Просмотр содержимого документа
«Определение коммуникативной компетентности ребенка в общении со сверстниками по методике «Картинки» (по Е.О. Смирновой)»
Определение коммуникативной компетентности ребенка в общении со сверстниками по методике «Картинки»
(по Е.О. Смирновой)
Образовательная область «Коммуникация»
Составила: воспитатель МБДОУ №18 «Радуга» г. Тихорецка
Коновалова Татьяна Александровна
Для выявления коммуникативной компетентности ребёнка в общении со сверстниками используется методика «Картинки», предложенная Е. О. Смирновой. Стимульный материал данной методики представляет собой картинки с изображением знакомых дошкольнику конфликтных проблемных ситуаций. Ребёнку предлагается рассказать, что он видит на каждой картинке и найти выход из сложившейся ситуации. Понимание изображённых событий и характер предложенного решения проблемы являются показателями социальной компетентности.
Выявление коммуникативной компетентности в общении со сверстниками (Методика «Картинки»)
Детям показывают картинки с изображением конфликтных ситуаций, на каждой из которых есть обиженный персонаж (см. приложение 2). Набор картинок выбирается в соответствии с полом ребенка — для мальчиков — с обиженным мальчиком, для девочек — с девочкой. Каждая картинка предъявляется отдельно.
Предлагается следующая инструкция:
1. «Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке». Ответ ребенка фиксируется в протоколе.
2. Если ребенок видит на рисунке конфликтную ситуацию, задается следующий вопрос: «Что бы ты сделал на месте этого (обиженного) мальчика (девочки)?» Ответ не обсуждается и заносится в протокол, после чего предъявляется следующая картинка.
В случае если на первый вопрос во всех случаях ребёнок не может дать развёрнутого ответа (например, отвечает «Дети», «Мальчики и девочки играют»), констатируется отсутствие социальной компетентности.
Если ребёнок даёт содержательную интерпретацию событиям, изображённым на картинках, варианты ответов на второй вопрос квалифицируются и оцениваются следующим образом:
Уход от ситуации — ответы типа «убегу», «не знаю», «пожалуюсь маме», «обижусь» — 1 балл
Агрессивный выход (всех прогоню, побью, расстреляю, покусаю и пр.) — 2 балла
Вербально-оценочное решение (скажу, что так не нельзя, скажу, что она плохо сделала, объясню, как надо) — 3 балла
Конструктивное решение (найду других друзей, построю новый дом, починю куклу, подожду) — 4 балла.
Полученные результаты подвергаются качественной и количественной оценке. Наиболее благоприятным является последний вариант ответа. Если все ответы ребёнка относятся к этому типу, он получает 20 баллов, что составляет максимальный результат по данной методике. Если более половины ответов ребёнка (3 и более) относятся ко второму типу, можно констатировать склонность ребёнка к агрессивным формам поведения. В случае если преобладают ответы первого типа, свидетельствующие о коммуникативной беспомощности и несамостоятельности, фиксируется низкий уровень коммуникативной компетентности.
После проведения всех проб, для выявления предпочитаемой формы общения необходимо сопоставить показатели поведения ребёнка в разных ситуациях. При этом нужно иметь в виду следующие показатели:
— выбор ситуации общения (за первый выбор той или иной ситуации начисляется 3 балла);
— активность ребёнка в разных ситуациях: разговорчивость, способность проявлять инициативу и развивать тему общения ;
— чувствительность к словам и действиям взрослого, способность слышать высказывания другого и адекватно отвечать на них;
— общий интерес и эмоциональная вовлечённость ребёнка в содержание общения: раскованность, интерес к теме разговора, эмоциональный комфорт.
Для количественного сравнения показателей активности, чувствительности и интереса следует использовать условную шкалу:
0 — полное отсутствие данного качества;
1 — слабая степень выраженности (1—2 отдельных проявлений);
2 — средняя выраженность качества (3—5 проявлений);
3 — сильная выраженность качества (например, яркие и частые про явления инициативы или повышенная чувствительность к партнёру).
Количественная оценка данных показателей в каждой ситуации общения заносится в соответствующий протокол
В случае максимальной выраженности всех показателей общения ребенок может набрать 27 баллов, а при наличии выбора — 30 баллов. Сравнение данных показателей в трёх ситуациях общения показывает, какая из них является наиболее привлекательной для ребёнка и, следовательно, какой уровень общения для него доступен. Качественная оценка результата заключается в фиксации наиболее высокой формы общения, доступной для данного, ребенка.
Протокол индивидуального диагностического обследованиякоммуникативной компетентности в общении со сверстниками (Методика «Картинки»)
Группа ______________ Специализация группы (если есть)________________________
Имя, фамилия, пол ребенка ______________________________________________
Дата рождения, точный возраст на момент диагностики ____________________________