Разработка занятия для дошкольников. В разработке применяются различные формы и методы изучения материала- загадки,игровые ситуации,вовлечение обучающихся в изучение "хитрого звука "в начале слова"
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Буквы юю,обозначающие два звука в начале слова"»
Урок «Занимательные буквы»
Раздел: преподавание в допобразовании.
Автор: Педагог дополнительного обучения Савченко Диана Александровна
Тема: Буквы Ю, ю, обозначающие звуки [й’у].
Цели:
создать условия для знакомства с функцией буквы «ю» обозначать два звука [й’], [у] в определенных позициях: в начале слова; упражнять в чтении слов с буквой «ю»; закреплять знание условного обозначения звонкого, глухого, твердого и мягкого согласных звуковразвивать фонематический слух и культуру звукопроизношения; воспитывать уважение друг к другу.
Оборудование учителя: схемы слогов, слов; магнитная азбука; таблицы с изображением изучаемой буквы; домики (синий и зеленый) для гласных букв; дом со словами и их схемами; портрет и книги С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке»; лента букв.
ХОД УРОКА
I. Организация начала урока.
а) Приветствие.
Готов ли ты ,дружок начать урок?
Все на месте все в порядке ?
Книжки, ручки и тетрадки?
. (слайд 2)
Проверка готовности к уроку.
б) Психологический тренинг.
В природе есть солнце. Оно всем светит, его теплые и ласковые лучи согревают нас. (На доске картинка солнышка) Закройте глаза и представьте маленькую звезду. Луч солнца коснулся её и она стала больше. Посылаю к вашей звезде лучик добра, радости, здоровья. Теперь эта звезда в вашем сердце. Откройте глаза. Какое у вас настроение? (Хорошее).Улыбнитесь друг другу. Вот с таким хорошим настроением мы и начнем наш урок.
в) Артикуляционная гимнастика.
А теперь давайте сделаем упражнение на дыхание (слайд 3) и надуем шарики для нашего гостя. А для кого, мы узнаем чуть позже. Молодцы! Попробуем повторить скороговорку.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку
г) Развитие речи (слайд 4)
- Посмотрите на картинку. Чем дети заняты? Что они делают? (составление рассказа)
II. Повторение пройденного. Актуализация знаний.
1. Работа по теме «Речь».
Какой бывает наша речь?
Что такое устная речь?
Что такое письменная речь?
Из чего состоит наша речь?
Что мы с вами произносим, когда разговариваем?
Какие бывают звуки?
2. Работа по «ленте букв». Игра «Найди свой домик».
- Внимательно посмотрите на «ленту букв». Сколько гласных мы с вами уже знаем? (8)
Была хорошая погода и гласные буквы вышли погулять. Вдруг небо потемнело, солнышко спряталось за тучи, полил дождь. Буквы увидели домики и помчались к ним, но хозяин мог пустить в дом только свои буквы.
Как вы думаете, какие буквы спрячутся от дождя в синий дом, а какие в зеленый?
- Какую работу выполняют гласные е, ё, и, я? (Заставляют согласные звуки звучать мягко).
Какие буквы мы называем «хитрыми»? (е, ё, я)
Почему? (Они обозначают 2 звука, сегодня мы познакомимся ,когда стоят в начале слова (слайд 5)
Игра «Угадай – ка». - Посмотрите, ребята, на алфавит, буквы потерялись. Давайте отгадаем, каких букв не хватает. (слайд 6)
- Оцените свою работу (дети показывают круги: зеленый – у меня все получилось, желтый – у меня есть вопросы, красный – мне нужна помощь).
III. Новый материал.
1. Введение в тему урока. Целеполагание.
(Стук в дверь. Учитель открывает и показывает ребятам Фиксика.)
- Симка дала Нолику задание, но он не смог справиться и пришел к нам за помощью. Поможем?
- Отгадайте загадку: На одной ноге кружится,
Беззаботна, весела.
В пестрой юбке танцовщица,
Музыкальная … (Юла). (слайд 7)
Иногда эту игрушку называют и по-другому – «волчок». (На доске - предметная картинка с изображением юлы).
- Проверим, подходит ли звуковая схема к слову. Напечатайте слово у себя на листочках.
Вывешиваю запись слова юла – йула.
- У вас получились разные записи: Нолик написал йула, а Вы, ребята, – по-разному: у кого-то – юла, а у кого-то - йула.Где возникло затруднение? (При обозначении первого слога, звуков[ йу])
- Что мы должны узнать? (Какой буквой обозначить эти звуки)
- Кто догадался, с какой новой буквой мы познакомимся сегодня на уроке?
- Как определить тему нашего урока? (слайд 8)
- Какие цели надо решить на уроке, что мы должны узнать об этой букве?
2. Работа по теме урока.
- Прочитайте 1 –ый слог в слове, какую букву надо напечатать в первом слоге? Узнаем, кто был прав. Кто знает как выглядит буква Ю? (В конверте у Нолика элементы буквы, собираем и получаем Ю) (Слайд 9)
- На что она похожа? (Кусочек буквы Н +буква О) Правильно.
Буквы Н (эн) и О играли,
У Н (эн) палочку сломали.
О к обломкам прикреплю,
Получилась буква «Ю».
На что еще похожа? (слайд 10)
- Сконструируйте букву Ю на парте из ниток, которые лежат перед вами.
- А теперь напишите букву на спине у своего соседа. Молодцы! А в старинных летописях летописцы изображали букву «Ю» вот так. (Показ старинного начертания буквы ю на отдельном листе).
- Эта буква особенная, кто догадался почему? (Обозначает два звука)
- Как вы думаете, всегда ли буква ю обозначает два звука?
-Сегодня мы должны узнать, какие секреты есть у буквы, когда буква ю обозначает два звука.
- Где стоит буква ю в слове «юла»? Сколько у нее звуков? Какие это звуки? ([й] [у])
- Это первый секрет буквы. Вывод.
– Найдите картинки, в названии которых есть буква ю в начале слова. Назовите их. (слайд 9 – 11- 12)
3.Физминутка (Слайд 13)
Видео «Танец с газелью»
4. Игра «Доскажи словечко»
. Я вертелась под ногами,
Очень я мешала маме.
И за это братик мой
Называл меня … (юлой)
- Кого называют юлой в этом стихотворении? (девочку-непоседу)
А как звали девочку на картине? (Юля)
- Что вы можете сказать об этом слове? (имя) (Звуковой анализ слова) (слайд 14)
- С какой буквы пишем имена людей? (с заглавной)
(Выставляю заглавную букву Ю)
7. Чтение слогов с буквой Ю.
Девочка Юля так завертела свою юлу, что та помчалась по проселочной дороге. А навстречу ей встречаются согласные буквы. ( Р, Д, Т, Л, С, Н).
Подбегает буква «ю» к согласным – получается слог. (на доске слоги)
Читаем слоги: РЮ ЛЮ
ДЮ СЮ
ТЮ НЮ
- Какова роль буквы Ю в этих слогах? (смягчает предыдущий согласный звук) Это второй секрет буквы ю. Кто может его сформулировать? (Буква ю в середине слова обозначает мягкость предшествующего согласного звука, и обозначается одним звуком)
- Пришло время поселить букву Ю в свою квартиру в доме букв (выставляю букву на ленту).
8. Чтение слов с буквой Ю.
Крутилась, вертелась юла и попала в нашу Азбуку. Откроем книгу и прочитаем слова:
рисую – рисуют
пою - поют
играю - играют
- Сколько звуков мы слышим после гласных звуков [а], [о], [у]? (2)
- Какие? ([йʼу])
- Какой буквой обозначены эти два звука? (ю)
- Чего в этих словах больше: звуков или букв? (звуков)
- Почему?
- Обратите внимание на место буквы Ю в этих словах. Где она находится? (в середине слова и на конце слова после гласной). Какой секрет еще узнали?
Вывод: Гласная буква «ю» обозначает два звука [й’у] в начале слова
Раз буква Ю обозначает два звука, какая она? (хитрая)
- Оцените свою работу. Нолик с вами очень доволен.
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
1.Работа по вопросам
- Чем занят ежик?
- Назовите слова по рисунку с буквой Ю. (брюки, утюг)
2. Чтение текста . (Слайд 18)
3. Найдите слова, в которых буква «ю» обозначает 2 звука. (слайд 20)
- Оцените себя.
V. Итог урока. Рефлексия.
- Какая цель была на уроке?
- С какой новой буквой познакомились?
- Почему она особенная (хитрая)?
- Что интересного узнали об этой букве?
- Что можете сказать о гласных е, ё, я, ю? (слайд 21)