2. Формировать умение рисовать основные элементы Полхов-Майданской росписи, сочетать в узоре цвета, характерные для данной росписи.
3. Учить заполнять узором большую часть.
Развивающие:
1. Развивать творческое воображение, фантазию, интерес к народным промыслам.
2. Развивать художественный вкус, чувство цвета и композиции при составлении узора.
Воспитательные:
1. Воспитывать умения работать в коллективе.
2. Воспитывать умение согласовывать свои действия, договариваться, работая в паре.
3. Воспитывать уважение к творчеству Российских умельцев.
Оборудование: картинки с элементами Полхов-Майданских узоров, акварельные краски, кисточки, вода, готовые шаблоны рисунки Полхов-Майданских лошадок.
Ход занятия.
1. Вступительная часть.
Нижегородская область богата мастерами: славится она Хохломской росписью, Городецкой, Семеновские матрешки известны всему миру.
В селе Полховский Майдан на юге Нижегородской области зародился еще один вид росписи, от названия села её так и назвали «Полхов – майданская».
Лесов вокруг было много, а зимние вечера длинные, и семья коротала время изготовляя посуду (тарелки, ложки, солонки, сахарницы, шкатулки, коробочки и игрушки – тарарушки (матрешки, тройки и лошадки - одиночки, свистульки) из древесины липы и осины: мужчины вытачивали, а женщины и дети их «оживляли» - раскрашивали. Потом эти изделия продавались на ярмарке и, для крестьянской семьи это было дополнительным доходом.
Рисунки на посуде и игрушках были яркие, красивые, поднимали настроение и создавали атмосферу праздника.
Это про них говорили: «Не бьется, не ломается, а кто купит – удивляется».
1.Основная часть.
Загадка:
На заре в широком поле,
Любит погулять на воле-
Грациозна и красива,
С пышной серебристой гривой,
Что за зверь там, вот загадка,
Ну, конечно же... (Лошадка)
Нижегородский край знаменит своими деревянными игрушками, а Полхов-Майданские из них самые молодые. Мастера: сначала делали игрушки на все детские возраста и вкусы: пирамидки, грибочки-копилки, птички-свистульки, матрешки, каталки на палочке, детские музыкальные инструменты и называли все эти изделия забавным словом «таратушки». Ну а потом, если время оставалось, делали посуду. Год за годом менялся ассортимент игрушек Полхов - Майданских мастеров.
Стихотворение:
Слышишь, цокают копытца
Возле нашего пруда.
Это лошади напиться
Прибежали к нам сюда.
Сколько белых, рыжих, серых,
В яблоках и вороных.
Множество лошадок смелых,
Дружелюбных, озорных.
Цок – цок – цок. Стучат копытца,
Тихо плещется вода.
Приходите к нам напиться,
Будем рады вам всегда!!!
Автор: Каллаш И.
Посмотрите внимательно ребята вот на этих лошадок, они все разные. Одни расписные, а другие просто деревянные. Скажите, каких из них можно нести на ярмарку, а какие еще не готовы? (ответы детей).
Воспитатель: Конечно же, расписная лошадка красивее.
- А кто делает деревянную игрушку? (мастер по изготовлению игрушек).
- Ну а что бы игрушки были такими нарядными и красивыми их нужно…. (расписать, раскрасить).
- А кто этим занимается? (мастер по росписи).
Посмотрите, как много у нас нераскрашенных лошадок, предлагаю вам на время превратиться в Полхов-Майданских мастеров, пройти в художественную мастерскую и расписать их.
Чем же выделяется данная роспись: в раскраске преобладают желтый, красный, зеленый и синий цвета. Рисунок имеет четкий черный контур. Изображаемые цветы, как правило: роза, мак, шиповник, георгин. Они крупные и яркие уже распустившиеся или в стадии бутона.
Итак, приступим, расписываем лошадку.
1. Покрываем лошадку жёлтой краской.
За контур не выходим. Цветок не закрашиваем, только серединку.
Физкультминутка
Цок, цок, цок, цок! (Детки поочередно топают ножками - то одной, то другой) Я лошадка - серый бок! (Повороты, ручки на талии ) Я копытцем постучу, (Ходьба на месте.) Если хочешь - прокачу! (Легкий бег на месте.) Посмотри, как я красива, Хороши и хвост и грива. (Взмахи ручками в одну и в другую сторону - показывают какая красивая лошадка) Цок, цок, цок, цок, Я лошадка - серый бок! (Детки кружатся на месте)
3. С помощью трафарета и губки, делаем зелёные листочки, тампонированием.
Физкультминутка
На Руси умельцы жили
Очень много мастерили
Для здоровья, для порядка,
Все мы делаем зарядку.
Раз - присели,
Два - присели.
За работу тихо сели.
4. Рисуем синие ягодки, ватными палочками.
5. Чёрным цветом, обводим аккуратно по контуру.
Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогает затрудняющимся в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ.