Просмотр содержимого документа
«Диагностика уровня развития высших психических функций детей 6 - 7 лет»
Диагностика уровня развития высших психических функций
детей 6 - 7 лет
Восприятие
Методика изучения восприятие цвета.
Цель: изучение особенностей восприятия цвета.
Стимульный материал: цветные карточки.
Процедура проведения: педагог предлагает ребенку цветные карточки. Ребенок должен различить и назвать цвет.
Оценка результатов:
Возрастные нормативные показатели: ребенок называет все цвета спектра по порядку и их оттенки.
Высокий уровень: ребенок называет все цвета спектра по порядку (7 цветов) и их оттенки – 3 балла.
Средний уровень: ребенок различает и называет все цвета спектра (7 цветов) – 2 балла
Низкий уровень: ребенок выбирает основные цвета по названию – 1 балл
Методика изучения восприятия формы.
Цель: изучение особенностей восприятия геометрических фигур.
Стимульный материал: карточки с геометрическими фигурами и предметами разных форм.
Процедура проведения: педагог предлагает ребенку карточки с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, трапеция) и предметами разной формы, просит назвать геометрические фигуры и форму предметов (круглая, квадратная, треугольная, овальная, прямоугольная, трапецивидная).
Оценка результатов:
Возрастные нормативные показатели: ребенок самостоятельно называет круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, трапецию и форму предметов.
Высокий уровень: ребенок самостоятельно называет круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, трапецию и форму предметов – 3 балла
Средний уровень: ребенок называет круг, квадрат, треугольник, затрудняется в названии формы предметов – 2 балла
Низкий уровень: ребенок показывает геометрические фигуры по названию – 1 балл.
Методика изучения восприятие величины.
Цель: проверка уровня развития ориентировки на величину.
Процедура проведения: педагог предлагает ребенку разложить ленточки (полоски, пирамидки) в возрастающем и убывающем порядке.
Оценка результата:
Возрастные нормативные показатели: в 6 лет ребенок сравнивает по длине, высоте, ширине до 10 предметов, раскладывает их в возрастающем и убывающем порядке.
Высокий уровень: ребенок раскладывает ленточки (полоски, пирамидки) в возрастающем и убывающем порядке, употребляет сравнения (длинный, короткий, широкий, узкий, высокий, низкий) – 3 балла.
Средний уровень: ребенок раскладывает ленточки (полоски, пирамидки) в возрастающем и убывающем порядке, затрудняясь в употреблении сравнений – 2 балла.
Низкий уровень: ребенок затрудняется в раскладывании предметов в возрастающем и убывающем порядке – 1 балл.
Внимание
Методика «Проставь значки»
Цель: оценка переключения и распределения внимания ребенка.
Перед началом выполнения задания ребенку показывают рисунок и объясняют, как с ним работать. Эта работа заключается в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков проставить тот знак, который задан вверху на образце, т.е., соответственно, галочку, черту, плюс или точку.
Успешным считается безошибочное заполнение геометрических фигур в соответствии с образцом за период до 2 минут (оценка — 5 баллов). Допустимо собственное единичное исправление или единичный пропуск заполняемой фигуры. При этом графика ребенка не выходит за пределы фигуры и учитывает ее симметричность (графическая деятельность сформирована в зрительно-координационных компонентах). Одна случайная ошибка (в особенности в конце, когда ребенок перестает обращаться к эталонам заполнения) или наличие двух самостоятельных исправлений оценивается в 4,5 балла. При двух пропусках заполняемых фигур, исправлениях или одной-двух ошибках в заполнении качество выполнения задания оценивается в 4 балла. Если задание выполняется без ошибок, но ребенок не успевает доделать его до конца в отведенное для этого время (остается незаполненной не более одной строчки фигур), оценка также4 балла. Средне успешным является такое выполнение, когда присутствуют не только два пропуска заполняемых фигур, исправления или одна-две ошибки в заполнении, но еще и плохая графика заполнения (выход за пределы фигуры, несимметричность фигуры и т.п.). В этом случае качество выполнения задания оценивается в 3 балла. В 3 баллаоценивается также безошибочное (или с единичной ошибкой) заполнение фигур в соответствии с образцом, но пропуск целой строки или части строки. А также одно-два самостоятельных исправления. Неуспешным считается такое выполнение, когда при одной-двух ошибках в сочетании с плохой графикой заполнения и пропусками ребенок не успел выполнить все задание за отведенное время (остается незаполненной более чем половина последней строки). Такой вариант выполнения оценивается в 2 балла. Оценивается в 1 баллтакой вариант выполнения, когда имеются не соответствующие образцам метки в фигурах, ребенок не способен удержать инструкцию (то есть начинает заполнять вначале все кружочки, потом все квадратики и т.п., и после замечания педагога продолжает выполнять задание в том же стиле). При наличии более двух ошибок (не считая исправлений), даже если все задание выполнено, дается также 1 балл. Обработка и оценка результатов:
Высокий уровень: ребенок набрал 5 баллов– 3 балла.
Уровень выше среднего: ребенок набрал 4 баллов – 2,5 балла.
Средний уровень: ребенок набрал 3 баллов – 2 балла.
Уровень ниже среднего: ребенок набрал 2 балла – 1,5 балла.
Низкий уровень: ребенок набрал 1 балл – 1 балл.
Память
Методика «Запомни слова»
Цель: определение объема непосредственного запоминания вербального материала.
Стимульный материал: набор из 10 слов.
Процедура проведения: слова ребенку называются в медленном темпе (приблизительно одно слово в секунду), набор слов предъявляется однократно и отчетливо. Затем слова сразу воспроизводятся обследуемым. Порядок воспроизведения значения не имеет. В протоколе фиксируются правильно и точно воспроизведенные слова.
Оценка результата:
Обработка: за каждое правильно воспроизведенное слово выставляется по одному баллу. Изменение слова считается ошибкой (солнце – солнышко, окно – окошко).
Высокий уровень: ребенок повторяет 10 слов – 3 балла.
Уровень развития выше среднего: ребенок повторяет 8-9 слов – 2,5 балла.
Средний уровень: ребенок повторяет 6-7 слов – 2 балла.
Уровень развития ниже среднего: ребенок повторяет 4-5 слова – 1,5 балла.
Низкий уровень: ребенок повторяет 3 и менее слов – 1 балл.
Процедура проведения: ребенку предъявляются картинки по одной и выкладываются перед обследуемым в ряд (приблизительно одна картинка в секунду). После того, как выложена последняя картинка, стимульный материал убирается. Ребенок должен воспроизвести весь набор картинок на вербальном уровне, то есть назвать изображенные предметы. Порядок воспроизведения не имеет принципиального значения. В протоколе фиксируется каждая правильно воспроизведенная картинка.
Оценка результата:
Обработка: за каждое правильно воспроизведенное название выставляется по одному баллу.
Высокий уровень: 10 правильных названий – 3 балла.
Уровень развития выше среднего: 8-9 правильных названий – 2,5 балла.
Средний уровень: 6-7 правильных названий – 2 балла.
Уровень развития ниже среднего: 4-5 правильных названий – 1,5 балла.
Низкий уровень: 3 и менее правильных названий – 1 балл.
Мышление
Методика «Простые невербальные аналогии» (Н. Я. Семаго, М..М. Семаго)
Цель: изучение установления логических связей и отношений между понятиями (предметами), сформированности основ понятийного мышления.
Стимульный материал: бланк с заданиями (карточки).
Процедура проведения: «Посмотри, здесь уже объединили «рыбу» и «воду» (показать). Подбери к «лисе» одну из картинок (показать нижний ряд картинок), чтобы получилась такая же парочка. Если «рыба» и «вода», то «лиса» и «…»? Покажи». Аналогично ребёнку предъявляются остальные карточки.
В случае, если ребёнок не понимает задание следует оказать помощь (Первую картинку из карточки № 1 можно проанализировать совместно с ребенком, далее помощь ребёнку не дается).
Правильные ответы:
№1 – нора; №6 – трава;
№2 – конура; №7 – маленький закрашенный круг;
№3 – дерево; №8 – стрелка, направленная вниз;
№4 – зайчонок; №9 – маленький, не закрашенный треугольник;
№5 – теленок; №10 – квадрат, в центре которого черный квадрат.
Процедура проведения: ребёнку предлагается в соответствии с соотношением изображений в левой части рисунка по аналогии подобрать одно (единственно подходящее по аналогии с левой частью) изображение из нижней правой части рисунка. Затем предъявляют задание №2, совпадающее по смысловой структуре с первым заданием. Задание №3 подается в виде абстрактных изображений.
Анализ результатов:
Ответы ребёнка фиксируются в протоколе. Предусматривается не только качественная обработка, но и количественная. 1 балл начисляется за каждый правильный ответ. 0 баллов – любые другие ответы.
Анализируемые показатели:
· правильный уверенный ответ;
· правильный ответ после указания на ошибку;
· невозможность выполнения при любом виде помощи;
· возможность удержания инструкции и выполнения задания до конца;
· стратегия выполнения ребенком логических связей и отношений между понятиями;
· оценка характера обучаемости и объема необходимой помощи со стороны взрослого.
Оценка результатов:
Высокий уровень: ребенок набирает 9-10 баллов – 3 балла.
Уровень выше среднего: ребенок набирает 7-8 баллов – 2,5 балла.
Средний уровень: ребенок набирает 5-6 баллов – 2 балла.
Уровень ниже среднего: ребенок набирает 3-4 баллов – 1, 5 балла.
Методика «Исключение понятий»(Н. Я. Семаго, М..М. Семаго)
Цель: изучение уровня обобщающих операций ребенка, возможности отвлечения, способности его выделять существенные признаки предметов или явлений и на этой основе производить необходимые суждения.
Данная методика представлена в двух вариантах: исключение «неподходящего» понятия из 4-х и из 5-ти слов. Задания обоих вариантов выстроены по степени их усложнения. Методика предъявляется детям со сформированным навыком чтения (осмысленное чтение). При условии достаточного объема слухоречевой памяти и детям, не умеющим читать, задание предъявляется на слух.
Процедура проведения: ребенку предлагают выделить одно «неподходящее» понятие и объяснить, по какому признаку (принципу) он это сделал. Кроме того, он должен подобрать ко всем остальным словам обобщающее слово.
Оценивается, может ли ребенок отвлечься от второстепенных и случайных признаков, привычных (ситуативно обусловленных) отношений между предметами и обобщить существенные признаки, найти обобщающее слово (уровень понятийного развития). Выявляются и иные особенности формирования процесса обобщения.
Анализируется уровень обобщающих операций, а именно: объединение по конкретно-ситуативному, функциональному, понятийному, латентному признакам.
Возрастные и индивидуальные особенности использования. Вариант 1 может быть использован, начиная с 5,5 лет; вариант 2 — с 6-7-летнего возраста.
Анализируемые показатели:
характер деятельности (целенаправленность, хаотичность и т.п.);
доступность выполнения задания;
— характер ошибок при выделении признаков;
характер рассуждений ребенка и уровень обобщающих операций;
объем и характер необходимой помощи со стороны взрослого.
Оценка результатов: за каждый правильный ответ – 1 балл.
Высокий уровень: ребенок набирает 13-15 баллов – 3 балла.
Уровень выше среднего: ребенок набирает 10-12 баллов – 2,5 балла.
Средний уровень: ребенок набирает 7-9 баллов – 2 балла.
Уровень ниже среднего: ребенок набирает 4-6 баллов – 1, 5 балла.