Конспект интегрированного обобщающего занятия «Путешествие по стране звуков и букв»
в детском объединении «Дошкольник».
ЦЕЛЬ:
Закрепление и обобщение знаний по логике и обучению грамоте. ЗАДАЧИ:
1. Развитие способности общей осведомленности о согласных и гласных буквах и звуках русского языка.
2. Формирование доброжелательных взаимоотношений между детьми, психологической готовности к школе, интереса к чтению, самостоятельности, инициативы в решении познавательных задач.
3. Развитие логического мышления, умения анализировать и обобщать полученные знания.
Демонстрационный материал к занятию:
«Звукоград», Букворград», «Алфавит», математические таблицы – «Углы», «Линии»; карточки со слогами, карта города «Звуков и букв», конверт «Ребусы», стенд «Слоги», стенд «Звуки и буквы», кассета «Звуки леса», призы (разноцветные фигуры фруктов), цветные карандаши.
Представленное занятие является итоговым для детей 6-7 лет, посвящено закреплению и обобщению знаний, по логике и обучению грамоте, полученных в течение учебного года. Детям предложено отгадать ключевое слово кроссворда через вопросы, заданные в игровой стихотворной форме. Шутки, ребусы, сказка, игровые упражнения, обобщающие схемы, звуки музыки и леса помогают ребенку использовать накопленный опыт для действия в определенной ситуации, учат выделять главное из общего потока информации, пробуждают интерес к творчеству, умению выражать свои мысли и чувства в речи, учат видеть мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
I. Подготовка детей к занятию:
1. Организационный момент:
Что за иг? Что за ра?
Людям неизвестно.
А как скажут игра,
Сразу интересно.
Что за зву? Что за ки?
Еще одна загадка.
А сказали звуки,
Вот вам и отгадка.
Что за де? Что за ти?
Появились дети.
На занятиях умны,
Знают все на свете.
II. Основная часть занятия:
1. Беседа педагога с детьми.
Ребята, вы попали на остров «Грамотейка», где вас ждут удивительные чудеса, сказочные превращения, игры и шутки. Чтобы справиться со всеми заданиями, нужно вспомнить то, что мы изучали на занятиях по логике и обучению грамоте. Итак, мы начинаем.
Что за клеточки такие выстроились в ряд?
Сложных шесть заданий нужно отгадать.
1-ое задание.
Тридцать три сестрички
Ростом невелички.
Если знаешь их секрет,
То на все найдешь ответ.
Буквы- значки, как бойцы на парад.
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит.
И называется все …. (Алфавит).
Правильно ребята, первое слово – Алфавит (слово открывается).
2-ое задание (звучит кассета «Звуки леса»).
Что мы слышим, но не видим?
Пенье птиц, шум дождя.
Можно ли из этого складывать слова?
Что это такое? (Звуки леса)
Можно ли из этих звуков складывать слова? (Нет)
Почему?
Это звуки леса, но не звуки речи.
Для того, чтобы научиться складывать слова, нужно знать звуки речи.
Второе слово кроссворда вы отгадали, это слово – звуки. (Слово открывается)
Послушайте «Сказку о том, как звуки научились превращаться в буквы».
Много времени прошло с тех пор, как поселились в одной волшебной стране звуки. Были они невидимками, но зато любили петь. Однажды в той стране появился волшебник из другого королевства. Ему так там понравилось, что он захотел поближе познакомиться с ее жителями. А когда узнал, что все жители – невидимки, то очень огорчился. Но он все-таки был волшебником, причем очень добрым. И решил он каждому жителю подарить по волшебному платью. Каждый звук получил платье, не похожее на другие. Стоило его надеть, как сразу звук становился видимым и превращался в букву. Букву можно было видеть, изобразить, нарисовать, написать. Волшебник был очень доволен. Ведь теперь, прочитав, или пропев ее, или прошептав, он называл звук по имени. Так они и познакомились.
Расскажите стихотворение про звуки (рассказывают хором).
3-е задание.
С чем шагал когда-то в школу
Деревянный мальчуган?
А попал он вместо школы
В разноцветный балаган.
Буратино – тот мальчишка.
А с какой шагал он книжкой?
Правильно, ребята, это Букварь (открывается слово Букварь).
Послушайте стихотворение «Веселые рифмы».
Дружит гласная с согласной,
Составляя вместе слог.
Ма и ша (запомни, Маша)
К нам явились на урок.
Если слоги встанут рядом,
Получаются слова.
На стенд, ребята, посмотрите,
И слова скорей найдите.
Кто составит больше слов,
Получит множество призов.
Игра «Составь слово»
(за каждое составленное слово дети получают призы)
Если вы разгадали все слова, значит, отгадаете и ребусы.
«РЕБУСЫ».
Чудеса на нашем острове продолжаются.
Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже –
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше,
И легко – легко подышим.
Подтянитесь на носочках
Столько раз,
Ровно столько, сколько пальцев
На руке у вас?
Раз, два, три, четыре, пять!
Топаем ногами.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хлопаем руками.
В хоровод встал серый зайка
И поет: «Я был зазнайкой,
А теперь могу считать –
Раз, два, три, четыре, пять!»
Прибавляю, отнимаю –
Математику я знаю,
И поэтому с утра
Я кричу: «Ура! Ура!»
Вы догадались, что сейчас пойдет речь о математике.
Считать вы научились хорошо, это вы доказали на физкультминутке.
Скажите, а кто помнит веселые стихотворения о цифрах?
(Дети рассказывают стихотворения от одного до десяти)
- Молодцы ребята! А теперь задание для родителей.
Разгадайте, пожалуйста, математические ребусы:
4-ое задание.
Посмотрите на доску и скажите, как в математике называется, когда
две ниточки «встретились» и пересеклись в одной точке.
Что получилось? (Угол).
Вы справились со следующим заданием
(открывается слово «угол»).
Ребята, я принесла на занятие волшебную ниточку, посмотрите какая она красивая. Давайте мы ее растянем.
Что за линия такая?
Не найти конца и края.
Хоть полсвета обойдешь –
Поворота не найдешь.
Эта линия простая.
Называется? …. (Прямая).
А если мы ослабим нашу нить, какая линия получилась?
5-ое задание
Повороты плавные у нее бывают.
Никаких она углов никогда не знает.
Поворотов может быть и один, и много.
Может быть она как крюк, может – как дорога.
Или вьется как змея – линия …. (кривая).
С какого звука начинается слово кривая? [К]
Вы разгадали еще одно слово кроссворда
(открывается слово кривая).
6-ое задание.
Вот два столба наискосок,
А между ними поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою …. (Буква А) (открывается буква А)
Ребята, вы отгадали последнее задание.
Какое ключевое слово кроссворда вы отгадали?
(АЗБУКА)
Теперь мы можем поиграть.
Игра «Клубочек».
По дороге Катя шла,
Клубок ниточек нашла.
Клубок маленький,
Нитки аленьки.
Вы слова на «А» скажите,
Нашу нитку не порвите.
Эта ниточка объединила нас всех в один дружный сплоченный коллектив.
III. Итог занятия:
Молодцы! Вы ответили на сложные вопросы, проявили смекалку, знания, были внимательными и сообразительными.
Нам осталось заполнить две схемы, все, что мы знаем о звуках и буквах. На доске заполняются две схемы.
Я благодарю всех гостей и вас, ребята, за прекрасное путешествие по острову «Грамотейка».
Литература:
-
Волина В.В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. – М.: АСТ, 1996.
-
Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз – ступенька, два – ступенька… - М.: БАЛАСС, 2004.
-
Соколова Ю.А. Знакомимся с геометрическими фигурами. – М.: ЭКСМО, 2004.
4. Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Основы обучения грамоте по «Азбуке» и «Моим первым тетрадкам». – Смоленск.: Ассоциация XXI век, 2002.