Звеньевой счетный конструктор в процессе освоения состава числа из единиц детьми шестого года жизни
Звеньевой счетный конструктор в процессе освоения состава числа из единиц детьми шестого года жизни
Методические рекомендации рассматривают развитие математических навыков у шестилетних детей, включая процесс формирования представления о числах из единиц. Они предназначены для педагогов, работающих в дошкольных учреждениях и начальных школах, а также в сфере дополнительного образования. Рекомендации основаны на педагогическом опыте и академических исследованиях, интегрируя лучшие методики и методы, включая использование звеньевого счетного конструктора. Внедрение этих рекомендаций способствует развитию математических навыков и подготовке детей к изучению математики, способствуя их интеллектуальному росту.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Звеньевой счетный конструктор в процессе освоения состава числа из единиц детьми шестого года жизни»
Автор методической разработки:
Мельникова Ульяна Сергеевна
Звеньевой счетный конструктор в процессе освоения состава числа из единиц детьми шестого года жизни
Методические рекомендации
Санкт – Петербург
2023
Комитет по образованию
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение педагогический колледж № 1 им. Н. А. Некрасова Санкт-Петербурга
(ГБПОУ Некрасовский педколледж № 1)
Автора методических рекомендаций:
Мельникова Ульяна Сергеевна
ЗВЕНЬЕВОЙ СЧЕТНЫЙ КОНСТРУКТОР В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ СОСТАВА ЧИСЛА ИЗ ЕДИНИЦ ДЕТЬМИ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ
Методические рекомендации
Санкт – Петербург
2023
Научный руководитель: Московских Н. С., магистр, преподаватель педагогического колледжа №1 им. Н. А. Некрасова
Автора методических рекомендаций:Мельникова Ульяна Сергеевна
Звеньевой счетный конструктор в процессе освоения состава числа из единиц детьми шестого года жизни: методические рекомендации. – СПб, 2023. – 11 с., ил.
Аннотация к методическим рекомендациям
Методические рекомендации рассматривают развитие математических навыков у шестилетних детей, включая процесс формирования представления о числах из единиц. Они предназначены для педагогов, работающих в дошкольных учреждениях и начальных школах, а также в сфере дополнительного образования. Рекомендации основаны на педагогическом опыте и академических исследованиях, интегрируя лучшие методики и методы, включая использование звеньевого счетного конструктора. Внедрение этих рекомендаций способствует развитию математических навыков и подготовке детей к изучению математики, способствуя их интеллектуальному росту.
1. Особенности развития математических способностей у детей 6 лет…………………………………………………………………………
6
2. Применение звеньевого счетного конструктора в процессе освоения состава числа из единиц детьми шестого года жизни……………………………………………………………………...
8
Литература……………………………………………………………….
10
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время, в условиях современного образовательного пространства, вопросы формирования представлений у детей о составе числа из единиц и развития их математических компетенций становятся все более актуальными. Подготовка детей к жизни в высокотехнологичном обществе требует не только усвоения абстрактных математических концепций, но и развития навыков, способствующих пониманию и применению математических знаний в реальной жизни.
В данной области уже существует ряд методик и подходов к обучению математике, однако, предлагаемые методические рекомендации выделяются своей спецификой. Они ориентированы на работу с детьми шестого года жизни и уделяют особое внимание использованию звеньевого счетного конструктора в процессе формирования представлений о числе. Этот подход отличается от существующих методик и может значительно обогатить методический арсенал педагогов.
Целью предлагаемых методических рекомендаций является оказание методической помощи педагогам-практикам, работающим с детьми шестого года жизни, в области формирования представлений о составе числа из единиц. Рекомендации направлены на создание алгоритма подготовки и проведения образовательных мероприятий, используя звеньевой счетный конструктор.
Использование предложенных методических рекомендаций позволит педагогам более эффективно проводить образовательные мероприятия, направленные на развитие математических компетенций детей. Это может стать основой для организации подобных мероприятий по разным предметам школьного цикла и способствовать повышению мотивации детей к изучению математики.
Предлагаемые методические рекомендации выделяются новизной в том, что они специально адаптированы для работы с детьми шестого года жизни и акцентируют внимание на использовании звеньевого счетного конструктора. Данный инструмент позволяет визуализировать процесс счета и понимания состава числа, что делает их методическое применение уникальным и полезным для педагогов. Также, эти рекомендации предлагают новый подход к работе с математическими представлениями у детей этого возраста, что делает их важными и актуальными в образовательной сфере.
1. Особенности развития математических способностей у детей 6 лет
Современная система дошкольного образования нацелена на развитие уникальных навыков каждого ребенка, которые помогут им успешно адаптироваться к жизни в высокотехнологичном обществе и использовать инновационные технологии на протяжении всей своей жизни. Достижение этой цели зависит от развития математических способностей. Согласно исследованиям В.В. Давыдова, А.Н. Колмогорова, А.В. Белошистой, Н.В. Виноградова под математическими способностями мы понимаем гибкость мышления (способность менять решения и находить новые пути), глубину мышления (способность понимать суть изучаемых явлений и видеть их связи с другими явлениями), а также целенаправленное мышление (способность разрабатывать широкий набор действий, охватывающих всю математику и процесс решения математических задач) [2].
Тем не менее, анализ литературы в сфере психологии и педагогики показывает, что вопросы развития математических способностей у дошкольников недостаточно изучены. Известный итальянский педагог Мария Монтессори подчеркивала, что математика является неотъемлемой частью человеческого мышления, она включает в себя точность, измерение и сравнение. Согласно ее взгляду, все дети обладают математическими способностями, и ключевым является их активация и превращение их в практические навыки. В результате использования разнообразных математических материалов и проведения дидактических игр развиваются математические компетенции детей, ведущие к интеллектуальному развитию [1].
Вычислительная деятельность детей шестилетнего возраста включает в себя несколько ключевых аспектов. В первую очередь, это понимание связей между соседними числами, такие как идея "больше (меньше) на 1". Далее, важно знать, как образуются соседние числа, используя операции плюс и минус один (п ± 1). Также необходимо уметь составлять числа из единиц и знать, как составить числа из двух более мелких чисел. Это включает в себя использование таблицы сложения и соответствующие случаи вычитания. Знание цифр и математических знаков, таких как плюс, минус, равно, больше и меньше, также является важным компонентом вычислительной деятельности. И, конечно, умение формулировать и решать арифметические задачи играет значительную роль в развитии математических навыков [3].
Для подготовки детей к пониманию десятичной системы счисления необходимы определенные навыки. Это включает в себя уверенное владение как устным, так и письменным подсчетом, то есть способность называть числа и записывать их. Освоение арифметических операций сложения и вычитания, включая называние, вычисление и запись результатов, также является ключевым этапом. Кроме того, умение считать группы чисел, такие как пары, тройки, пятерки, десятки и так далее, оказывается весьма важным в процессе подготовки к пониманию десятичной системы счисления [3].
Развитие представлений о количестве у детей имеет свои особенности, и для помощи в формировании этих представлений в дошкольных учреждениях предлагаются следующие методические рекомендации [3]:
Некоторые дети могут не понимать значения итогового числа, что называется "безытоговым счетом." Для исправления этой ситуации вводится обобщающий жест и объясняется, что последнее число указывает, сколько всего предметов.
Встречается ситуация, когда дети путают два числа, например, 3 и 4, 7 и 8. Для разрешения этой путаницы предлагается использовать наглядные примеры и практиковаться в сравнении.
Нередко восприятие размера предметов мешает восприятию количества, что называется "феноменом Пиаже." Для преодоления этой трудности детей учат сравнивать множества предметов разной величины по количеству и обсуждать это.
Счет на слух, ощупь и счет движений может вызывать затруднения. Поэтому учат сначала счету предметов, а затем вводят упражнения в счете на слух, ощупь и счет движений.
Дети иногда путают количественные и порядковые числительные. Для разрешения этой ситуации мотивируют применение различных числительных и учат различать вопросы "сколько?" и "который?".
Некоторые дети предпочитают использовать методы наложения и приложения вместо счета для сравнения множеств по количеству. Чтобы исправить это, учат устанавливать связи между числами, затем сравнивать множества на основе счета. Большинство и меньшинство рассматривают одновременно.
В вычислительной деятельности дети могут не понимать связей между числами. Для преодоления этой трудности сначала учат формированию соседних чисел друг из друга (п ± 1), а затем изучают их отношения (например, "больше на 1" и "меньше на 1") на наглядной основе.
Для эффективного решения данных задач и достижения поставленных целей, педагогу может помочь использование звеньевого счетного конструктора как важного инструмента в процессе формирования представлений детей о составе числа из единиц. Рассмотрим, каким образом звеньевой счетный конструктор может быть применен в обучении детей шестого года жизни
2. Применение звеньевого счетного конструктора в процессе освоения состава числа из единиц детьми шестого года жизни
В старших и подготовительных группах детей начинают знакомить с тем, как числа составляются из единиц. Этот процесс исследования количественного состава числа начинается с чисел в пределах от 1 до 5, а затем расширяется до 10. Понимание, как числа строятся из отдельных единиц, служит теоретической основой для таких вычислительных навыков, как прибавление и отсчитывание по единице [4]. Для обучения детей этому навыку можно использовать счетные палочки, методику числовых домиков и другие.
Мы предлагаем использовать звеньевой счетный конструктор. Он может быть представлен в виде паровозика с десятью вагончиками, которые можно присоединять и отсоединять и может быть выполнен как из бумаги, так и представлять собой объемный игрушечный паровозик (рис. 1, 2).
Рисунок 1. Игрушечный звеньевой паровозик
Рисунок 2. Бумажный звеньевой паровозик
Звеньевой счетный конструктор может быть представлен необычными фигурными звеньями разнообразных цветов и форм (рис. 3). С помощью звеньев можно составлять цветовые и геометрические ряды и цепочки.
Рисунок 3. Звеньевой конструктор
Примеры заданий с использованием звеньевого счетного конструктора:
Составление чисел в пределах от 1 до 10: Дети могут использовать звенья, чтобы составлять числа от 1 до 10. Например, для числа 4 они могут присоединить четыре вагончика-звена к паровозику. Это поможет детям понять, как числа состоят из отдельных единиц.
Сравнение и классификация: Детей можно попросить сравнивать и классифицировать звенья по разным критериям, таким как цвет, размер, форма.
Задания с арифметическими операциями: С использованием звеньевого счетного конструктора, педагог может предлагать задания для практики арифметических операций. Например, "Сколько звеньев нужно добавить к числу 3, чтобы получить 7?"
Также, при необходимости усложнения задачи, звеньевой конструктор из разноцветных звеньев можно группировать по фигурам и/или цветам. Задание может звучать примерно так: «Перед вами на столе цепочка из трех желтых треугольников, прибавьте к цепочке два синих квадрата и один красный круг. Сколько всего получилось?», или «Сделайте цепочку из двух синих квадратов, добавьте три желтых квадрата, добавьте два красных квадрата, уберите один синий квадрат»
Эти задания способствуют развитию математических навыков и обогащению представлений о числах, формах и цветах у детей шестого года жизни. Этот этап обучения дает детям уверенность и помогает им начать строить свое первое, но важное представление о том, как числа могут быть сформированы из отдельных единиц. Все это становится основой для более глубокого изучения и использования математических концепций в будущем.
Применение звеньевого счетного конструктора в обучении детей имеет несколько преимуществ по сравнению с другими известными методами, такими как счетные палочки, счет на пальцах, числовые домики и др.:
Визуальное представление и осязаемость чисел: Звенья счетного конструктора могут представляться в разнообразных цветах и формах, что делает материал еще более наглядным и интересным для детей. Это способствует лучшему визуальному восприятию и формированию представлений о числах.
Интерактивность и возможность создания чисел: Звеньевой счетный конструктор позволяет детям активно участвовать в процессе создания чисел. Дети могут собирать и разбирать звенья, создавая различные числа, что способствует более глубокому усвоению материала и развитию креативных навыков.
Больше возможностей для вариации: Звеньевой счетный конструктор предоставляет больше возможностей для вариации и создания разнообразных числовых комбинаций, чем традиционные счетные палочки. Это позволяет адаптировать обучение к разным уровням сложности и потребностям детей.
Игровой аспект: Звенья счетного конструктора могут рассматриваться как игрушка, что делает обучение более увлекательным и интересным. Дети могут использовать их для создания собственных игр и задач, что способствует лучшей мотивации и вовлеченности.
Адаптация к разным стилям обучения: Звеньевой счетный конструктор обладает большей универсальностью и адаптируемостью к разным методическим подходам и стилям обучения. Это позволяет педагогам более гибко работать с разными группами детей и уделять внимание индивидуальным потребностям.
Сравнение и анализ: Дети могут сравнивать числа, созданные с использованием звеньев, и анализировать, сколько единиц в каждом числе. Это поможет им лучше понять, как числа функционируют.
Индивидуальное и групповое обучение: Звеньевой счетный конструктор может быть использован как для индивидуальных занятий, так и для работы с группами детей. Педагоги могут адаптировать его под потребности каждого ребенка.
Вывод: звеньевой счетный конструктор предоставляет более широкий набор инструментов и возможностей для обучения числовым концепциям, что делает его эффективным и привлекательным вариантом для обучения детей.
Литература
Куцакова, Л.В. Конструирование из строительного материала / Л.В. Куцакова. – М. 2014. – 64 с.
Карамова, К. И. Средства и методы развития математических способностей у детей дошкольного возраста / К. И. Карамова, О. А. Хутиева // СТУДЕНТ года 2021 : Сборник статей Международного учебно-исследовательского конкурса в 6-ти частях, Петрозаводск, 19 мая 2021 года. Том Часть 5. – Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука», 2021. – С. 29-32. [Электронный ресурс] URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46124098 (дата обращения 26.10.2023)
Фрейлах Н. И. Ф86 Методика математического развития: учебное пособие / Н.И.Фрейдлах – 2 изд., перераб. и доп. — М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2015. — 240 с.
Теория и технологии математического образования детей дошкольного возраста [Текст] : учеб. пособие / Л. В. Воронина, Е. А. Утюмова ; под общ. ред. Л. В. Ворониной. – Екатеринбург: УрГПУ, 2017. – 289 с.