«Система планирования воспитательно-образовательной работы в ДОУ»
«Система планирования воспитательно-образовательной работы в ДОУ»
Годовой план является обязательным нормативным документом ДОУ наравне с Основными Общеобразовательными Программами и Уставом. Он направлен на решение конкретных задач, способствующих совершенствованию деятельности всего педагогического коллектива в учебном году. Четкой классификации планов ДОУ нет, предлагается множество вариантов составления планов, суть которых, как правило, сводится к переписыванию содержания из годового плана в месячный, из месячного в ежедневный.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Система планирования воспитательно-образовательной работы в ДОУ»»
Методист высшей категории
Бегеева Танзиля Рахметуллаевна
«Система планирования
воспитательно-образовательной работы в ДОУ»
слайд 2.Годовой план является обязательным нормативным документом ДОУ наравне с Основными Общеобразовательными Программами и Уставом. Он направлен на решение конкретных задач, способствующих совершенствованию деятельности всего педагогического коллектива в учебном году. Четкой классификации планов ДОУ нет, предлагается множество вариантов составления планов, суть которых, как правило, сводится к переписыванию содержания из годового плана в месячный, из месячного в ежедневный.
Можно выделить следующие трудности в планировании: слайд 3
· отсутствие четкой и одновременно простой модели планирования;
· слабая реализация главных принципов воспитания и обучения (систематичность, последовательность и пр.);
· перегруженность (недогруженность) планов;
· неравномерное планирование сроков мероприятий;
· неравномерное распределение мероприятий между исполнителями и по срокам;
· планирование нереальных дел;
· отсутствие контроля и самоконтроля;
· нерациональная композиция целей (совокупность выделенных задач не обеспечивает в полном объеме достижение цели или задачи пересекаются);
· выдвижение в качестве цели процесса, а не результата;
· чрезмерная фиксация внимания на второстепенных деталях.
Годовой план начинается с написания анализа работы ДОУ за прошедший учебный год. Слайд 4.Основные задачи деятельности ДОУ должны логически вытекать из тех проблем, которые выявились в ходе анализа реализации Образовательных программ и Годового плана в текущем учебном году. В вводной части прописывается анализ результатов работы, причин невыполнения предыдущего годового плана, особых затруднений в работе воспитателей, интересной экспериментальной работы, мнения родителей о перспективах развития в ДОУ, сравнительные результаты индикаторов компетентностного развития детей всех возрастных групп. Этот раздел может быть оформлен текстом и проиллюстрирован схемами с краткими выводами.
Обеспечение здоровья и здорового образа жизни. В этом разделе кратко надо представить: состояние здоровья воспитанников; заболеваемость детей и сотрудников в течение года, сравнительные цифры по дням функционирования, суммарные данные по группам здоровья для организации специальной лечебно-профилактической работы; результаты организации физкультурно-оздоровительной работы, закаливания, организации рационального питания и др. Далее даются общие выводы (выявленные тенденции по уровню здоровья и здорового образа жизни), определяются резервы планирования деятельности на новый учебный год.
Результаты выполнения образовательной программы ДОУ по образовательным областям: здоровье, коммуникация, познание, творчество, социум. Это уровни (начальный, промежуточный, итоговый) освоения программ в каждой возрастной группе по направлениям и образовательным
областям (мониторинг индикаторов).
Анализируется уровень развития интегративныхкачеств выпускников ДОУ (оценка итоговых результатов освоения программы в старших и подготовительных к школе групп), готовности детей к обучению в школе; успеваемость бывших выпускников детского сада, в настоящее время окончивших 1класс. Далее следуют общие выводы и резервы повышения результативности работы по данному разделу.
Анализируются результаты повышения профессионального мастерства педагогов, их аттестация и повышение квалификации; системы методической работы в ДОУ. Анализируется научно-методическая обеспеченность образовательного процесса. Общие выводы, выявленные тенденции и резервы планирования работы с кадрами, оснащения методического кабинета на следующий учебный год.
Анализируется система взаимодействия с родителями воспитанников (по результатам анкетирования родителей); выполнение планов совместной работы ДОУ и школы; результаты работы с другими организациями. Общие выводы.
Анализируются итоги административно-хозяйственной работы и оцениваются материально-технические и медико-социальные условия пребывания детей в ДОУ.
Анализ результатов коррекционной работы – отчет психолога, логопеда и других специалистов.
Суть анализа не в том, чтобы дать перечень сделанного в учебном году, а в том, чтобы сопоставить, сравнить, оценить результаты; определить условия, обеспечивающие успех; выявить причины, породившие недостатки, с указанием их отрицательных воздействий и последствий.
Проанализировав все перечисленные параметры, обсудив полученные результаты с коллективом, выбрав основные направления по которым будет работать коллектив в предстоящем учебном году, можно переходить к формулировке основных задач деятельности дошкольного учредения на предстоящий учебный год. Слайд 5
Формулировка годовых задач вызывает у методистов и директоров тоже наибольшие трудности. Рекомендуется намечать задачи, вытекающие из плана развития ДОУ и анализа его работы за прошедший период. Бывает так, что та или иная задача вызвана неудовлетворительным положением дел по конкретному вопросу. Проанализировав все перечисленные параметры, обсудив полученные результаты с коллективом, выбрав основные направления по которым будет работать коллектив в предстоящем учебном году, можно переходить к формулировке основных задач деятельности ДОУ на предстоящий учебный год. Можно брать три задачи, н-р, первая третьего года, вторая второго года, третья новая. Задача пишется с глагола, например: совершенствовать, формировать, создавать условия и т.д. Одна из задач должна быть по здоровьесбережению.
Нужно постараться сделать так, чтобы задача была не очень объемной в плане ее выполнения и реальной для решения, но и не очень узкой, замыкающейся на очень конкретных условиях ее реализации. Важно в самом начале написания годового плана распределить всю работу так, чтобы соблюдался баланс между различными формами работы, как с детьми, так и с родителями, и с педагогами.
Слайд 6. Процесс планирования должен приводить к созданию единой системы, в которой хорошо бы были видны:
1. Задачи деятельности ДОУ на учебный год;
2. Основное содержание плана;
3. Сроки выполнения запланированных мероприятий;
4. Ответственные за выполнение плана лица.
Приступая к составлению годового плана ДОУ, не надо забывать то, что этот план рассчитан на весь педагогический коллектив учреждения. От каждого педагога зависит, содействует ли его работа выполнению намеченных целей и задач плана.
Слайд 7. Нужно помнить, что годовой план – это живой рабочий документ, который может подвергаться исправлению, корректировке в ходе работы над его выполнением. Надо смело вносить изменения и дополнения, не бояться отступать от ранее запланированных мероприятий. Нужно только уметь доказать, объяснить почему нужно так поступить.
Следует учесть и то, что в годовой план требует построения определенной работы с кадрами, организационно-педагогической работы с детьми, построения взаимодействия с семьей.
Один из ответственных моментов: выбор формы написания плана. Слайд 8. Форма написания плана может быть самой различной:
календарной (разбитой по месяцам),
цикличной (содержать определенную цикличность форм работы),
текстовой (иметь текстовое описание содержания),
табличным (иметь табличную форму написания),
блочно – схематичным (разбитым на определенные блоки работы).
Годовой план должен включать в себя: - описание организационно-педагогической работы (подготовка ДОУ к новому учебному году, качественная и количественная характеристика педагогов, расстановка по возрастным группам, материальное обеспечение педагогического процесса, организация предметно-развивающей среды);
- перечень мероприятий, направленных на повышение педагогической квалификации воспитателей;
- описание мер контроля за воспитательно-образовательной работой, работой всех структур детского сада;
- представление многоплановой работы с родителями;
- перечень мероприятий, направленных на повышение квалификации обслуживающего персонала;
- описание административно-хозяйственной работы в ДУ;
- расписание медико-профилактической работы в ДУ;
- перечень производственных собраний и мероприятий.
Слайд 9. Этапы составления плана:
Iэтап. Сначала надо спланировать ежемесячно повторяемые дела, определяемые спецификой работы детского сада и особенностями каждого месяца учебного года (например, проведение педагогических советов, начальной, промежуточной и итоговой диагностики дошкольников, подготовка и проведение праздников).
IIэтап. Помесячно спланированные мероприятия дополнить традиционными для своего детского сада сложившимися мероприятиями (например, проведение праздников "Папа, мама, я – спортивная семья”, "Малые педагогические чтения” и т.д.).
IIIэтап. Запланировать новые мероприятия для реализации целей и задач, которые определены на основе анализа деятельности ДОУ за предыдущий год. Для самоанализа плотности годового плана предлагается построить диаграмму: по вертикали отметить количество мероприятий, по горизонтали – месяцы года.
Слайд 10. Разделы плана (для примера): 1. Работа с кадрами. 2. Организационно-педагогическая деятельность. 3. Контрольно- аналитическая деятельность. 4. Организация воспитательной и оздоровительной работы. 5. Административно- хозяйственная деятельность.
РАЗДЕЛ: РАБОТА С КАДРАМИ
Методическая работа
Педсоветы;
Работа творческих групп;
Инструктажи по ТБ и охране жизни и здоровья детей;
Анкетирование педагогов;
Формирование предметно-развивающей среды (оснащение педагогического процесса, оснащение методического кабинета);
Изучение и обобщение передового педагогического опыта;
Работа в методическом кабинете (создание библиотеки методической литературы, систематизация и классификация материалов, организация выставок для педагогов, составление картотек и т.д.);
Выставки, смотры, конкурсы;
Семинары (однодневные и длительные);
Семинары – практикумы;
Консультации;
Коллективные просмотры;
Обзор новинок методической и периодической печати;
Другие формы
Повышение профессионального мастерства педагогов
Прохождение курсов повышения квалификации;
Наставничество;
Школа молодых воспитателей;
Самообразование педагогов и его анализ;
Апробация и внедрение инновационных технологий;
Мероприятия по подготовке педагогов к аттестации;
Другие формы
Организация контроля:
Фронтальный контроль;
Тематический контроль:
Оперативный контроль.
РАЗДЕЛ: воспитательной и оздоровительной работы:
(координируется с планами специалистов детского сада (музыкальных руководителей, руководителей по физической культуре, психолога и пр.):
Физкультурно-оздоровительная работа (спартакиады, спортивные праздники, олимпиады и пр.);
Досуговая, развлекательная (праздники, развлечения, КВН и др.);
Слайд 11.ПРИЛОЖЕНИЯ К ГОДОВОМУ ПЛАНУ:
Учебный план.
План административно хозяйственной работы (можно включить в общий план).
План взаимодействия со школой.
План работы с родителями (можно включить в общий план).
График прохождения курсов повышения квалификации.
График прохождения педагогами аттестации.
Если запланированы какие-либо конкурсы внутри детского сада, то положения для этих конкурсов.
План по самообразованию педагогов.
Перспективные планы работы специалистов.
Программа опытно – экспериментальной работы (если такая работа ведется).
План работы творческой группы.
План взаимодействия с общественными организациями.
Другое (исходя из особенностей работы учреждения). Слайд 12.