Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ФОРМ ОБЩЕНИЯ (по М. И. Лисиной) «Определение ведущей формы общения ребенка со взрослыми».»
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ФОРМ ОБЩЕНИЯ
(по М. И. Лисиной)
«Определение ведущей формы общения ребенка со взрослыми».
Образовательная область «Коммуникация»
Составила: воспитатель МБДОУ №18 «Радуга» г. Тихорецка
Коновалова Татьяна Александровна
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ФОРМ ОБЩЕНИЯ (по М. И. Лисиной)
Определение ведущей формы общения ребенка со взрослыми.
Для использования методики М.И.Лисиной по диагностике форм общения необходимо познакомиться с предлагаемой автором классификацией форм общения и их основных параметров дошкольном возрасте, которая представлена в таблице.
Цель методики: определение ведущей формы общения ребенка со взрослыми.
Проведение обследования. Диагностика форм общения проводится следующим образом. Педагог приводит ребенка в комнату, где на столе разложены игрушки и книжки, и спрашивает, что бы он хотел: поиграть с игрушками (I ситуация); почитать книжку (II ситуация) или поговорить (III ситуация). Затем педагог организует ту деятельность, которую предпочел ребенок. После этого ребенку предлагается на выбор один из двух оставшихся типов деятельности. Если ребенок не может самостоятельно сделать выбор, педагог предлагает последовательно поиграть, потом почитать, а затем поговорить. Каждая ситуация длится не более 15 мин.
Во время обследования при выборе каждой новой ситуации педагог заполняет на ребенка отдельный индивидуальный лист протокола . Таким образом, в каждом обследования будет заполнено три протокола — на каждую ситуацию.
В случае, если ребенок вновь и вновь выбирает, например, игровую ситуацию, не проявляя интереса к познавательному и личностному общению (это отмечается в протоколе, см. графы 2, 3, 4), взрослый после самостоятельного выбора ребенка мягко, но настойчиво предлагает ему отдать предпочтение двум оставшимся ситуациям общения (отмечается в графах 5—10 протокола).
В протоколах фиксируются 6 показателей поведения детей:
- порядок выбора ситуаций;
- основной объект внимания в первые минуты опыта;
- характер активности по отношению к объекту внимания; I
- уровень комфортности во время эксперимента;
- анализ речевых высказываний детей;
- желательная для ребенка продолжительность деятельности.
Типы общения выделяют по предпочтению одной из трех ситуаций:
1-я ситуация (совместная игра) — ситуативно-деловое общение;
2-я ситуация (чтение книг) — внеситуативно-познавательное общение;
3-я ситуация (беседа) — внеситуативно-личностное общение.
Обработка результатов
При определении ведущей формы общения у детей показатели их действий оцениваются в баллах. Особое внимание уделяете тематике и содержанию речевых высказываний. Наибольшее количество баллов выставляется за внеситуативные, социально-значимые, оценочные высказывания, свидетельствующие о способности ребенка к внеситуативно-личностному общению со взрослыми .
Методика включает три ситуации общения ребёнка со взрослым. Каждая из ситуаций представляет собой модель определённой формы общения. На основе сопоставления показателей поведения ребёнка в каждой из них делается заключение о предпочтении той или иной формы и об уровне развития общения в целом.
Во всех ситуациях подсчитывается общее количество баллов, которыми оценивается каждый показатель. Ведущей считаете та форма общения, которая оценивается наибольшей суммой баллов.
Шкала показателей для определения ведущей формы общения ребенка со взрослыми
№ п/п
Показатели поведения
Количество баллов
I
Порядок выбора ситуации:
игры-занятия
чтение книги
беседа на личностные темы
II
Основной объект внимания в первые минуты опыта:
игрушки
книги
взрослый
III
Характер активности по отношению к объекту внимания:
не смотрит
беглый взгляд
приближение
прикосновение
речевые высказывания
IV
Уровень комфортности во время эксперимента:
напряжен, скован
озабочен
смущен
спокоен
раскован
весел
V
1.
2.
3.
4.
Анализ речевых высказываний детей:
По форме:
ситуативные
внеситуативные
По теме:
несоциальные (животные, игрушки, бытовые вещи, предметы и т.д.)
социальные (я, другие дети, экспериментатор, родители и т.д.)
По функции:
просьбы о помощи
вопросы
высказывания
По содержанию:
констатирующие высказывания
высказывания о принадлежности
оценка мнения
VI
Продолжительность деятельности:
минимальная - до 3 мин
средняя - до 5 мин
максимальная - до 10 мин и более
ИТОГО:
В предлагаемой М. И. Лисиной методике исследуются три формы общения за исключением ситуативно-личностной, так к она проявляется лишь у детей раннего возраста (до 6 месяцев).
1. Ситуативно-деловая (СД) форма общения.Для ее изучения была организована игра с моим участием. Я предварительно рассказала, в чем состоит игра, как пользоваться игрушками. Затем ребенок разворачивает свою деятельность. Я наблюдала, оказывала при необходимости помощь: отвечала на вопросы, откликалась на предложения ребенка. Здесь общение протекает на фоне практических действий с игрушками.
2. Внеситуативно-познавательная (ВП) форма общения. С целью изучения этой формы общения было проведено чтение, обсуждение книг. Книги были подобраны соответственно возрасту детей и имели познавательный характер (о зверях, машинах...).
Я читала книжку, объясняла, что нарисовано на картинках, дала возможность ребенку сообщить о своих знаниях в соответствующей области, подробно отвечала на вопросы ребенка. Тему беседы и конкретную книжку ребенок выбрал сам из ряда предложенных.
3. Внеситуативно-личностная (ВЛ) форма общения. С детьми была проведена беседа на личностные темы . Я задавала вопросы ребенку о его семье, друзьях, отношениях в группе. Я рассказала о себе, о поступках разных людей, оценила свои достоинства и недостатки, старалась быть равноправным и активным участником беседы.