Конспект интегрированного занятия в средней группе.
Составитель Юлия Валерьевна Копылова.
Тема: «Весенние изменения в природе».
Цель: Формирование представлений у детей о сезонных изменениях в живой и неживой природе.
Задачи:
Продолжать учить детей в диалоге с воспитателем отвечать на вопросы полными предложениями.
Совершенствование умений согласовывать существительные в соответствии с количеством изображенных предметов на картинке (1 ласточка, 2 ласточки, 5 ласточек).
Учить детей употреблять в речи существительные в родительном падеже.
Уточнение знаний детей о жизни деревьев весной.
Продолжать учить замечать изменения в природе весной.
Совершенствовать умение сравнивать погоду весной и зимой.
Продолжать учить передавать в своей работе характерные особенности распустившейся веточки черёмухи с использованием нетрадиционной техники рисования - ватными палочками.
Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.
Коррекционная работа: Развитие связной речи, зрительного и слухового внимания, творческого воображения.
Жизненные компетенции: Формирование целостной картины мира, интереса к новизне.
Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Материал к занятию: запись «Весенней песенки» из м/ф «Весенняя капель», карточки с изображением 1,2, 5 предметов (скворечник, подснежник, листочек, ласточка); иллюстрация ветки черёмухи; запись спокойной музыки, массажные мячики (большие), иллюстрации (формата А4) «Зима» и «Весна», плоскостное изображение зайчика белого и серого, письмо.
Планируемые результаты: Ребенок умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения, проявляет положительные эстетические чувства и эмоции в результате продуктивной деятельности, активно и доброжелательно взаимодействует со сверстниками и с педагогом в решении познавательных и игровых задач.
Ход занятия:
(Дети передвигаются свободно, выполняя все задания жителей леса).
1 Организационный момент.
Звучит музыка из м/ф « Весенняя капель» (…просыпайтесь птицы, звери..)
- Ребята к нам прискакал белый зайчишка, он просит у вас помощи.
А ещё он принёс с собой письмо от лесных жителей.
Вот послушайте письмо:
Ребята все жители леса уже приготовились встречать весну, по календарю уже давно наступила весна, а в лес она никак не придёт. Что же делать? Зайчишкам нужно менять шубку, медведю из берлоги вылезать после спячки, а весна в лес никак не хочет приходить.
Помогите, пожалуйста, выполните задания. Вы наверно всё про весну знаете?
Жители леса.
У нас вами сегодня непростое задание. Нужно выручать зайчишку.
- Мы с вами поможем всем жителям леса? (Ответы детей)
Мы с вами будем искать приметы весны. Синичка принесла вот какое большое письмо от перелетных птиц. Им хочется уже прилететь к нам, а зима все никак от нас не уходит.
Нам нужно как больше их найти признаков весны.
Воспитатель:
- А начнем помогать им с первого задания - с загадок.
- Умеете разгадывать загадки? (дети отвечают)
Слушайте внимательно до конца и поднимайте руку, если знаете ответ.
2. ДИ « Отгадай загадки»
1. Тает снежок,
Ожил лужок.
Ночь убывает,
День прибывает.
Когда это бывает? (Весна)
2. Ручейки бегут быстрее,
Светит солнышко теплее.
Воробей погоде рад -
Заглянул к нам месяц ... (Март)
3. Яростно река ревёт
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришёл? (Апрель)
4. Солнце греет у порога
И растаяли сугробы,
Потекли рекой ручьи,
Прилетели к нам ... (Грачи)
5.Угадайте, что за птичка:
Тёмненькая невеличка,
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка)
6. Вот следующая загадка:
Стоит ствол,
На стволе кол,
На колу дворец,
Во дворце певец… (Скворец).
7. Крепкий деревянный дом
С круглым маленьким окном.
Он стоит на длинной ножке,
Чтобы не залезли кошки. (Скворечник)
8. Из почек появляются,
Весною распускаются,
Летом шелестят,
Осенью – летят. (Листья)
9. Сад оделся в белый цвет,
Воробьи щебечут.
Стал красивым весь наш край,
Нас теплом встречает … (Май)
Дети встают полукругом около магнитных досок с иллюстрациями о весне и зиме.
Посмотрите на иллюстрации, и скажите, на какой магнитной дочке иллюстрации с изображением весны? Зимы?
- А как вы догадались, ребята? (Дети отвечают)
3. Беседа о деревьях и кустарниках весной.
У нас весной просыпается вся живая природа.
Вот и деревья с кустарниками готовятся к пробуждению.
- Как, просыпаются деревья?
Дети: земля оттаивает, корни пьют воду, наполняют весь ствол и ветки влагой, (соком), почки набухают, вскрываются чешуйки и появляются первые листочки.
- Вы видели, как просыпаются почки? (Почки набухают, потом раскрываются чешуйки парами, затем появляется свернутый листочек)
Воспитатель:
Деревья корнями пьют воду, и направляют её по всему стволу, ко всем маленьким веточкам. Веточки «пьют» и на них начинают набухать почки, затем вскрываются чешуйки и появляется свернутый листочек.
- В каком месяце зацветают деревья и кустарники? (В мае)
Посмотрите на иллюстрацию, на ней весь снег уже растаял, дети гуляют в легкой одежде, а деревья стоят в цвету. Очень красиво выглядят деревья в цвету.
Весна – щедрое на радость время года.
Любуйся красотой, слушай пение птиц и наслаждайся чудными запахами.
Воспитатель:
- Ребята, вспомните приметы, связанные с цветением черёмухи.
Дети вспоминают примету: «Когда черемуха цветет, всегда холод живет».
Эта народная мудрость. Люди наблюдали за погодой и происходящими в природе явлениями.
Красавицей - невестой ласково зовут её в народе, когда она, вся в праздничном нарядном белом убранстве, словно вплывая лебединой поступью под небесные своды, зацветая, переходит из поздней весны в жаркое раннее лето.
Черёмуха дерево медоносное. Цветы черёмухи душистые, ароматные, а вот запах черёмухи отпугивает даже насекомых.
- Почему? (сильный, резкий)
- А какие приметы вы ещё знаете, ребята?
Цветение черемухи является важным сроком для людей, живущих в деревне. Они сеют пшеницу, сажают картофель: «Пшеницу сей, когда в цвете черемуха».
«Лопнули черемуховые почки - лето будет мокрое.
Рыбаки и охотники также знают много интересного из народных примет.
«Когда цветет черемуха, тогда улов лещей.
Лучший клев рыбы совпадает с цветением черемухи, сирени, яблони и рябины.
Заяц никогда не грызет черемухи – она для него ядовитая».
Сегодня мы с вами нарисуем майское чудо, а какое чудо вы угадаете сейчас:
4. Загадка про черёмуху:
Цветки - белые, кистями,
Плоды - черные, с костями.
Воспитатель:
Чтобы подготовиться к работе, мы разомнем пальчики массажными мячиками.
5. Пальчиковый массаж «Весёлый ёжик» (с помощью массажных мячиков).
(Действия пальчиков и рук по тексту)
Ёжик колет нам ладошки
Поиграем с ним немножко
Если будем с ним играть –
Ручки будем развивать.
Ловкими станут пальчики,
Умными – девочки и мальчики.
Ёжик нам ладошки колет,
Руки нам готовит к школе.
6. Рисование с помощью ватных палочек « Веточка черёмухи».
- Рисовать веточку черёмухи будем необычным способом, с помощью ватных палочек .
Выполнение работы с помощью нетрадиционной техники с ватными палочками.
Образец воспитателя:
Педагог рисует веточку, затем на верхней её части 2-3 листочка ватными палочками, маленькие веточки для цветов черёмухи. Затем с помощью ватных палочек рисуем цветы черёмухи приёмом «Тычок».
Набираем краску желтого цвета – на листе ставим 1 «тычок» и серединка цветка готова, а затем вокруг неё - белой краской приёмом «тычок» рисуем ватными палочками лепестки (прижимая палочку верхней частью к листу).
Индивидуальная работа с детьми, которым требуется помощь педагога.
Дети встают и отходят от своих рабочих мест.
Смотрят на результат и вспоминают с помощью чего и что они выполнили.
7. Рефлексия.
– Что на занятии вам понравилось больше всего?
– Что было интереснее всего? – Почему?
Воспитатель: «Весна» - прекрасное время года. Весну ждут, встречают люди. О весне написано много стихов.
Сейчас (ребенок…) прочитает отрывок из стихотворения о черёмухе, которое написал
С. Есенин.
Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей…
Зайчишка говорит вам большое спасибо, и желает вам успехов, вы очень ему помогли.
Вы много знаете о весне, молодцы!
У вас получились замечательные работы, в которых вы отразили частичку Весны.
В конце все дети несут работы на вернисаж.