kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Башкирские чеканщики"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект организованной образовательной деятельности о башкирском народном промысле

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Башкирские чеканщики"»

Организованная образовательная деятельность

в подготовительной группе

«Башкирские чеканщики»



                                                Провела: воспитатель

                                                                  Узянбаева Гульбика Ахметовна.

МДОБУ ЦРР д/с "Алёнушка"



Цель: познакомить детей с народным промыслом башкир  «чеканка».

Задачи: Продолжать знакомить детей с одним из традиционных занятий башкир – чеканкой, его предназначением в быту. Познакомить детей с характерными особенностями чеканки. Активизировать употребление в речи название материала; совершенствовать умение подбирать прилагательные к существительному. Закрепить навык составлять рассказ по мнемосхеме.Заинтересовать детей технологическим процессом. Вызывать чувство радости и удивления. Воспитывать интерес к традиционным ремеслам башкир.

 

Оборудование:  инструменты для чеканки, платочек, мнемосхема, мольберт, указка, подкладные листы, картон, фольга, непишущая ручка, трафарет,  мяч, игрушечные телефоны по количеству детей

ТСО: экран, проектор.

Словарная работа:

Обогащение словаря: сулпы, комешче, бляха, накосник, чеканка, чеканить

Активизация словаря: серебряный, золотой, медный.

Методы и приемы: беседа, опосредованное ознакомление с ремеслом чеканщика, просмотр слайдов, дидактические игры, интонационное выделение слова, проговаривание слов, словосочетаний.

Предварительная работа: беседа с детьми о металле, его свойствах, об истории появления металла в быту башкир, об истории возникновения кузнечного и чеканного ремесла. Экскурсия в Сибайский историко-краеведческий музей, в башкирскую художественную школу искусств. Рисование предметов одежды и быта башкир. Чтение башкирских народных сказок «Падчерица Гульбика», «Ленивая девочка», «Алп-батыр». Прослушивание башкирских народных песен «Урал», «Гильмияза», «Сынрау торна». Ознакомление со значением  пословиц «Дерево красно плодами – а человек делами», «Не вспотеет лоб – не закипит котел».

Дети стоят в кругу.

Воспитатель: Ребята, в какой республике мы с вами живем?

Дети: Мы живем в республике Башкортостан.

Воспитатель: Наша республика многонациональна. Народы, каких национальностей проживают в нашей республике?

Дети: Русские, башкиры, татары, узбеки, чуваши, мордва.

Воспитатель: У каждого народа свои обряды, обычаи, национальные костюмы. И сегодня мы с вами поговорим о культуре башкирского народа и о том, какие украшения носили башкирские девушки, женщины. Пройдите, пожалуйста, в наш кинозал. Показ 1 слайда (показ слайда национальной одежды)

Воспитатель: Мы недавно с вами ходили на экскурсию в краеведческий музей и видели различную одежду. Что вы можете рассказать о ней?

Дети: У них была повседневная одежда и одежда для праздника. Воспитатель: Почему?

Дети: Потому что раньше девушки, женщины готовили еду, пряли и наматывали пряжу, вязали.

Воспитатель: Верно, они занимались всем хозяйством. А когда надевали праздничную одежду?

Показ слайда с изображением праздничной одежды.

Дети: Ее надевали по различным праздникам: на свадьбу, сабантуй, ураза-байрам.

Воспитатель: Из чего шили одежду?

Дети: Одежду шили из домотканых и покупных тканей.

Воспитатель: Чем еще дополнялся женский костюм?

Дети: Разными украшениями: нагрудниками, браслетами, серьгами, пряжками.

Воспитатель: Правильно, ребята, башкирские женские украшения очень разнообразны. По украшениям женщин можно было определить к какому сословию принадлежит семья. Мужчина, покупая что-либо, мог отрезать монету от украшения жены и таким образом расплатиться за покупку. Украшения в семье передавались по наследству, постепенно пополняясь новыми. Я предлагаю рассмотреть вам украшение накосник – «сулпы». Это украшение украшало и одновременно закрывало косы девушек.

Попросить повторить несколько детей повторить новые слова.

Показ слайда с изображением двух накосников (центральные бляхи с различным орнаментом).

Воспитатель: Что можно сказать об этих украшениях?

Дети: В этих украшениях много монет, есть большая железная пластина. Они все скреплены между собой.

Воспитатель: Какие они?

Дети: Железные, металлические, красивые, звонкие, богатые.

Воспитатель: Как будет называться украшение из серебра, золота, меди?

Дети: Серебряное, золотое, медное.

Воспитатель: Правильно, и когда девушка или женщина шла, то слышался тихий звон монет. Предложить посмотреть видиофрагмент из танца «Озон сэс» (Длинные косы)

 Считалось, что это оберегает ее от злых духов. Чем украшена пластина (бляха)?

Дети: Растительным и геометрическим орнаментом, напоминают бараньи рога.

Воспитатель: Да, а еще по заказу мастер мог выполнить надпись арабской вязью. Уточните, пожалуйста, как расположен узор на пластине?

Дети: По краям пластины мелкий узор, в виде точек. Посередине один крупный узор. Линии тоже в виде точек.

 А сейчас я предлагаю вам отдохнуть и поиграть в башкирскую народную игру «Спрячь платочек».

Дети сидят  по кругу, закрыв глаза. Позади круга ходит водящий с платочком в руках. Подходит сзади к каждому играющему и произносит слова:

Прячу, прячу я платочек

Под зеленой сосной.

Незаметно положу

Я кому-то за спиной.

 Затем кладет незаметно платочек за спиной у одного из детей. С окончанием текста все дети поворачиваются и ищут платочек у себя за спиной. Тот, у кого платочек, быстро встает и догоняет водящего. Если догонит, то садится на свое место, если нет, то водящий занимает место играющего, а ребенок становится водящим. Правила: бегать через круг нельзя, оборачиваться только после окончания текста.

Слышится звон молоточков.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что это за звон такой?

Дети: Это звон молоточков.

Воспитатель: Это чеканщики изготавливают украшения, в народе их называют «комешче», что означает, мастер по работе с серебром, но иногда они работали и с золотом, и с медью. Что можно сказать о ремесле чеканщика?

Дети: Это тоже художники, только работают с металлом.

Воспитатель: Верно, кроме молоточков чеканщики работают с различными чеканками. Показывает различные виды чеканок (инструментов).

Это металлические стержни с различными наконечниками. Что можно о них сказать?

Дети: У некоторых кончик закруглен. Есть с квадратным концом, есть просто как иголка острый.

Воспитатель: Если линии в виде точек, значит, какими должны быть движения у чеканщика?

Дети: Точечные, точные, несильные, осторожные.

Воспитатель: Правильно, ему не надо бить изо всех сил, т. к. работа должна быть красивой. Я предлагаю вам тоже немного побыть чеканщиком и попробовать украсить пластинку – бляху и пройти в нашу мастерскую. Мы с вами будем чеканить по фольге, потому что фольга – это тоже металл, но только очень тонкий. Посмотрите, пожалуйста, на мнемосхему и расскажите в какой последовательности мы будем работать?

Дети по мнемосхеме рассказывают последовательность выполнения чеканки. 1. Нужно взять трафарет и обвести его.

Воспитатель: Обратите внимание на значок (палец прижатый к губам). Как вы думаете, что означает этот значок? Как нужно обводить трафарет?

Дети: Тихонько, осторожно.

2. Убрать трафарет в сторону.

3. Обводить рисунок ручкой.

Воспитатель: Какими движениями? Как должны быть расположены точки?

Дети: Точечными.

Воспитатель: Как нужно располагать точки по линии?

Дети: Точки нужно располагать близко друг к другу.

Воспитатель: Но сначала нам нужно размять наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

Кисти рук лежат на столе ладонями вниз, пальцы приподняты, слегка согнуты. Постукивать поочередно правой, левой руками, всеми пальцами. Пальцы обеих рук одновременно ударяют по столу.

«Кузнец»
Идет кузнец из кузницы,
Несет кузнец два молота -
Тук, тук, тук, тук
Да ударил разом вдруг.

Звучит музыка. Дети выполняют работы, воспитатель оказывает индивидуальную помощь. В конце все работы располагаются на подставках. Дети рассматривают работы других детей.

Воспитатель: Ребята, скажите, какие у вас получились работы?

Дети: Красивые, непохожие друг на друга, разные.

Воспитатель: Замечательные получились работы.

Звучит звонок телефона. Воспитатель «отвечает» на звонок.

Ребята, мне сейчас позвонили с телефонной станции. Только сегодня акция «Позвони бабушке», сейчас каждый желающий позвонит своей бабушке и расскажет, чем вы сегодня занимались.

Детям раздаются детские телефоны. Дети звонят и рассказывают по телефону свои впечатления.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Башкирские чеканщики"

Автор: Узянбаева Гульбика Ахметовна

Дата: 18.10.2018

Номер свидетельства: 481063


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства