kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Определение коммуникативной компетентности ребенка в общении со сверстниками по методике «Картинки» (по Е.О. Смирновой)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представленная методика "Картинки" предложенная Е.О. Смирновой поможет педагогам выявить коммуникативную компетентность ребенка в общении со сверстниками.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Определение коммуникативной компетентности ребенка в общении со сверстниками по методике «Картинки» (по Е.О. Смирновой)»








Определение коммуникативной компетентности ребенка в общении со сверстниками по методике «Картинки»

(по Е.О. Смирновой)



Образовательная область «Коммуникация»








Составила: воспитатель МБДОУ №18 «Радуга» г. Тихорецка

Коновалова Татьяна Александровна




















Для выявления коммуникативной компетентности ребёнка в об­щении со сверстниками используется методика «Картинки», предложенная Е. О. Смирновой. Стимульный материал данной методики представляет собой картинки с изображением знакомых дошкольнику конфликтных проблемных ситуаций. Ребёнку пред­лагается рассказать, что он видит на каждой картинке и найти вы­ход из сложившейся ситуации. Понимание изображённых собы­тий и характер предложенного решения проблемы являются пока­зателями социальной компетентности.


Выявление коммуникативной компетентности в общении со сверстниками (Методика «Картинки»)

Детям показывают картинки с изображением конфликтных си­туаций, на каждой из которых есть обиженный персонаж (см. приложение 2). Набор картинок выбирается в соответствии с по­лом ребенка — для мальчиков — с обиженным мальчиком, для девочек — с девочкой. Каждая картинка предъявляется отдельно.

Предлагается следующая инструкция:

1.  «Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке». Ответ
ребенка фиксируется в протоколе.

2.  Если ребенок видит на рисунке конфликтную ситуацию, задается следующий вопрос: «Что бы ты сделал на месте этого (обиженного) мальчика (девочки)?» Ответ не обсуждается и заносится в протокол, после чего предъявляется следующая картинка.

В случае если на первый вопрос во всех случаях ребёнок не может дать развёрнутого ответа (например, отвечает «Дети», «Мальчики и девочки играют»), констатируется отсутствие социальной компе­тентности.

Если ребёнок даёт содержательную интерпретацию со­бытиям, изображённым на картинках, варианты ответов на второй вопрос квалифицируются и оцениваются следующим образом:

Уход от ситуации — ответы типа «убегу», «не знаю», «пожалу­юсь маме», «обижусь» — 1 балл

Агрессивный выход (всех прогоню, побью, расстреляю, поку­саю и пр.) — 2 балла

Вербально-оценочное решение (скажу, что так не нельзя, ска­жу, что она плохо сделала, объясню, как надо) — 3 балла

Конструктивное решение (найду других друзей, построю новый дом, починю куклу, подожду) — 4 балла.

Полученные результаты подвергаются качественной и количест­венной оценке. Наиболее благоприятным является последний ва­риант ответа. Если все ответы ребёнка относятся к этому типу, он получает 20 баллов, что составляет максимальный результат по данной методике. Если более половины ответов ребёнка (3 и бо­лее) относятся ко второму типу, можно констатировать склон­ность ребёнка к агрессивным формам поведения. В случае если преобладают ответы первого типа, свидетельствующие о комму­никативной беспомощности и несамостоятельности, фиксируется низкий уровень коммуникативной компетентности.

После проведения всех проб, для выявления предпочитаемой формы общения необходимо сопоставить показатели поведения ребёнка в разных ситуациях. При этом нужно иметь в виду следу­ющие показатели:

— выбор ситуации общения (за первый выбор той или иной си­туации начисляется 3 балла);

— активность ребёнка в разных ситуациях: разговорчивость, способность проявлять инициативу и развивать тему общения ;

— чувствительность к словам и действиям взрослого, способ­ность слышать высказывания другого и адекватно отвечать на них;

— общий интерес и эмоциональная вовлечённость ребёнка в содержание общения: раскованность, интерес к теме разговора, эмоциональный комфорт.

Для количественного сравнения показателей активности, чувст­вительности и интереса следует использовать условную шкалу:

0 — полное отсутствие данного качества;

1 — слабая степень выраженности (1—2 отдельных проявлений);

2 — средняя выраженность качества (3—5 проявлений);

3 — сильная выраженность качества (например, яркие и частые про­
явления инициативы или повышенная чувствительность к партнёру).

Количественная оценка данных показателей в каждой ситуации общения заносится в соответствующий протокол

В случае максимальной выраженности всех показателей общения ребенок может набрать 27 баллов, а при наличии выбора — 30 бал­лов. Сравнение данных показателей в трёх ситуациях общения по­казывает, какая из них является наиболее привлекательной для ре­бёнка и, следовательно, какой уровень общения для него досту­пен. Качественная оценка результата заключается в фиксации на­иболее высокой формы общения, доступной для данного, ребенка.



































Протокол индивидуального диагностического обследования коммуникативной компетентности в общении со сверстниками (Методика «Картинки»)

Группа ______________ Специализация группы (если есть)________________________

Имя, фамилия, пол ребенка ______________________________________________

Дата рождения, точный возраст на момент диагностики ____________________________



№ картинки

Отсутствие ответа

0

Уход от ситуации

1

Агрессивный выход

2

Вербально-оценочное решение

3

Конструктивное решение

4

1.






2.






3.






4.










5.










Всего










Итого: _____ баллов.

Вывод: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Тесты

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Коновалова Татьяна Александровна

Дата: 24.01.2017

Номер свидетельства: 383423


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства