- Значит, на дворе поздняя осень. Что значит «поздняя»? (скоро наступит зима)
- Какая сегодня погода? (ясная или пасмурная)
- Сегодня погода ясная, солнечная.
- Какое сегодня небо?
- Небо голубое или синее-синее.
- Какие краски природа использует, раскрашивая листву на деревьях и кустарниках летом, а какие осенью? (летом листья зеленые, а осенью разноцветные).
- Деревья полыхают желтизной. А что значит «деревья полыхают желтизной»? (На деревьях много жёлтых листьев.)
- Что называют листопадом? (Листопад — это явление природы, когда деревья сбрасывают листву.)
- В какую погоду листочков облетает больше? (В ветреную погоду.)
- Под ногами ковер из желтых, золотистых листьев. Почему мы говорим «золотистых» листьев? Это какой цвет? (Золотистый — от слова «золото». Золото жёлтого цвета.)
- Если на улице пасмурно или дождливо, то все вокруг становится серым, тёмным, грустным и унылым. Унылый — это какой? (Унылый — грустный, без настроения.)
- Пасмурно — это как? (В пасмурную погоду солнышко прячется, на улице серо, тускло.)
2. Упражнение «Какой у тебя лист?»
Листья падают, кружатся
И у ног моих ложатся.
Я ладошку протяну
И один листок возьму.
А потом другой и третий.
Хороши они, поверьте!
Я от осени привет
Соберу в большой букет! (Галина Ключникова)
- Возьмите каждый по одному листочку (листья рассыпаны на полу; на магнитной доске лист А2 с аппликацией «Ваза»)
- Встаньте в круг.
- Назовите лист, какого дерева у вас в руке.
- Лист какой?
Лист дуба – дубовый
Лист березы – березовый
Лист рябины – рябиновый
Лист осины – осиновый
Лист клена – кленовый
3. Игровое упражнение «Закончи предложение».
- Я буду задавать вопросы, тот, кто ответил — прикрепляет свой листик на панно. (Добиваться полного ответа)
Листья осенью (что делают) – желтеют и опадают.
Дождь осенью (что делает) – моросит, идет.
Урожай осенью (что делают) – убирают.
Птицы осенью (что делают) — улетают в теплые края.
Деревья осенью (что делают) — роняют листья.
Звери осенью (что делают)— готовятся к зиме, меняют шубки.
Когда на улице дождь и ветер (что мы делаем) - мы сидим дома.
В яркий солнечный день хочется на улицу (чтобы что делать) - чтобы поиграть с друзьями.
На улице пасмурно и дождливо, поэтому (я что сделал) - я взял с собой зонтик.
Когда на улице дождь и ветер (мы что делаем) – мы не выходим на прогулку.
В яркий солнечный день хочется на улицу (чтобы что делать) - чтобы погулять.
- Листики все прикрепили. Что получилось? (букет из листьев)
- Мы от осени привет — собрали в большой букет!
Физкультминутка
По утрам морозы. ( Дети медленно встают на носочки и поднимают руки вверх)
В рощах желтый листопад. (Плавные движения над головой влево-вправо)
Листья около березы (Медленно приседают)
Золотым ковром лежат (делают плавные движения руками перед собой влево-вправо)
В лужах лед прозрачно-синий. (Встают, плавно разводят руки в стороны)
На листочках белый иней. (Повороты в право-влево, разводят руками)
- Вернёмся в группу: раз, два, три повернись и снова в группе очутись!
4. Работа по репродукциям картин.
- Ребята, перед вами репродукции картин русских художников. Какое время года изображено на картинах? (осень)
- Исаак Левитан назвал свою картину «Золотая осень». Как вы думаете, почему?
- Ребята, посмотрите на репродукцию картины «Поздняя осень» Кубарева Вячеслава.
Какую осень вы видите здесь? (Мрачная, холодная, темная, сырая.)
- Осень бывает разной – может быть теплой и солнечной, такую осень еще называют золотой, а может быть холодной и дождливой – это поздняя осень.
5. Чтение стихотворений.
- Про яркую, броскую красоту осени написано много прекрасных стихотворений.
-Прекрасные – это, какие стихи?
- Одно из них я особенно люблю, не раз читала его вам и сегодня прочитаю, порадую себя и вас! Иван Бунин «Листопад»
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
- Иван Бунин пишет, что «лес — точно терем расписной». Как вы себе это представляете? (листья на деревьях, с наступлением осени, поменяли окраску: стали красными, жёлтыми, оранжевыми, коричневыми; Лес - это дом для диких животных — терем. Терем расписной, нарядный, красивый.)
- Чем пахнет осенний лес? (дубом и сосной)
- Как вы думаете, автору стихотворения нравится осень? Почему вы так решили? (Автору нравится осень. Он говорит о ней с восхищением.)
- Замечательные русские поэты рассказали в стихах об осени так, как увидели и почувствовали её. Послушайте еще одно стихотворение Алексея Толстого, в котором говорится об осени и о любви.
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там, на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
Весело и горестно сердцу моему,
Молча твои рученьки грею я и жму,
В очи тебе глядючи, молча слезы лью,
Не умею высказать, как тебя люблю.
- Почему автор говорит «бедный сад»? (Потому, что листва облетела с веток деревьев и деревья смотрятся без наряда бедненько, сиротливо.)
- Какое настроение передаёт нам стихотворение? Почему? (Настроение грусти, тоски. Нет тех летних красок.)
- Послушайте стихотворение Аполлона Майкова
Осенние листья по ветру кружат,
Осенние листья в тревоге вопят:
"Всё гибнет, всё гибнет! Ты чёрен и гол,
О лес наш родимый, конец твой пришёл!"
Не слышит тревоги их царственный лес.
Под тёмной лазурью суровых небес
Его спеленали могучие сны,
И зреет в нем сила для новой весны.
- К кому обращаются листочки? (листочки обращаются к родимому лесу) О чём кричат?
-А что произошло с лесом? («Его спеленали могучие сны»)
- Что с лесом произойдёт весной? (он проснётся и с новой силой заживёт, будет ещё зеленее и красивее)
- Ребята, какое стихотворение вам понравилось? Чем понравилось стихотворение?
Заключительная часть
Подведение итогов занятия
- Для чего мы с вами говорили об осени?
- Мы помогли Незнайке?
- О каком времени года мы сегодня говорили? (об осени)
- Что мы делали на занятии?
- Какое задание, упражнение вам больше всего понравилось?
- Где мы можем увидеть, услышать или прочитать об изменениях природы осенью? (наблюдая за природой на улице, читая стихи, слушая музыку, рассматривая картины)
- Кто и что нам может помочь увидеть всю красоту природы в это время года? (поэты, художники, композиторы)
Рефлексия «Осеннее дерево»
(На магнитной доске на листе А2 аппликация «Дерево осенью», заранее вырезанные листочки дерева жёлтого и коричневого цвета по количеству детей.)
- Я предлагаю вам листочки – желтые и коричневые. Если вам понравилось наше занятие, возьмите желтый листок и прикрепите на наше осеннее дерево, а если вам что-то не понравилось, то возьмите коричневый листок.