения нового материала, и для контроля понимания всех тем, все это развивает воображение, творчество, самостоятельность, формирует эстетическое отношение к окружающей действительности. Учим детей объяснять, рассуждать, сравнивать, давать полные ответы. Дошкольники должны уметь рассказать, что они делали, как делали, и что получилось в результате. При первых признаках переутомления проводим физкультминутки, они положительно влияет на развитие речи ребенка, его работоспособность, внимание и умственную активность. Коллективное обсуждение готовой работы позволяет сравнивать работы, находить достоинства и недостатки, адекватно реагировать на замечания, находить пути исправления ошибок, стараться выйти на более качественный уровень работы. В конце каждой темы организовываем выставку детских работ.
Для родителей оформляем выставки совместных работ, готовим поздравительные открытки к праздникам, используем готовые работы, как атрибуты в сюжетных играх.
Учитываем психофизическое состояние ребенка при определении объема и характера проводимых с ним занятий:
Педагогический процесс осуществляется наряду с лечением. Проведение лечебных мероприятий требует значительного количества времени и сил ребенка. Медицинские процедуры и препараты оказывают различное влияние на его психофизическое состояние.
Органические поражения центральной нервной системы часто сопровождаются колебаниями внутричерепного давления, повышенной метеочувствительностью и как следствие колебаниями эмоционального состояния, работоспособности и внимания.
Характерным является частая повторяемость упражнений, смена деятельности, переключение ребенка с одной формы работы на другую, тщательная дозировка деятельности, постепенное усложнение заданий, любая задача раскладывается на простейшие, изложение конкретное, в доступной форме
Для детей дошкольного возраста основными видами деятельности является игра. Дошкольники очень эмоциональны, легко отвлекаются от не интересной для них работы. Поэтому отбираем такие работы, чтобы их изготовление было понятно для восприятия, занимательно и имели окончательный результат. Постепенно усложняя задания стараемся создать желание двигаться вперед, преодолевая неудачи. Ведь каждая работа требует труда.
Ведущей формой обучения выступает деятельность с использованием нетрадиционной техники изображения - это способствует не только преодолению зажатости в общении у детей, но и повышению проявления эмоциональной отзывчивости, самостоятельности в повседневной деятельности, индивидуальности.
Учитывая особенности ребёнка в дошкольном возрасте, основной формой организации нами выбрана коллективная деятельность, в которой имеют место и прямое обучающее воздействие и организация познавательной поисковой деятельности, и самостоятельные игры детей по выбору или предложению взрослого.
Формы работы с различными художественными материалами, используемые нами в работе по формированию навыков взаимодействия:
Работа с бумагой и картоном: окрашивание бумаги разными способами: штампы, разные техники аппликации (мозаичная, обрывание); плетение из бумаги, бумажная пластика, оригами, создание игрушек с подвижными деталями, конструирование отдельных поделок из бумаги и картона.
Работа с природными материалами: аппликация из растений, соломки, тополиного пуха, ваты, аппликация из семечек, косточек, аппликация природными сыпучими материалами (толченая скорлупа, опил, чай), мозаика из яичной скорлупы, создание объемных поделок из шишек, соломы, мочала и другого природного материала.
Работа с бросовым материалом: аппликация из поливиниловых пленок, тонких пластмасс, упаковочного картона, работа с проволокой и фольгой.
Работа с тканью и другими волокнистыми материалами: аппликация из ткани: аппликация из ткани, из мелко нарезанных ниток, роспись ткани красками по трафарету и свободная роспись.
Обучение технике освоения дизайн – культуры осуществляется поэтапно:
демонстрация педагогом новой техники, мотивация ребенка на освоение нового способа;
самостоятельное или совместное со взрослым экспериментирование с новым материалом, новым способом;
апробирование способов работы ребенком в самостоятельной деятельности;
использование нового способа (материала) при создании художественного образа в самостоятельной или совестной со сверстниками деятельности.
Дети учатся отбирать отходы галантереи и бижутерии (пряжки, пуговицы, бусы, кольца, флаконы и др. упаковочная тара) для своих работ. Работа с разнофактурными материалами (мягкий – твердый, блестящий – тусклый) развивает сенсорные способности, интеллект ребенка. Мы мастерим вместе с ними, советуем, помогаем, направляем деятельность детей.
Образовательный процесс построен таким образом, что дети самостоятельно могут выбирать разные художественные материалы и инструменты. Мы рекомендуем как удобнее, целесообразнее передать тот или иной образ. Зная свойства различных материалов, дети удачно сочетают их в работе. Свободно владея разными способами изображения, дети могут выбирать те из них, которые в большей степени подходят для передачи выразительного образа, красивой композиции.
В XXI веке художественный дизайн является эстетическим и функциональным, в современном мире. Еще недавно казалось, что высокие технологии одержали вверх над индивидуальным, уникальным творением художника. Обрывки бумаги, немного перьев, моток шерсти, ткань и не чем не привлекательных на первый взгляд бумажной тарелки, стакана, можно сотворить настоящий шедевр, концептуальный, элитный дизайн. Обучение развивает художественное восприятие и творческие способности детей, повышает стремление к самостоятельному творчеству, способность к анализу и обобщению, для достижения цели дети учатся договариваться друг с другом. Такое обучение делает детскую деятельность, практически значимой, необходимой.
Сегодня важную роль играет: компьютер, телевидение, фото-, поли-, и голография, интернет. И дизайн является разносторонним способом познания мира. И возникает педагогическая и психологическая проблема адаптации детей в окружающем мире? Что могут делать дошкольники, приобщаясь к дизайн - деятельности? Что они приобретают, занимаясь дизайном? Детская дизайн- деятельность способствует формированию у дошкольников умения взаимодействовать друг с другом, новых знаний, умений и навыков в изготовлении неповторимых детских работ, используя изделия в жизни ребенка, детского сада и семьи.